До основания… А зачем?
Ради строительства терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали в Санкт-Петербурге предлагают снести исторический квартал в центре города
На совете по сохранению культурного наследия Северной столицы представили масштабный проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна связать Петербург и Москву. Для строительства нового вокзала предлагается расчистить исторический квартал: демонтаж планируется в границах Лиговского проспекта, ТРЦ «Галерея», железной дороги и Транспортного переулка.
Ради терминала ВСМ хотят разрушить 18 исторических жилых домов, корпуса склада Кокоревых и бывшей шоколадно-бисквитной фабрики «Блигкен и Робинсон». Кроме того, придётся снести пять дореволюционных зданий станции Фарфоровский Пост и сам вокзал «Фарфоровская» – на их месте появится новая платформа. Для этого разработчики предлагают скорректировать городской закон № 820-7 об объединённых охранных зонах. Участок, на котором планируется разместить терминал, относится к зоне ОЗРЗ-2, и снос там в настоящее время запрещён.
Члены совета обратили внимание, что именно их профильный вопрос – сохранение исторического наследия – в презентации не проанализирован, и предложили создать рабочую группу для проработки этого вопроса. Впрочем, окончательное решение в любом случае остаётся за питерскими властями, конечно же, при поддержке федерального центра. В ноябре на этот счёт высказывались полярные мнения.
Сначала в Правительстве России поставили под сомнение реализацию проекта. Вместо пассажирского маршрута власти предложили создать между двумя крупнейшими городами выделенный грузовой ход. Но позже вице-премьер Марат Хуснуллин опроверг эту информацию:
Мы не планируем отказываться от проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург с пассажирским движением. Сейчас мы сконцентрированы на создании железнодорожных входов и выходов из городов, а в дальнейшем запустим основной ход.
Напомним, что о ВСМ между двумя столицами стали говорить ещё в 1990-е. Тогда даже начали создавать поезд «Сокол», выбрали место для вокзала в Петербурге, снесли часть мешавших зданий. Ориентировочная трасса также прорабатывалась. Потом от проекта отказались по финансовым причинам. В результате недоделанный поезд теперь стоит в музее, а на месте «ямы» на Лиговском проспекте возвели ТРЦ «Галерея».
В 2004 году инициатива возобновления строительства отдельной высокоскоростной магистрали была снова озвучена, и с участием РЖД создали специальную компанию – ОАО «Скоростные магистрали». Но опять ничего не пошло. А в 2013 году Президент России Владимир Путин объявил о решении построить в 2014-2018 годах первую в нашей стране ВСМ Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. При этом ранее планировавшийся проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург был отложен на неопределённый срок.
Затем казанский вариант также застопорили и в 2019-ом начали говорить о реанимации питерского проекта. В апреле 2021 года проект трассы ВСМ был опубликован на сайте Министерства экономического развития РФ, а сентябре строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург мегапроект включили в проект государственного бюджета на 2022-2024 годы. Закончить дорожные работы и запустить поезда планируют к 2027-ом. По предварительным расчётам, в целом строительство ВСЖМ-1 обойдётся в 1,7 триллиона рублей.
Согласно данным презентации, время в пути от Ленинградского до Московского вокзалов должно составить 2 часа 39 минут, непосредственное время в пути – 2 часа 19 минут. В сутки планируется 42 рейса в одну сторону и столько же – в другую с интервалом в среднем около 45-ти минут (и сокращение интервала до 15-30-ти минут в часы пик).
Конечно, в России любят масштабные и грандиозные стройки. Но насколько нужна эта магистраль в нынешних экономических условиях? Ведь сегодня есть «Сапсаны», и они вполне справляются с пассажиропотоком, учитывая, то количество иностранных туристов, активно пользовавших маршрутом Москва – Санкт-Петербург, снизилось почти до нуля по причинам пандемии. Ну, да, ехать на час дольше, но это не так уж и критично.
Кроме того, при строительстве новой трассы под снос пойдут деревни, садовые товарищества, посёлки в Новгородской и Тверской областях, а также в Подмосковье и под Питером. Маршрут пройдёт через особо охраняемые территории – государственные природные заказники регионального значения, охранные зоны объектов археологического наследия, по некоторым зонам воинских захоронений. Как будет учтено мнение местных жителей? На каком уровне будет установлен санитарный разрыв между трассой и жилыми домами? Как будет проходить процесс выкупа земель? Вопросов остаётся очень много…
С другой стороны, строительство ВСМ решает задачу не только более скоростного перемещения пассажиров, но и проблему прямого грузового железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Его планируется возобновить на существующих путях. Обещают снова расширить количество и пригородных электричек, что улучшит транспортную доступность мест проживания вдоль трассы, как это было раньше (товарняки и электрички ограничили в угоду «Сапсанам»).
Остаётся надеяться, что, если ВСМ Москва – Санкт-Петербург и построят, то сделают это для людей. С учётом позиции общества и по поводу строительства новых вокзалов, и по поводу того, где и как будет проходить сама трасса. Но злые языки почему-то утверждают, что мегазатратную ВСМ задумали то ли для питерской «шоблы», которая катается из Питера в понедельник в Москву и обратно в пятницу, то ли просто для распила…
Наша справка
В Министерстве транспорта РФ ещё год назад рассчитывали, что операционная безубыточность проекта может быть достигнута уже за первый год эксплуатации магистрали, прибыль он начнёт приносить к 2031 году, а пассажиропоток к этому времени прогнозировали на уровне 23-х миллионов человек. Стоимость билетов, как ожидалось, будет на 10-15% выше цен на «Сапсан».
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ироды....других слов нет...(((
Зачем Петербургу ещё один вокзал?
Кстати, да… по тому же маршруту есть Московский вокзал… В Москве то не будут Ленинградский 2 строить для этого спец маршрута….??
Меня всегда удивляло - зачем жд вокзал в центре города?? Пути , грязь и тд. Почему его не вынести вдоль рельс на окраину. Аэропорта вообще за городом и ни чего!
Читая форумы по теме строительства ВСМ, жители Санкт-Петербурга не против сноса и постройки вокзала. Или, говоря другими словами, не видят в сносе старо-новых построек такого катастрофического явления как пытаются выразить это в СМИ. Либо это боты.