Вопросы ценообразования были и продолжают оставаться одной из краеугольных проблем строительной отрасли страны. Главная причина в том, что вопрос об определении «справедливых» цен на строительные работы во многом лежит в идеологической плоскости. Ведь справедливость у всех разная.
Дело тут даже не во вполне понятном стремлении заказчика получить большие объёмы работы за меньшую сумму и в противоположном стремлении подрядчика. Речь идёт о куда более глубоком противоречии рыночной экономики и плановых механизмов. С точки зрения государства без плана невозможно никакое более-менее прогнозируемое развитие. Необходимо задавать векторы целей, определять конечные показатели, и уже ориентируясь на них ставить задачи и закладывать финансирование. Но на практике учесть все факторы оказывается физически невозможно.
Никто не может спрогнозировать на длительный срок макроэкономические показатели, такие, как конъюнктура на сырьевых рынках, от которой зависит доходность российского бюджета, рост политической напряжённости, санкционные риски и сложные взаимоотношения с основными экономическими партнёрами Российской Федерации. А ведь от этого напрямую зависит изменение величины инфляции, благосостояние населения, внутренний спрос, а значит, и состояние дел в строительной отрасли.
Что уж говорить, если даже региональные особенности нельзя считать абсолютной константой в строительном деле. В Барнауле буквально на днях было официально изменено сейсмическое зонирование, что может привести к скачку цен на квадратный метр. В регионах, где много веков стояла вечная мерзлота, начинают таять грунты, а это совершенно другие требования к фундаментам, объёмам работ, ценам на строительство капитальных объектов. Не говоря о том, что вообще никто не мог предвидеть появление такой страшной, но объективной проблемы, как коронавирус.
Весь этот непростой расклад приходится учитывать в сметном деле, буквально балансируя на лезвии бритвы. Заложить в нормативы чуть больше – и триллионы с огромным трудом заработанных бюджетом денег будут растрачены впустую, страна не досчитается сотен объектов социальной инфраструктуры и миллионов квадратных метров. Заложить поменьше – и конкурсы станут нерентабельными, крепкие подрядные компании начнут разорятся, а заложенные на развитие денежки попросту не будут освоены.
Не будем лукавить, с точки зрения рядового инженера-сметчика ничего критичного в сложившейся ситуации нет. Ему для работы достаточно знать конечную цифру, на которую необходимо выйти, используя огромный и противоречивый массив нормативной документации и собственные профессиональные приёмы. Но уже на уровне руководителя строительной компании умение рассчитать объективную цену работы становится жизненно важным навыком. А перед ведущими специалистами отрасли, горизонт планирования которых гораздо шире, чем уровень одного контракта и одного предприятия, проблема ценообразования встаёт во всей своей пугающей сложности.
Не остаются в стороне от вопросов ценообразования и оба главных Национальных объединения с обязательным членством. При этом каждое применяет для поиска ответов свой подход и свои, привычные методы работы.
В июне 2020 года в структуре Национального объединения строителей появился департамент ценообразования в строительстве. Официальному созданию такого подразделения и появлению информации о нём на сайте НОСТРОЙ предшествовало его длительное, многомесячное существование на «подпольной основе». Новости периодически мелькали в сводках пресс-службы и аффилированных с Национальным объединением СМИ, иногда на различных мероприятиях появлялся Павел Малахов, которого представляли в качестве главы подразделения. Иногда строителей приглашали поучаствовать в тех или иных опросах, иногда предлагали поделиться своими соображениями насчёт отдельных стандартов, разрабатываемых Минстроем России.
Судя по всему, Национальное объединение имело далеко идущие планы в данном направлении на 2021 год, делиться которыми ни с кем не собиралось. Так, в материалах, которые ещё ранее просочились в открытый доступ, указывалось что в штат нового департамента ценообразования войдут 5 человек. Для этого было необходимо заложить только ФОТ в размере 8,4 миллиона рублей в год, а если добавить отчисления, то 10,93 миллиона. С учётом неизбежных дополнительных расходов на аренду, связь, командировки, расходные материалы итоговая сумма могла вырасти в 2-3 раза. При этом ни слова не было сказано о том, какие функции возложены на департамент, какие задачи перед его сотрудниками будут поставлены и какой круг вопросов им придётся решать.
Подход, когда создание структуры и закладывание сметы под неё предшествует формулированию целей и задач, встретил острую критику со стороны сообщества. Вначале отдельные члены Совета НОСТРОЙ, а затем и практически все окружные конференции строительных СРО подвергли критике действия дирекции по расширению собственных функций без согласования с членами Национального объединения.
И хотя в итоге расходная часть Сметы-2021 на предсъездовом заседании Совета НОСТРОЙ была сформирована с учётом развития таких направлений как ценообразование и техническое регулирование, очевидно, что на понимание и поддержку среди строителей новый департамент рассчитывать не может. К сожалению, даже благие начинания, проводимые в директивном режиме, без учёта интересов сообщества, невольно воспринимаются как очередной распил сметы.
Говорят, что когда в двадцатых годах прошлого века молодая большевистская Россия столкнулась с важной на тот момент проблемой – дефицитом валенок, то в ответ на это было немедленно создано отдельное ведомство, курирующее изготовление этого вида обуви. Со временем государство научилось решать свои проблемы более действенными методами, но позыв создавать под каждую задачу отдельную структуру, видимо, лежит глубоко в природе любого чиновника. А НОСТРОЙ, привыкший работать в административно-командном стиле, во многом стал копировать именно чиновничьи повадки в своей работе.
Однако, как показывает опыт НОПРИЗ, к решению проблем ценообразования можно было приступить и другим путём. Вместо того, чтобы формировать новые структуры в Аппарате, закладывая под них финансирование и прописывая должностные обязанности, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков сформировало комитет, в который вошли ведущие представители отрасли на общественных началах. Таким образом, заниматься проблематикой будут сами представители сообщества, а Нацобъединение станет площадкой для работы, обеспечит взаимодействие и продвижение.
Комитет по совершенствованию экспертизы и системы ценообразования в архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях был сформирован в июне решением Совета Национального объединения на базе Комитета по экспертизе и аудиту. Строго говоря, речь идёт не о новом направлении, а о конкретизации уже проводимой политики. Так, в прошлом году по инициативе комитета была выполнена работа «Анализ действующей системы ценообразования при определении стоимости проектных и изыскательских работ, с подготовкой предложений по её совершенствованию».
НОПРИЗ совместно с Минстроем уже проводит работу в части разработки методик по расчёту индексов изменения сметной стоимости. Была определена структура реальной себестоимости ПИР, удельная доля затрат в структуре себестоимости изыскательских работ и удельная доля затрат в структуре себестоимости проектных работ. Действующий приказ Минстроя России от 13 января 2020 года № 2/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов» позволяет регламентировать актуализацию 84-х действующих сборников цен, при этом сокращая сроки рассмотрения предложенных инициатив до 25-ти дней. На сегодняшний день ведётся работа по актуализации девяти методик, инициаторами актуализации которых выступают федеральные Минстрой, Минкульт и Роскосмос. Завершение актуализации документов запланировано на конец текущего года.
Подробнее о том, чем и как планирует заниматься НОПРИЗ в рамках работы по ценообразованию в строительстве, было рассказано в ходе конференции «Актуальные вопросы ценообразования проектно-изыскательских работ». Мероприятие прошло в Симферополе 22 августа при личном участии президента Национального объединения Михаила Посохина. Модератором выступил член Совета НОПРИЗ, председатель комитета по ценообразованию и экспертизе Александр Вронец. Встреча состоялась в рамках конференций, организованных для саморегулируемых организаций – членов НОПРИЗ Приволжского федерального округа. Участие в работе также приняли вице-президенты, члены Совета Анвар Шамузафаров и Александр Гримитлин, руководитель Аппарата Нацобъединения Сергей Кононыхин и другие представители сообщества.
Михаил Посохин обратил внимание на необходимость учёта при формировании ценообразования жизненного цикла объекта не только технические параметры и расчёты, но и творческой составляющей работы архитектора, конструктора, инженера. В противном случае не удастся достичь необходимого уровня прогресса. Если не будет развития творческой мысли, изначальной идеи, то велики шансы ограничиться только типовыми строительными объектами.
В ходе конференции были намечены и основные концепции, которые НОПРИЗ планирует положить в основу своей работы в части ценообразования. В частности, отмечалось, что заказчик в настоящее время удаляется от технологий проектирования, а значит, и работу проектировщика необходимо выстраивать таким образом, чтобы заказчик понимал необходимость инвестиций на стадии проекта объекта с учётом последующей эксплуатации.
Далее было сказано о важности внедрения технологий информационного моделирования, возрождения системы наставничества в проектно-изыскательском деле, а также актуальность минимизации жизненного цикла объекта и выработки Нацобъединением изыскателей и проектировщиков методики подходов к решению этих вопросов. При этом нужно думать о программном обеспечении с точки зрения замены иностранных программных продуктов отечественными. Тем более, что такие решения на рынке есть, и компания Autodesk уже давно не является монополистом в мире строительного проектирования.
Наконец, Анвар Шамузафаров высказал мнение о значимости пересмотра действующих методик расчёта ценообразования с точки зрения их финансирования. И указал на важность применения разных подходов к ценообразованию объектов, финансируемых за счёт частного капитала и объектов, финансируемых из средств государственных бюджетов разного уровня.
Словом, пока можно отметить перспективность подхода, принятого в НОПРИЗ. Уже существует хороший задел, намечены новые подходы к ценообразованию в проектно-изыскательской отрасли, составлен план практической работы. А главное, проектно-изыскательское сообщество активно участвует в этой деятельности, поскольку видит, что речь идёт о его же интересах.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.09.20 в 07:59
Я так и не понял : НОСтрой будет заниматься созданием справедливых сметных цен для строителей!
Департамент ценообразования в строительстве в арсенале НОСТРОЙ имеется. Я бы поставил вопрос по-другому: чем этот департамент будет заниматься? Установленными задачами или имитацией бурной деятельности?
Скорее ИБД. Просто потому что это лучше получается....
Сколько структур занимается вопросами ценообразования в строительстве? 5, 6?
А воз и ныне там :(
НОСТРОЙ с огромным удовольствием занимается всем, кроме своих основных функций, определенных частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ.
Так ценообразования как таковое не входит в перечень основных функций, значит есть шанс, что молодцы займутся делом.
Эх, Сергея Титова тут не хватает. Он бы в красках рассказал и о Сметном мастерстве и о ценообразовании в деталях.... Мне кажется он это пропагандирует годов с 80х))
А что с Красноярским краем, Якутией, Южным Уралом, Южной Сибирью, Дальним Востоком, Краснодарским краем, Крымом, Кавказом? Скромно только о Барнауле.
Наиболее серьезной проблемой представляется именно несистемность всех этих движений: НОПРИЗ, НОСТРОЙ, МИНСТРОЙ что-то утверждают, латают, а давно уже назрели реформы.
Вот сейчас кто-нибудь четко представляет, что есть строительные работы, а что - монтажные? Почему в стоимости строительства раньше даже меблировка учитывалась? Почему в регламенте о безопасности зданий не учитывается технологический процесс? Почему это вообще технические нормы в виде стандартов и СП разрезаются и отделяются от правовых актов в виде всяких постановлений и приказов? А сметные нормы разрабатываются отдельно от всего этого рукоблудия?