Душа интерьера, закалённая в огне
В мире дизайна существует множество материалов, но лишь некоторые из них обладают такой же глубиной и душой, как керамика
Её история исчисляется тысячелетиями, а тактильная теплота и уникальность каждой вещи до сих пор не имеют аналогов. Декоративная керамика для интерьера – это не просто аксессуар, это завершающий штрих, способный кардинально преобразить пространство, наполнив его характером и историей. В отличие от серийного заводского производства, каждая керамическая работа несёт на себе отпечаток пальцев мастера, что делает её особенной, почти одушевлённой.
Как делают керамику?
Процесс рождения керамики напоминает алхимию, где простые природные материалы – глина, вода, огонь – под руками человека превращаются в произведение искусства. Всё начинается с выбора глиняной массы. Для интерьерных объектов часто используют различные её виды: от терракотовой, известной своим тёплым красно-оранжевым цветом, до каолина, являющегося основой для изысканного фарфора. Кстати, от состава глины и температуры обжига напрямую зависят итоговые свойства изделия – его прочность, пористость, цвет. Мастер может работать на гончарном круге, рождая идеально симметричные формы, или использовать ручную лепку, создавая скульптурные, экспрессивные объекты, в которых ценятся именно лёгкая неровность и живой след прикосновения.
После первичной сушки и первого, так называемого утильного обжига, наступает самый творческий этап – декорирование. Здесь керамист применяет целый арсенал средств. Один из самых древних и уважаемых методов – глазурование. Глазурь, по сути, представляет собой стеклообразное покрытие, которое при последующем высокотемпературном обжиге плавится и намертво спаивается с глиняным черепком.
Именно глазури мы обязаны богатством цветов и эффектов: бывают прозрачные и цветные, глянцевые и матовые, глазури с кракелюрами – тончайшей паутиной трещин, или с эффектом потёков, когда цвет струится по форме, создавая непредсказуемые узоры. Представьте большую напольную вазу с глазурью «селадон» – её мягкий зелёно-серый оттенок и бархатистая поверхность мгновенно создают в комнате атмосферу спокойствия и утончённости.
Помимо глазури, существует техника росписи ангобами – цветными жидкими глинами. Этот способ позволяет создавать более графичные, иногда даже наивные рисунки, которые после обжига становятся частью самого изделия. Ещё один эффектный приём – дымление или обжиг в бочке, когда готовое, но неглазурованное изделие помещают в ёмкость с горючими материалами, например, опилками. В процессе тления дым и копоть создают на поверхности уникальные, абсолютно неповторимые узоры, от дымчато-серых до глубоких чёрных.
Искусство выбора
Выбор конкретной керамической вещи для интерьера всегда зависит от задачи. Крупные объекты – напольные вазы, большие кашпо, скульптурные композиции – часто выступают в роли акцентных доминант. Их можно поставить в гостиной в углу дивана или в прихожей, создав тем самым точку притяжения взгляда. Такая ваза может годами стоять пустой, и её художественной ценности от этого ничуть не убавится. Средние по размеру предметы – настольные вазы, декоративные тарелки, комплекты керамических шаров – отлично работают на полках, каминных полках или обеденном столе. Они добавляют слоистости и детализации, не перегружая пространство. Например, группа из трёх-четырёх керамических сосудов разной высоты, но в одной цветовой гамме, может идеально сбалансировать композицию на длинной книжной полке.
Маленькие керамические безделушки – подсвечники, миниатюрные фигурки, подвесные маски – это своеобразные интерьерные бриллианты. Они расставляют лёгкие, почти незаметные с первого взгляда акценты. Их можно передвигать, подстраивая под настроение, что придаёт интерьеру динамику и живость.
Очень важно учитывать стилистику самого помещения. Для скандинавского интерьера с его культом простоты и натуральности идеально подойдут предметы из неглазурованной керамики – терракоты или шамота. Их шероховатая, тёплая поверхность будет великолепно контрастировать со светлым деревом и текстилем. Современная минималистичная гостиная заиграет новыми красками с одним-двумя предметами японской или корейской керамики, где ценится асимметрия, намёк и глубина цвета.
А вот в бохо-стиль или эклектичный интерьер можно смело пригласить сразу несколько «громких» персонажей: яркие майоликовые тарелки с сочным растительным орнаментом, фигурки с наивной росписью, сосуды сложных, почти фантастических форм. Здесь керамика участвует в общем весёлом хоре, не боясь перекричать других.
Красиво и полезно
Кстати, о функциональности. Многие декоративные предметы из керамики могут с лёгкостью совмещать эстетическую и утилитарную роль. Большой кувшин ручной работы может служить отличной ёмкостью для хранения кухонных приборов, а изысканное блюдо – стать стильной подставкой для ключей или ювелирных украшений. Скульптурное кашпо, даже без живого растения, остаётся самодостаточным арт-объектом, но с появлением в нём зелени начинает звучать совершенно по-новому, вступая в диалог с живой формой.
Уход за декоративной керамикой, несмотря на её кажущуюся хрупкость, не составляет большого труда. Достаточно периодически смахивать с неё пыль мягкой кистью или сухой тканью. Моющие средства можно использовать лишь для плотных, без трещин и сколов, глазурованных поверхностей, да и то без абразивных составляющих. Главный враг большинства керамических изделий – это резкие перепады температур и падения, против которых у глины, увы, иммунитета нет. Но даже эта хрупкость – часть её философии, напоминание о том, что прекрасное требует бережного отношения.
В конечном счёте декоративная керамика – это инвестиция не столько в интерьер, сколько в атмосферу дома. Она привносит ту самую «изюминку», которую невозможно воспроизвести массово. Это история, застывшая в форме, цвет, рождённый в огне, и та самая душа интерьера, которую так приятно ощущать каждый день, просто проходя мимо и касаясь шероховатой поверхности вазы краем ладони.
ВИДЕО:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!