Одновременно простой и изысканный, предназначенный для праздного отдыха и философских исканий, такой сад не перестаёт привлекать внимание ландшафтных дизайнеров, вдохновляя их на смелые творческие эксперименты. Строго говоря, каменный сад является элементом более широкого понятия – парка в японском стиле, но вполне может существовать как самостоятельный проект. Очевидный его плюс – возможность разместить всю композицию на небольшой площадке. Даже один валун, удачно вписанный в пространство, сразу вызывает ассоциацию с японским пейзажем.
По заветам Бусидо
В современном европейском дизайне правила японского паркового искусства применяются в адаптированном виде, но его ключевые каноны остаются незыблемыми. Они были сформированы в эпоху становления кодекса Бусидо – кодекса самурая. Сады способствовали уединению и созерцанию, которым японский рыцарь предавался в поисках совершенства.
Классический комплекс размещается на площадке, покрытой песком, мелкой галькой или гравием. На песке граблями выводятся линии, символизирующие воду. Камни обозначают скалы и острова. Всего выкладывается семь или пятнадцать камней, которые изящно соединяются в группы таким образом, что из каждой точки площадки взгляду были доступны лишь шесть или четырнадцать из них. В Японии считается, что все элементы одновременно может увидеть только просветлённый человек, которому удастся подняться над ними.
Геометрия и цветовое решение
Сэкитэй – это подражание первозданной природе, в которой нет симметрии и идеально прямых линий. Таким образом, дорожки в саду, берега водоёмов и русла каменных ручьёв повторяют естественные контуры. Камни для композиции не должны быть одинаковыми. Выбираются гладкие, обточенные водой и ветром валуны, глыбы – осколки скалы, небольшие камни причудливой формы. Расцветка их контрастна, ведь в японской философии весь мир являет собой единство и борьбу противоположностей.
Не стоит предвзято относиться к чёрному цвету, который в отличие от европейской традиции для японцев означает ликование и счастье. В каменных садах часто специально возводятся или используются уже существующие стены. Их задача – оттенить тот или иной предмет. Вместе с тем композиция должна содержать зоны открытого пространства, символизирующего свободный дух самурая.
Выбор материалов
Японская классическая культура признает только натуральные материалы. Кроме камней, согласно канонам искусства фэншуй, при организации пространства следует использовать дерево, металл, воду и огонь. Крайне не рекомендуется размещать в саду камней предметы из пластика, которые непременно разрушат общее впечатление от природной гармонии. Приветствуется использование керамики, стекла. Площадку хорошо покрывать галькой и песком разных оттенков и фракций. Если позволяет размер и природные условия, то на участке высаживаются растения, которые более или менее соответствуют данной местности. Желательно, чтобы среди них было несколько вечнозелёных, которые не позволят саду утратить декоративность в зимний период. Другие рекомендуемые растения – японский клён, папоротники, саза – невысокий бамбук, бересклет, рододендроны, хризантемы, азалии.
Плюс отпугиватель оленей
Выбирать декор нужно продуманно. Каждому элементу суждено стать частью композиции, но не оттягивать на себя основное внимание. Идеально подходят для данной задачи разнообразные светильники: это и стилизованные электрические лампы, и традиционные японские фонари. В качестве украшения со смыслом прекрасно подойдут керамические или металлические скульптуры – фигурки магических животных и божеств. Но к подобным изображениям следует относиться деликатно, так как для буддистов и синтоистов они являются предметом поклонения и уважения.
Так, статуя Будды обязательно размещается на некотором возвышении, чтобы быть заметной со всех концов сада. Перед ней непременно устраивается место для символических подарков. Ещё одним традиционным атрибутом сада в японском стиле является сиси-одоси – отпугиватель оленей. Его стук на фоне журчания воды и монотонно повторяющиеся движения создают особую атмосферу, располагающую к медитации. Обязательным элементом является водоём. Если условия участка не позволяют, то пруд успешно можно заменить сухим ручьём из гальки – искусной имитацией русла только что опустевшего ручья.
При проектировании сада камней непременно нужно добиваться его гармоничного сочетания с окружающим ландшафтом, постройками, домом. Именно в этом случае зритель будет испытывать не только эстетическое удовлетворение, но и ощущать глубокое душевное умиротворение и гармонию.
ВИДЕО:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Смотрится, конечно, необычно, но так холодно, я бы не хотела иметь у себя на участке сад камней.
Японский сад камней смотрится круто, но его нужно поддерживать в надлежащем виде, что не просто.
Легче, чем альпийскую горку. Поэтому, если в ландшафте хочется камней, то лучше так.
Когда оформляла свой сад, старалась, чтоб все выглядело максимально естественно, а еще использовала несколько крупных камней для декора. Такие валуны действительно придают ландшафту изюминку и делают его более живописным.