Ликвидации коррупции в отрасли инженерии, проектирования и строительства посвятили свой совместный труд три зарубежных эксперта. Это – Маартен де Йонг, являющийся директором службы этики и деловой этики в Нидерландах. Второй автор – Нил Стэнсбери, со-координатор Британского антикоррупционного форума. А ещё один – Уильям П. Генри, ныне пенсионер из США, а в прошлом – инженер по водным ресурсам, президент Американского общества гражданских инженеров и председатель Американской ассоциации инженерных обществ. Он, кстати, и по сей день является членом постоянного комитета по борьбе с коррупцией Всемирной федерации инженерных организаций и сопредседателем антикоррупционного комитета Координационного совета по гражданскому строительству Азии.
Предлагаю читателям За-Строй.РФ ознакомиться с моим переводом статьи этих трёх уважаемых экспертов.
***
Сектор инженерии и строительства был определён как самый коррумпированный сектор в мире. В течение долгого времени у отрасли не было согласованного плана решения этой проблемы, но в конце 1990-х произошло несколько событий, которые привели к самым далеко идущим усилиям в отрасли по борьбе с коррупцией. Мировые правительства, инженерные, строительные организации и частные лица прилагают усилия для борьбы с коррупцией и ведения бизнеса честно, прозрачно и справедливо. В этой статье мы обсуждаем масштабы коррупции в отрасли, описываем наиболее распространённые её типы, определяем действия, предпринимаемые для устранения коррупции в отрасли, и объясняем, что отдельные лица могут сделать для решения проблемы.
Мы все гордимся ролью инженерной и строительной отраслью в формировании нашего мира. Наши системы водоснабжения и водоотведения сделали больше для улучшения здоровья населения, чем все больницы в мире. Наши дороги и мосты, железные дороги, транспортные системы, аэропорты и порты доставляют людей из дома на работу и обратно, а товары от производителей к потребителям. Здания, которые мы строим, это – жильё, магазины, производство, энергия (нефтеперерабатывающие заводы, электростанции), образование (школы) и здравоохранение (больницы). Жизни, какой мы её знаем, не существовало бы без инженеров, конструкторов, поставщиков материалов и оборудования, кредиторов и владельцев, которые планируют, проектируют, конструируют, эксплуатируют и поддерживают нашу застроенную среду обитания.
Тем не менее, несмотря на всё хорошее, что сделала инженерная и строительная отрасль, она славится коррупцией. Сектор проектирования и строительства признан самым коррумпированным в мире. Долгое время в отрасли не было согласованного плана решения этой проблемы. Некоторые правительства приняли законы, запрещающие взяточничество за границей. Примером является закон о борьбе с коррупцией в США, но его применение было неоднородным. Однако в конце 1990-х произошло несколько событий, которые привели к самым масштабным усилиям отрасли по борьбе с коррупцией.
В этой статье мы:
Мы стремимся добиться того, чтобы все работники инженерной и строительной отрасли понимали, что:
Действительно, время борьбы с коррупцией пришло. По оценке Института Всемирного банка, ущерб от коррупции составляет 5 процентов мировой экономики или более 1,5 триллиона долларов в год. Учитывая все ситуации, требующие внимания в нашем мире, жизненно важно, чтобы мы понимали масштабы коррупции в инженерной и строительной отрасли, чтобы оценить приоритет, с которым мы должны уделять внимание её устранению. Для этого нам нужно понимать размер нашей отрасли и негативное влияние коррупции.
Насколько велика наша отрасль в мире? Размер измеряется триллионами долларов и составляет примерно одну треть от размера экономики США. Это больше, чем экономика Японии, и почти вдвое больше экономики Германии.
Никто не знает истинной цены коррупции. Однако, по оценкам, ущерб отрасли от коррупции составляет 10 процентов или 500 миллиардов долларов в год. Чтобы представить это число в перспективе, вспомните, когда Конгресс США принял новый закон о транспорте SAFETEA-LU (закон о безопасном, подотчётном, гибком и эффективном транспортном капитале: наследие для потребителей). После более, чем одного года дебатов законопроект обеспечил ассигнования в размере 286-ти миллиардов долларов в течение шести лет, или 47,7 миллиарда долларов в год. Таким образом, в глобальном масштабе потери от коррупции для инженерной и строительной отрасли могут более, чем в 8 раз превышать суммы средств, которые Правительство США ежегодно тратит на транспорт. Эти цифры показывают, что масштабы коррупции просто нельзя игнорировать.
Цифры рассказывают только часть истории, но не всю. Возникающие тенденции также важны. Два прогноза имеют серьёзные последствия для потенциальной коррупции в будущем.
Первый прогноз заключается в том, что 80 процентов денег, потраченных на инфраструктуру в мире, будут потрачены в развивающихся странах. По данным Организации Объединенных Наций, к 2020 году две трети крупных городов мира будут находиться в этих развивающихся странах.
О чём говорит нам этот уровень активности в развивающихся странах? Первое, что приходит в голову, это то, что в этих странах нет фирм по инженерному планированию и проектированию, строительству, поставщиков материалов и оборудования, необходимых для выполнения такого объёма работ. Итак, мы можем ожидать формирования глобальных консорциумов для реализации таких проектов. В этих странах будут работать новые фирмы, и будут установлены новые рабочие отношения. В каждой области будет свой способ ведения бизнеса, и предстоит много чего узнать о том, как это делается. Подобные неопределённости открывают большие возможности для коррупционных действий.
Второе, что приходит на ум, – это то, что в развивающихся странах часто наблюдается высокий уровень коррупции во всех сферах деятельности, а не только в инженерии и строительстве. Transparency International, крупнейшая в мире неправительственная антикоррупционная организация, отделения которой расположены в 90 странах, регулярно публикует Индекс восприятия коррупции, который оценивает воспринимаемый населением уровень коррупции в странах. Развивающиеся страны стабильно занимают самый низкий рейтинг, что указывает на высокую вероятность коррупции.
Когда вы смотрите на масштабы инженерной и строительной отрасли, средства, потенциально потерянные из-за коррупции, и прогнозы относительно основных направлений деятельности, вы получаете картину, которую можно интерпретировать как сценарий возможного роста коррупции в отрасли. Коррупция в настоящее время является серьёзной проблемой, которая может ещё больше усугубиться.
Хотя приведённые выше цифры иллюстрируют огромные финансовые потери, вызванные коррупцией, они не показывают человеческих потерь. Изъятие ресурсов из программ вакцинации, производства лекарств, строительства больниц, а также проектов обеспечения водоснабжением и продовольствием, ведёт к тому, что люди умирают от болезней и голода, которые можно было бы предотвратить.
Кроме того, коррупция приводит к объектам, построенным по небезопасным проектам или использующим опасные методы строительства, оборудование или материалы. Проще говоря, коррупция убивает.
Она убивает не только потому, что деньги, предназначенные для бедных, попадают в карманы коррумпированных чиновников, но и потому, что взятки приводят в действие цепь пагубных событий – выбору неквалифицированных подрядчиков; масштабному росту затрат; невыполнению работ; поставке некачественных товаров или часто вообще ни к чему, что препятствует развитию и увеличивает непроизводительный долг. Фактически, коррупция и порождаемые ею мошенничество, расточительство, злоупотребления и пренебрежение теперь широко признаны как единственное величайшее препятствие на пути развития бедных стран.
Коррупция, согласно Словарю Вебстера, – это нарушение целостности, добродетели или моральных принципов. Это также может быть побуждением к неправильным поступкам ненадлежащими или незаконными средствами. В инженерной и строительной отрасли коррупция может принимать несколько форм в зависимости от того, кто в неё вовлечён:
В инженерной и строительной отрасли существует множество форм коррупции. К основным из них относятся откаты и взяточничество, подставные компании, сговор и сговор на торгах, мошенничество и конфликты интересов. Государственные и проектные должностные лица могут отвлекать средства от проектов, требуя откатов от подрядчиков в обмен на присуждение контракта, оплату счетов-фактур или утверждение поправок к контракту или других услуг. Это наиболее распространённый способ кражи, поскольку его легко осуществить, трудно обнаружить, и он очень прибылен. Например, 10-процентный откат по проекту реабилитации дороги стоимостью 50 миллионов долларов принесёт 5 миллионов долларов (без налогообложения). И это всего лишь из одного проекта, многие коррумпированные чиновники управляют многими проектами.
Коррумпированные сотрудники или владельцы проектов нередко создают подставные компании, которые ведут бизнес с проектом, обычно по завышенным ценам за услуги низкого качества. Иногда сотрудники проекта переводят средства и активы проекта непосредственно на свои собственные нужды. Эти операции относительно невелики по сравнению с описанными выше и включают в себя такие простые, но приносящие вознаграждение правонарушения, как:
Коррумпированные подрядчики могут обманывать проекты (для возмещения затрат на взятки и завышения прибыли) путём завышения платы за товары и услуги, взимания платы за товары и услуги, которые никогда не были поставлены, замены материалов на материалы, указанные в контракте на менее дорогие и низкокачественные, или выставление счетов менее оплачиваемым сотрудникам по более высоким ставкам по контрактам на консультационные услуги.
Откаты и взяточничество – две стороны одной коррупционной монеты. Откаты (также называемые вымогательством) просят кто-то, кто находится у власти, от кого-то, кто ищет благоприятного решения со стороны того, кто у власти. Взятки лицу, принимающему решение, предлагает тот, кто ищет благоприятного решения. Откаты могут запрашиваться владельцами у инженеров или строителей, инженерами из потенциальных субподрядчиков, строителями из потенциальных субподрядчиков, а также поставщиками материалов или оборудования у потенциальных субподрядчиков или регулирующими, разрешающими органами у инженеров, строителей, поставщиков материалов или оборудования. Взятки осуществляются в обратном направлении.
В результате откатов и взяток средства, предназначенные для проектов, поступают в карманы людей. Когда откаты и взятки заменяют качество в процессе отбора, качество и надёжность проекта снижаются. Конечным результатом является то, что люди, которые нуждаются в этом проекте и полагаются на него, будут страдать.
Маршрут средств для получения откатов или взяток может быть довольно сложным. Денежные выплаты не оставляют следа для аудиторов. Международные банковские переводы сложно отследить. В некоторых странах невозможно установить право собственности на банковские счета или активы. Поддельные документы могут использоваться для создания, казалось бы, законных бумажных следов. В некоторых случаях для облегчения перевода средств используются посредники.
Часто бывает трудно отличить законные деловые отношения с посредниками от незаконных. Одним из основных атрибутов схем «откатов» и взяточничества является заговор молчания между участниками. По всем этим причинам схемы «откатов» и взяточничества процветали на протяжении веков и продолжают существовать сегодня.
Подставные компании часто являются вновь созданными организациями. Они не показывают истории успешной работы. Часто они предлагают разнообразные, разрозненные услуги. Вышеупомянутое также может описывать и законное совместное предприятие, созданное для проекта. Одно большое различие между подставной компанией и законным совместным предприятием заключается в информации о собственности. У подставной компании мало информации о собственности; совместное предприятие полностью прозрачно в отношении владельцев. Причина небольшого количества информации о собственности заключается в том, что владельцы не хотят, чтобы их знали. Это могут быть высокопоставленные правительственные чиновники, которые будут получать прибыль от подставной компании.
Владельцы также могут быть должностными лицами в отделе реализации проекта, которые будут иметь право голоса при предоставлении подряда на работу подставной компании. Прикрытая компания часто выступает в роли «местного агента» проекта, а не в качестве одного из ключевых производителей работы.
Сговор на торгах и просто сговор – это ещё одна коррупционная деятельность, которая может принимать самые разные формы. Персонал владельцев может участвовать, установив очень короткие периоды подачи заявок, чтобы только фирмы, которые они незаконно уведомили о предстоящей заявке, имели достаточно времени для подготовки обоснованной заявки. Персонал владельцев может также исключать квалифицированные фирмы из списков заявок и разрешать конкурировать только «привилегированным» фирмам.
Подрядчики могут вступать в сговор, заключая соглашения о том, кто получит каждый из серии проектов. Таким образом, «назначенный победитель» может подать искусственно завышенную ставку, а другие – ещё более высокую. Также возможен сговор между персоналом владельца и подрядчика. Например, предпочтительного подрядчика могут попросить подать искусственно заниженную ставку, чтобы гарантировать, что он получит проект. В ходе работ персонал владельца будет разрешать вносить изменения в контракт и вносить изменения в заказы, которые увеличивают доход подрядчика, снижают его стоимость или и то, и другое. Сговор на торгах и просто сговор также могут быть частью более крупных коррупционных схем.
Наконец, все виды конфликта интересов являются формами коррупции. Конфликты интересов могут варьироваться от конфликтов самих по себе – когда человек напрямую заинтересован в исходе, до более замаскированных, когда друзья и (или) члены семьи получают необоснованное вознаграждение. Способ минимизировать конфликт интересов состоит в том, чтобы потребовать раскрытия всех реальных и потенциальных конфликтов всеми сторонами – владельцами, потенциальными подрядчиками (инженерами или строителями, поставщиками и кредиторами) – проекта до начала закупочной деятельности.
Во время выполнения проекта или серии проектов часто возникают «красные флажки», которые могут указывать на коррупцию:
Итак, коррупция существует. Мы можем просто признать, что таков мир, или действовать сейчас и действовать сообща, чтобы искоренить коррупцию в нашей отрасли. Выбор за нами!
(Продолжение следует)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.10.20 в 15:51
А лучшая борьба, это просто не давать взятки! Но наши так уже не умеют, они даже за то что не надо дают....приучая что ли...
Полианна, не давать взяток у нас не получится, ибо саморегулирование, каково оно есть в нашей реальности, основано на вымогательстве. Вряд ли отцы-основатели саморегулирования предполагали, что так получится. Но их уже давно с почестями оттеснили на второй план рвачи, которые пришли им на смену.
Да на кол их всех!
Разводят тут дискуссии-науки... Сразу ясно - еврогейская философия толерастии. Мы ею уже захлебнулись с конца 80-ых. До сих пор гребем, гребем, выгрести из болота не можем.
Кого гребёте то? еврогейскую философию?)))
Захлебнулись, говорю, еврогейской философией. Из неё выгрести не можем.
Все эти Йонги, Стэнсбери, Генри и прочие саксы-ученые по коррупции нам эту заразу в конце 80-х и занесли вместе с рыночной экономикой, джинсами, жвачкой и колой.
Как по мне, так страшна даже не столько сама взятка, сколько та ситуация, при которой по архизавышенной цене за деньги из бюджета страны (т.е. за наши с вами налоги) общество получает либо говнопродукт, либо вовсе ничего не получает.
Кто и за что получил контракт на производство работ, мне, как простому гражданину, на самом деле, не интересно. Мне интересно, чтобы за мои налоги качественно решались проблемы общества, и государство не ныло в очередной раз, что в бюджете на все наши беды денег нет и нужно в очередной раз повышать налоги и сборы.
Не хочу слушать: "Денег нет, но вы там держитесь!"
Собственно, коррупция - это значительно шире, чем взятка. Вот я к чему.
В России граница между взяткой и платой за труд всегда была довольно
условной. Вплоть до XVIII века государственные чиновники жили благодаря
"кормлениям", то есть подношениям от тех, чьими проблемами они
занимались. В дошедших до нас записях земских старост о расходах
подробно указывается, сколько денег, мяса, рыбы, свечей, пирогов и
других полезных в хозяйстве предметов "несено" воеводе, подьячим и
прочим слугам государевым. Такие подношения были делом обыкновенным и
непротивозаконным. Даже в московских приказах, где большая часть
служащих получала зарплату, пусть и небольшую, "кормление от дел" было
существенным и вполне легальным источником чиновничьего благосостояния.
Для того, что мы сейчас называем взятками, в юридическом языке
XVII века существовало несколько названий. При этом если "почести"
(предварительные подарки должностному лицу, "решавшему вопрос") и
"поминки" (так называли подарок "по итогам") считались вполне законными
вещами, то за "посулы", то есть за нарушение закона за плату, полагались
телесные наказания. Именно за посулы в 1654 году были биты кнутом князь
Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги с купцов, которых
царь Алексей Михайлович собирался переселить в Москву. Купцам туда не
хотелось, и они предпочли дать взятку, не подозревая, что царь и без нее
уже отменил свое решение. Тем не менее князь потребовал с купцов 150
рублей, а дьяк — 30 рублей и бочку вина.
Для особо интересующихся историей вопроса читайте здесь.
Вот теперь мне понятно почему теже НОСТРОЙ и НОПРИЗ не создают специального органа по рассмотрению поступающих жалоб на них самих, на СРО и членов СРО. Самим кормиться то надо....
Вскоре после смерти Петра I жалованье чиновникам отменили, и "кормление
от дел" вновь стало для госслужащих единственным способом не умереть с
голоду. В этой ситуации честному чиновнику было просто неоткуда взяться,
ведь отличить "кормление" от взятки, даваемой за решение проблемы в
обход закона, часто было невозможно. Да и верховная власть, издавая
грозные указы, боролась со взятками скорее для порядка, чем в расчете на
победу. "Ненасытная жажда корысти,— укоряла взяточников императрица
Елизавета Петровна,— дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для
правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие —
предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением
беззаконникам".
Коррупция есть. Мы поняли. А что делать? Давайте теперь рецепт и таблетку! Только из разряда реальных лекарств, а не таких типа "просто мы все не должны давать взятки". Это более на проповедь священника будет походить.
За множество веков рецепт так и не выработан. В нашем случае его тоже нет. Можно только обсуждать что делать и как...
А-а-а-а... Обсуждать и ни за что не отвечать - это мы любим. Это наше всё.
Дорогой Доктор, немного терпения, дождитесь публикации второй части. Кое-какие ответы на свои сакраментальные вопросы Вы получите.
Жду с нетерпением! Ваши публикации всегда поучительны и полезны.
Доктор, против коррупции есть единственная таблетка - широкий общественный резонанс в каждом конкретном случае. Тогда и органы прокуратуры начинают чесаться. Кстати, новый Генеральный прокурор, по-видимому, неспроста признал работу с обращениями граждан одним из самых приоритетных направлений. Лично мне очень понравилось его Указание от 6 марта 2020 г. № 137/9, обязывающее прокуроров всех уровней осуществлять прием граждан по вопросам обжалования действий (бездействия) нижестоящих прокуроров. Насколько эффективно это будет работать, мы узнаем в скором времени.
Да, у нового Генерального запал пока имеется... Посмотрим, на сколько его хватит, и как его слова будут дружить с реальными делами.
Генеральные приходят и уходят, а коррупция остается.
Дискуссии разводить большой хитрости не надо.