Но добавлено, что с учётом значительного влияния государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики появляются потенциальные возможности для стимулирования и обеспечения экономического роста.
В сообщении аудитора Счётной палаты РФ Алексея Каульбарса по итогам проведённого анализа указано буквально следующее: «Мы видим, что на практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного цикла» закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур, что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94».
Проверка показала, что с 2014 по 2019 годы удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31% ВВП. В 2019 году общий объём контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ равнялся 31,6 триллиона рублей, или почти 29% ВВП. По словам аудитора, это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста.
При этом ведомство полагает, что потенциал контрактной системы в полном объёме пока не раскрыт. Система государственных закупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%), неизменным уровнем конкуренции (около трёх заявок на лот) и недоверием участников рынка. Для дальнейшего развития системы не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок. Опрос, который провёл институт анализа предприятий рынка Высшей школы экономики, показал, что заказчики и поставщики иначе подходят к оценке эффективности, нежели регуляторы.
«Большинство участников считают закупку эффективной, если по её результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. При этом показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются главными критериями эффективности для государственных органов, считает значимыми относительно небольшое число участников», – привёл данные опроса господин Каульбарс.
Также проверка установила, что практически половина нарушений, которые ежегодно выявляет Счётная палата в сфере закупок, связаны с обоснованием цены. В 2019 году почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, приходится на нарушения при обосновании НМЦК (начальная максимальная цена контракта). Кроме того, в ведомстве указали на необходимость совершенствования единой информационной системы в сфере закупок и напомнило о проблемах с достоверностью размещаемой информации о закупках.