Решили не ставить крест на «Крестах»

Обсуждение: 8
4816

В Петербурге легендарный СИЗО решено перестроить в общественно-деловое пространство. Но есть ли смысл в такой метаморфозе?

Настоящая русская «Бастилия», известный на всю страну следственный изолятор «Кресты» в Санкт-Петербурге, который был закрыт в 2017 году, в ближайшее время планируют продать на торгах. Поскольку бывшая тюрьма имеет особое историческое значение, её комплекс, вероятнее всего, не снесут, а адаптируют под бизнес-центр, апарт-отель или какое-то открытое пространство для горожан и туристов. Но кто захочет добровольно находиться в месте, история которого бросает в дрожь?

Криминальная история «Крестов», длившаяся почти 130 лет со дня открытия в 1892 году, завершилась 6 лет назад, когда последних арестантов перевели в новые «Кресты-2» под Петербургом (к слову, самое большое СИЗО в Европе площадью 164 тысячи квадратных метра). В центре Северной столицы остался огромный пустой комплекс сооружений на 4,5 гектара, к которому никто не решался подступиться. Он числился на балансе у Федеральной службы исполнения наказаний, пока в минувшем мае его не передали госкорпорации «Дом.РФ».

Её представители пообещали вернуть обширные территории в городскую жизнь в качестве уже не тюремной инфраструктуры, и позднее в июне на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о масштабной перестройке бывшей тюрьмы в общественно-деловой кластер. Как прокомментировал заместитель генерального директора «Дом.РФ» Денис Филиппов:

При работе с такими объектами, как «Кресты», мы исходим из необходимости максимально сохранить архитектурную идентичность города, конкретного района. Одновременно важно при участии горожан, экспертов и потенциальных инвесторов этого проекта продумать новый функционал комплекса зданий на Арсенальной набережной. Это должна быть новая точка притяжения для жителей и гостей Санкт-Петербурга.

При этом, отмечают специалисты петербургского рынка недвижимости, круг лиц, заинтересованных в «Крестах», очень широк: это и крупные корпорации, и банки, и даже застройщики жилья. Нюансы покупки участка зависят только от наложенных на него ограничений и планов городской администрации на развитие данной территории.

Звучит это всё, конечно, интересно, да и старинный архитектурный комплекс в самом центре города действительно не должен пустовать. Вот только от мысли о перестройке бывшей тюрьмы в какой-нибудь бизнес-центр, отель или, прости Господи, жилой комплекс оторопь берёт. Всё-таки история этого места слишком мрачная, а его стены и земля под ними помнят слишком жуткие вещи…

Безусловно, СИЗО «Кресты» – локация абсолютно уникальная. Одна из самых больших и старых тюрем Петербурга повидала массу именитых «гостей»: первых российских революционеров, деятелей культуры, царских министров, советских военачальников, криминальных авторитетов 90-х годов. В своё время наказание здесь отбывали Лев Троцкий и Анатолий Луначарский, Александр Керенский и Владимир Набоков-старший, Лев Гумилев и Константин Рокоссовский. Тут скончался Даниил Хармс, оказавшийся в «Крестах» по ложному доносу, и перенёс сердечный приступ обвинённый в тунеядстве Иосиф Бродский.

А сколько драматичных попыток побега предпринималось из этой тюрьмы! Пожалуй, самая ироничная из них связана с заключённым по фамилии Волков, который проделал в стене «Крестов» дыру, в течение долгих месяцев аккуратно разбирая её по кирпичам и утилизируя их по одному в отхожем месте. Выбравшись на свободу, беглец первым делом направился в городскую баню, где по «счастливой» случайности столкнулся лицом к лицу со своими надзирателями, которые тоже пришли туда попариться в свой выходной день.

Другой хитрый арестант по кличке Червонец сумел влюбить в себя следователя Наталью, которая пронесла ему в камеру наган из сейфа своего коллеги. В результате, бандит воспользовался оружием во время этапирования в Москву и ранил майора, который его конвоировал. За пособничество криминальному Казанове, его возлюбленная сама угодила за решётку, получив семь лет лишения свободы.

Но столь невероятные и даже местами комичные истории были в «Крестах» исключением. В первую очередь, это место было наполнено болью, страданиями и страхом. Ко всем традиционным, отнюдь не приятным атрибутам классической тюрьмы добавлялся ещё и жуткий факт расстрела заключённых. Поскольку тюрьма носила статус «исполнительной», в одном из её корпусов приводили в исполнение смертные приговоры.

И теперь её территорию хотят переделать в деловой или даже жилой комплекс! Ходить на работу в такое место, останавливаться в качестве туриста, а уж тем более жить – развлечение скорее для любителей экстрима или не вполне здоровых людей. Как-то странно наслаждаться видами Невы из окон бывших тюремных камер, пусть даже и очень качественно переделанных, хотя бы отдалённо представляя, какие ужасы в них творились.

Кажется, единственный адекватный вариант модернизации «Крестов» – это превращение комплекса в музей. Да только вряд ли кто-то откажется от столь большого и лакомого куска земли в самом центре северо-западного мегаполиса…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

13.07.23 в 10:29
  • Полианна
    Полианна 13.07.2023 в 10:55 пишет:

    Самое подходящее для этого места действительно музей, со всеми справками о несправедливости и бесчеловечности, которая там происходила.... Всё остальное выглядит как танцы на боли, жестокости, и костях...

    Ответить
    Северный Олень
    Северный Олень 13.07.2023 в 13:12 пишет:

    СНести и не жалеть! Новостройки высокоэтажки на этом месте строить не надо, а сделать ПКиО можно.

    Ответить
    Doctor-LAW
    Doctor-LAW 13.07.2023 в 15:04 пишет:

    Апарт-отель в Крестах - это креативно. Почти как конкурс по копанию могил на время.

    Но лучше - большую студию БДСМ. Будет российский конкурент зданию арсенала в Сан-Франциско.

    Ответить
    Интересующийся
    Интересующийся 13.07.2023 в 15:29 пишет:

    Разве "Кресты" не является памятником архитектуры? Снос ему не грозит.

    Ответить