(Продолжение. Часть первая здесь)
Мы решили посмотреть, как на самом деле происходит предварительный отбор подрядных организаций в ФКРах для выполнения капитальных ремонтов многоквартирных домов.
В ЕИС Закупки под № 011620000532500001 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) проводит предварительный отбор подрядных организаций по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.
К закупке прикреплена документация о проведении предварительного отбора № 1.1-2025-ПО (каждый лично может ознакомиться). Так вот, в указанной документации имеется раздел: «IV. Требования к участникам предварительного отбора». В данном разделе прописано следующее:
При проведении предварительного отбора по предмету последующего электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту МКД устанавливаются следующие требования к его участникам (далее – Участник):
а) членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;…
л) наличие в штате Участника работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, установленном в Приложении № 4 к Документации о проведении предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как видим отсылка идёт на приложение № 4 к документации. Хорошо, смотрим это приложение. В нём перечислены требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника закупки. Всего 2 требования:
- Индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель обязаны иметь высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, и иметь стаж работы по специальности не менее 5-ти лет, в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Вроде бы, всё в порядке, но вот непонятно откуда в требованиях появился заместитель? Статья 273 Трудового кодекса РФ и Конституционный Суд РФ в своём определении от 18 июня 2020 года № 1341-О не относят заместителей к числу руководителей организации.
Таким образом, Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) намеренно расширило и тем самым нарушило нормы Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 615, что даёт основания признавать заключенные договоры на капремонт МКД недействительными.
- Работник индивидуального предпринимателя или юридического лица – специалист по организации строительства (главный инженер проектов), не менее двух, по основному месту работы, имеющих высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства и имеющих стаж работы по специальности не менее 10-ти лет, из них в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее, чем три года. При этом работник обязан проходить повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет и включён в Национальный реестр специалистов в области строительства.
Непонятно, с какой целью ФКР установил стаж в 10 лет, может, таким образом решил привлекать более опытных строителей? Но в этом и кроется как раз то, что таким образом Фонд капремонта сам подталкивает подрядчиков к представлению недостоверной информации.
Опять же требование прохождения повышения квалификации не полностью соответствует действующему законодательству. И как тогда будут учитываться специалисты НРС прошедшие независимую оценку квалификации? Если никак – то это явное ограничение конкуренции. А если учитываться будут, то это нарушение документации по предварительному отбору.
Другой пример. Закупка Министерства ЖКХ Приморского края № 012020000182400022 предварительный отбор по оказанию услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД. Процедура завершена.
Смотрим документацию о проведении предварительного отбора № 1-2025-1. Раздел «V. Требования к участникам предварительного отбора»:
При проведении предварительного отбора по предмету последующего электронного аукциона – оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов устанавливаются следующие требования к его участникам (далее – Участник):
а) членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;…
л) наличие у Участника в штате минимального количества квалифицированного персонала – наличие в штате (по месту основной работы) у Участника не менее 2 работников, соответствующих требованиям: наличие высшего образования соответствующего профиля* и стажа работы по специальности не менее, чем пять лет**…
*Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства установлен Приказом Минстроя России от 6 ноября 2020 года № 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства».
** Cтаж работы по специальности считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки.
Тут, наоборот, ФКР сократил стаж работы до 5-ти лет в противоречие пункта 3 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ. Можно отменить хоть все заключённые договоры с организациями, прошедшими предварительный отбор!
Подал на включение в реестр подрядных компаний Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края 7 организаций, и только одной из них было отказано. Вот перечень счастливчиков попавших в реестр подрядных организаций ФКР Приморского края:
- ООО «ЭКОСТРОЙ» (ИНН: 2537142927);
- ООО «ФАВОРИТ ФОРТУНЫ» (ИНН: 2725104160);
- ООО «ЛАБИРИНТ» (ИНН: 2537106894);
- ООО «АРТЭР» (ИНН: 6509024767);
- ООО СЗ «СТИГ» (ИНН: 2508126060);
- ООО «ИМПУЛЬС СТРОЙ» (ИНН: 2723159364).
А теперь посмотрим одного из участников и победителей на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации: ООО «ЛАБИРИНТ». Директор – Андрей Ерошкин. Состоит в членах Ассоциации Саморегулируемая организация «Альянс строителей Приморья». Представленные документы для предварительного отбора:
- Заявка.pdf
- Карта компании.docx
- Выписка из ЕГРЮЛ.pdf
- Учредительные документы.zip
- Полномочия руководителя.zip
- Выписка СРО НОСТРОЙ.pdf
- Справка ФНС.zip
- Расчёт по взносам.pdf
- Штатные документы.pdf
- Персонал.zip
- Опыт.zip
- Согласия.pdf
Ищем директора в НРС… Но его там нет! И сразу возникает вопрос – а есть ли у руководителя организации соответствующее профильное образование, согласно требованиям подпункта «о» пункта 23 Положения?
Если выяснится, что нет – вот вам и первый потенциальный «залётчик» во взаимоотношениях с ФКР. Так что СРО уже можно начинать готовиться к спорам с Фондами капитального ремонта.
(Продолжение следует)
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Прикольно получается - "каждый суслик-агроном", это при установлении требований к предварительному отбору: "кто в лес, а кто по дрова".
Непонятно мне вот что, за столько лет ни Минстрой РФ, ни АРОКР (объединение ФКРов) не выработали единые нормы для предварительного отбора, почему?
Потому что денег нет и берут кого придётся. Пока поделишь, пока попилишь, всё, осталось 0 целых 3 копейки.
А я не понимаю, какой смысл наши власти видят в изобретении собственного велосипеда, в то время, как существует опыт дружественных нам стран по СНГ. По этой ссылке желающие могут ознакомиться с опытом лицензирования строительных компаний в братском Казахстане, из которого я вернулся несколько дней назад. Читайте и завидуйте)))
Больше всего мне у них нравится то, что каждая организация должна иметь собственную материально-техническую базу и собственное помещение или арендованное, но при условии регистрации договора аренды в кадастре. А еще каждая компания должна иметь лицензию на программное обеспечение для BIM)))
А чему завидовать то? В РФ также было до 2009 года....
Уважаемая Сроница, как известно, новое это хорошо забытое старое. А если по существу, то до 2009 года не было цифовизации и искусственного интеллекта.
Ну конечно!!! Вот почему лицензирование то отменили!!! БИМа не было!!!
Ну теперь то всё ясно, спасибо Евгений Давидович)))
А у нас так везде на самом деле…. Я про каждый суслик - агроном… Куда не плюнь…
Чем больше шансов зацепиться тем лучше. По началу придётся попотеть, а потом ФКР сами перестанут беспределить.
Ой, а вот в этом я не уверена… Они вообще не пробиваемы…