Ставка выше, чем жизнь?
Банк России сохранит базовую ставку 17% и будет удерживать её на высоком уровне ещё несколько лет
Такой неутешительный прогноз сделал эксперт, который не понаслышке знаком с внутренней «кухней» мегарегулятора – бывший первый заместитель председателя Центрального Банка РФ, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Олег Вьюгин.
В интервью «Бизнес газете» Олег Вячеславович сослался на опыт наших американских непартнёров. В Соединённых Штатах Америки в 1979 году вследствие нефтяного шока возникла хроническая инфляция на уровне до 14%. Ответные меры принял тогдашний председатель Федеральной резервной системы Пол Волкер, которому было поручено любой ценой снизить инфляцию до 3-4%. В течение одного года ставка ФРС была поднята до 20%. Когда она вышла на пик, инфляция действительно начала снижаться. Но этот процесс занял ещё два года, пока инфляция вышла на уровень 3-4%. Ставка всё это время постепенно тоже снижалась, но оставалась существенно выше инфляции.
При этом бывший первый зампред ЦБ РФ отметил:
Политики и бизнесмены говорили, что Волкер разрушает строительство, промышленность и другие отрасли США. Соответственно, сразу было ясно, что реализация цели снизить инфляцию до 3-х процентов породит большие проблемы в экономике, но Штаты через это пройдут и вернутся к нормальной жизни. Так и получилось.
Господин Вьюгин уверен, что российский Центробанк руководствуется такими же соображениями: ему нужно решить, надо ли спешить, или дождаться, когда всё-таки будет чёткая тенденция падения инфляции. Только после этого можно приступить к снижению ставки.
Экономист высказался и по другой больной теме – почему финансовый блок усиливает рубль, фактически лишая бюджет экспортных доходов и убивая собственное производство:
Что касается снижения курса рубля, то монетарные власти им не управляют. У нас курс рубля, несмотря на то, что теперь он внебиржевой, всё равно формируется, по сути, рыночным способом, просто это происходит на внебиржевом рынке. Курс рубля зависит от сальдо торгового и платёжного баланса. Положительное сальдо торгового баланса в этом году ожидается 130 миллиардов долларов. Поэтому с чего рублю падать?
По мнению профессора ВШЭ, раньше на курс рубля позитивно сказывался отток капитала, который «забирал эту дельту и отправлял за границу». Курс рубля зависел ещё от финансовых трансграничных потоков. Но сейчас это происходит в очень небольших размерах по решению экспортёров, которые оставляют экспортную выручку на зарубежных счетах аффилированных компаний. Также есть ограничения на вывоз для банковских переводов – не более 1-го миллиона долларов в месяц. Поэтому получается, что положительное сальдо давит на укрепление рубля.
Что же, сказано вполне откровенно. Бывший топ-менеджер ЦБ РФ вполне последовательно показал тот ход мыслей, которым руководствуются сотрудники этой специфической организации. Главной задачей российские финансисты видят не развитие промышленности, не наполнение бюджета и не благосостояние российских граждан, а укрепление рубля и борьбу с инфляцией. Ради чего готовы «заморозить» реальный сектор в стране до уровня трупного окоченения.
Официально такой подход объясняется заботой о стабильности финансовой системы. Но есть в этих словах и доля лукавства. Сильный рубль невыгоден ни бюджету, который недополучает экспортные доходы, ни внутренним производителям, вынужденным конкурировать с дешёвым импортом. Зато он очень удобен для импортёров, заваливающих страну азиатским ширпотребом, и финансистов, зарабатывающих огромные деньги на ОФЗ с плавающим курсом, сделках РЕПО и прочих денежных манипуляциях.
Не случайно с начала СВО прибыль российских банков бьёт рекорд за рекордом. По итогам 2024 года банковский сектор показал чистую прибыль в размере 3,8 триллиона рублей. Это на 15,2% выше результата 2023-го. Для сравнения: за счёт повышения НДС и налоговых ужесточений для малого и среднего бизнеса власть рассчитывает собрать дополнительно 1,3 триллиона рублей.
Между тем, предприятия всё чаще вводят четырёх- и даже трёхдневную рабочую неделю или отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска. На четырёхдневку перешли КамАЗ, АвтоВАЗ, предприятие «ВСМПО-Ависма», которое производит титан для авиации, и даже Уралвагонзавод. Выглядит совершенной фантастикой, но предприятие, которое выпускает и ремонтирует бронетехнику, отправляет людей по домам во время ожесточённых боевых действий!
Бастуют угольщики и энергетики. Наконец, останавливаются железные дороги. Генеральный директор ОАО «Российские железные дорогии» Олег Белозёров сообщил, что уже до 1 ноября будут готовы предложения по сокращению числа сотрудников, структурным преобразованиям и изменениям в расписании. Прежде всего будут введены ограничения на приём новых сотрудников. Полное сокращение штата затронет и управляющий персонал, который ещё в августе заставили брать неоплачиваемый отпуск по два дня каждый месяц до конца года.
Экономическая ситуация резко осложнилась в 2022 году – тогда в РЖД зафиксировали падение грузоперевозок на 3,9%, а в 2024-ом – на 4,1% (рекорд за последние 15 лет). За январь-сентябрь 2025 года перевозки РЖД упали ещё на 6,7%. Рекордный обвал (на 26,6%) зафиксирован в перевозках зерна. Согласно отчётности по РСБУ, чистая прибыль РЖД по итогам полугодия 2025 года сократилась на 95%. При том, что именно грузоперевозки служат наиболее объективным показателем экономической активности, в отличие от бумажных цифр ВВП.
Крупнейшие розничные сети жалуются, что россияне стали массово экономить на еде. Из-за «экономических реалий» ритейлеры испытывают проблемы с продажами и вынуждены сдерживать цены «на полке». Это, в свою очередь, приводит к падению рентабельности: в этом году у крупнейших розничных сетей она может опуститься до исторического минимума – 1,7-1,9%.
Получается довольно специфический подход, когда финансовая политика, проводимая российскими экономистами, приводит к стагнации практически во всех сферах экономики – от машиностроения и нефтепереработки до строительства и сельского хозяйства. Но эти же действия буквально озолотили банковские структуры!
И ещё одно, что хотелось бы добавить, возвращаясь к словам господина Вьюгина и его ссылкам на американский опыт. Никто не сомневается, что выпускники Стэнфордов и Йелей, которые сегодня стоят у руля российской экономики, готовы пользоваться западными учебниками для разработки своих программ. Но почему-то уважаемый эксперт забыл упомянуть про ключевой момент – методы борьбы с инфляцией путём повышения ставки рефинансирования до заоблачных высот неизбежно означают колоссальный рост дефицита бюджета.
США могли позволить себе такую роскошь, поскольку являются эмиссионным центром резервной валюты. Проще говоря, они пока ещё способны напечатать нужное им количество вечнозелёных дензнаков, которые принимают во всём мире. Российская экономика такой опции не имеет. Более того, она отрезана от международных рынков ликвидности, а значит, единственным источником для латания бюджетных дыр останутся налоги российских граждан…
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Интересно, они там в ЦБ сами пробовали кредит под 17% взять? Или только наблюдают тенденцию?
@Удивлённый саморегулятор, им кредиты не нужны, думается мне.
Главное - стабильность. Да, стабильно дорогие кредиты, стабильно падающий спрос и стабильно богатые банки, стабильно высокие цены.... Продолжать?
ЦБ слишком непредсказуем, чтобы делать прогнозы?