Кому многое дано – с того многое и спросится

Обсуждение: 10
812

Вице-президент НОПРИЗ, председатель комитета по саморегулированию прокомментировал высказываемые опасения по новациям, предлагаемым законопроектом № 779131-8

Главным событием уходящего года в системе строительного саморегулирования, вне всяких сомнений, стал проект закона об усилении ответственности саморегулируемых организаций. Он получил номер 779131-8 и называется «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Некоторые саморегуляторы высказали критические замечания по поводу ряда новаций, предлагаемых указанным законопроектом. Что и понятно – перспектива усиления контроля за деятельностью и меры по принуждению к исполнению своих обязанностей для недобросовестных руководителей СРО радует не всех.

На нашем сайте также публиковались мнения добровольных экспертов, высказывающих свою критическую точку зрения по некоторым предполагаемым изменениям. Однако редакцию справедливо упрекнули в односторонности, выслушивании мнения только лиц, не являющихся специалистами в области корпоративного права и регулируемых нормами этого права отношений.

По просьбе редакции прокомментировать высказываемые критические замечания согласился вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, член Совета НОПРИЗ, председатель комитета по саморегулированию, с недавних пор ещё и постоянный эксперт нашего сайта Николай Капинус, который, кстати, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. Редакция предоставила нашему эксперту опубликованный ранее текст для обсуждения. Слово – Николаю Ивановичу.

***

В одном из представленных мне комментариев прозвучало следующее: «Вы, как юристы, знаете, что юридическое лицо нельзя в административном порядке ликвидировать, можно только в судебном».

Прежде всего следует обратить внимание на допускаемую такими авторами подмену понятий. Вряд ли это делается по злому умыслу, скорее всего, из-за элементарного незнания, то есть неграмотности, которая при определённом эмоциональном натиске вводит слушателей в заблуждение. Хотя можно допустить использование автором софизмов, то есть преднамеренного допущения ошибки в рассуждениях, которое даёт нужный результат. Давайте присмотримся к высказанному тезису более внимательно.

Во-первых, не только юристы знают, что принятие судебного решения о ликвидации юридического лица – это лишь один из способов. Но есть и другие. Для этого достаточно заглянуть в статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) «Ликвидация юридического лица».

Во-вторых, обсуждаемый законопроект в принципе не содержит норм, допускающих ликвидацию юридических лиц (в данном случае некоммерческих организаций), имеющих статус саморегулируемых организаций по решению Национальных объединений.

Авторы подобных мнений, вероятно, не видят или опять же не понимают разницу между юридическим лицом и наличием у этого юридического лица статуса саморегулируемой организации. С прекращением данного статуса саморегулируемой организации не происходит ликвидация юридического лица и не претерпевает изменения членство в такой некоммерческой организации.

Статус саморегулируемой организации некоммерческая организация приобретает, в первую очередь, по решению профессионального сообщества. Поэтому кому как не профессиональному сообществу принимать решение о лишении такого статуса за отступления от норм и правил, установленных законодательством и профессиональным сообществом? Кстати, по такому пути законодатель уже давно пошёл при регламентации подобных вопросов в самоуправляемых сообществах. При возникновении споров о членстве суд рассматривает только вопросы соблюдения процедуры, а вопросы профессионального соответствия, соответствия корпоративным нормам – прерогатива профессионального сообщества.

Напрасно авторы высказываний «о лишении СРО статуса в судебном порядке» пытаются сгустить краски, указывая на то, что решение о лишении статуса может принять «какой-то неразумный человек». Это вообще оскорбительное высказывание. Допускаю, что подобные «эксперты» взялись не за своё дело комментировать правовые нормы, не имея элементарных познаний в юриспруденции. Но не знать порядок принятия решений в саморегулируемом сообществе стыдно. Ведь подобные решения принимаются не «каким-то неразумным человеком», а Советом Национального объединения, в состав которого входят члены Совета, делегированные профессиональным сообществом от СРО всех федеральных округов, а также от Государственной Думы и Минстроя России.

Столь же несостоятельны мнения авторов и в части того, что «сейчас Градостроительный кодекс РФ не предусматривает ответственности за нанесение ущерба». Ответ прост. Градостроительный кодекс РФ и не может, и не должен предусматривать такие нормы, ибо это прерогатива гражданского законодательства, а в Гражданском кодексе РФ включены соответствующие нормы об ответственности за причинение вреда.

В пояснительной записке к законопроекту чётко и понятно изложено, что мониторинг реализации положений градостроительного законодательства выявил неэффективность установленного двухстадийного механизма прекращения статуса СРО. В настоящее время для исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций требуется подготовка решений коллегиального исполнительного органа Национального объединения СРО соответствующего вида и органа надзора за деятельностью СРО, которыми последовательно проводятся однотипные мероприятия по выявлению одних и тех же нарушений в деятельности. В целях исключения дублирования, исключения случаев административной волокиты, повышения роли профессионального сообщества в результате роста доверия к саморегулированию предлагается обновлённый механизм принятия таких решений.

Законопроект предлагает в этой связи обоснованные и достаточно умеренные изменения. А именно – на основании заключения Национального объединения о возможности исключения сведений о СРО из Госреестра орган надзора за СРО без проведения контрольных мероприятий принимает соответствующее решение. В этой конструкции обеспечивается ведение Государственного реестра с соблюдением общих принципов саморегулирования, усиливается роль Национальных объединений в саморегулировании. Причём, лишение статуса недобросовестных СРО не будет зависеть от каких-либо ограничений, вводимых при проведении контрольно-надзорной деятельности. Не исключается при этом и судебная процедура. Читайте внимательнее законопроект и гражданское процессуальное законодательство.

Предлагаемая законодательная новация направлена на упрощение существующей, весьма громоздкой процедуры внесудебного исключения сведений о СРО из Госреестра в случае очень серьёзных нарушений, несовместимых со статусом – это несоответствия количества её членов, размера компенсационного фонда СРО и нарушения регионального принципа формирования для саморегулируемых организаций строительной отрасли России.

Обсуждаемый законопроект вызван органической потребностью дальнейшего становления и развития системы саморегулирования в строительной сфере. Уверен, что добросовестные саморегуляторы это понимают! Предлагаемые изменения основаны на глубоком анализе состояния системы саморегулирования. Полагаю, что это только промежуточный и далеко не последний этап совершенствования системы саморегулирования.

Законопроект направлен на то, чтобы СРО более тщательно регулировали деятельность своих членов, занимались профилактикой нарушений. В результате станет более востребованной деятельность по рейтингованию, риск-ориентированному подходу к проверкам членов СРО, цифровизации деятельности, созданию по-настоящему эффективных стандартов работы СРО.

Усиление ответственности окажется неприятной новостью для тех саморегуляторов, которые хотели бы работать с минимальными затратами сил, ограничиваясь формальными отчётами и сбором членских взносов. Но если мы хотим думать о завтрашнем дне, а может и о самом существовании саморегулирования, то система должна развиваться, становиться более эффективным инструментом для осуществления вверенных функций и выполнения тех обязанностей, которые возложило на неё государство.

***

ОТ РЕДАКЦИИ. Вот такое мнение высказал Николай Капинус. И оно вполне рационально. Власть уже давно дала понять, что не приемлет саморегулирование в виде «паровоза для машиниста». СРО изначально создавались, чтобы заниматься безопасностью и качеством, и, поскольку особой «инициативы снизу» для выполнения этих задач не последовало, началась серия реформ «сверху», призванная заставить систему работать в нужном направлении.

Реформы далеко не безболезненные, но они продиктованы необходимостью и требованием времени. И если саморегулирование хочет остаться и продолжить работу, то придётся понимать логику этих реформ и находить своё место в общей картине. Что, разумеется, не отменяет необходимость и важность диалога, который проходит, в том числе и на страницах нашего сайта.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

19.12.2024 в 12:04
  • Сроница
    Сроница 19.12.2024 в 13:42 пишет:

    Впервые наверно выскажу согласие с Николем Капинусом. Понимаю, что сейчас полетят в меня камни. Но тогда поясню, в чем я соглашусь "вызван органической потребностью дальнейшего становления и развития системы саморегулирования в строительной сфере." Да действительно в саморегулировании назрело много проблем и нерешенных вопросов и для их урегулирования необходимы внесения изменений в законодательство РФ.

    Соглашусь в том, что тот, кто высказался о ликвидации СРО с точки права не верно высказался. Но в тоже время, если говорить не о праве, то есть разные иные способы фактически прекратить деятельность некоммерческой организации.

    "мнения только лиц, не являющихся специалистами в области корпоративного права и регулируемых нормами этого права отношений." - вроде это не Вице-президент НОПРИЗ сказал, надеюсь это не относится ко многим комментаторам тут.

    Для того, чтобы понять Николая Ивановича, необходимо обладать действительно серьезными знаниями в юриспруденции и читать между строк, чтобы понять, что же именно нам пытаются донести.

    Поэтому хотелось бы все же вступить в диалог и получить ответы на ряд вопросов.

    Вот например, употребляются такие понятия как "добросовестные" и "недобросовестные " СРО. А как четко разграничить кто из СРО есть кто? В каком документе понятно и доходчиво, в полном объеме сформулированы критерии для применения таких понятий?

    "очень серьёзных нарушений, несовместимых со статусом – это несоответствия количества её членов, размера компенсационного фонда СРО и нарушения регионального принципа формирования для саморегулируемых организаций строительной отрасли России." - нарушение регионального принципа как и несоответствие количеству членов в СРО - не столь часто встречающиеся нарушения и при их выявлении, как правило, устраняются СРО в установленные законом сроки. А вот что касается КФ СРО - то тут смело можно сказать, что проблемы могут быть у 80% СРО, а то и больше. И этому поспособствовало именно действующее законодательство: 1. Это перераспределение КФ СРО на КФ ВВ и КФ ОДО (не было и до сих пор нет четкого и понятного механизма); 2. Потеря части КФ в банках банкротах - при этом оставшиеся КФ не считается применительно к минимально необходимому для СРО (почему?); 3. Это выдача займов и их невозвратность; 4. Нарастающие выплаты из КФов; 5. И т.д. и т.д. (привести еще много можно чего, но не все нужно). В этой связи возникает вопрос - почему ничего не предлагается в законопроекте о выправлении описанных ситуаций с КФами?

    Что касается усиления контроля СРО за деятельностью своих членов. Это необходимо не спорю, но нет действенных механизмов ответственности, кроме как исключение из членов СРО. Исключаем, а дальше эти бывшие члены идут в другое СРО. И нет никаких механизмов чтобы не принимать в СРО, и чтобы деятельность, которая приноси ущерб или вред или может к этому привести, не была прекращена. Нужно СРО дать действенные механизмы ответственности и контроля, но перед этим СРО должно обладать полной информацией не только о выполняемых договорах и их соблюдении, но и обо всех претензиях заказчиков на каждом этапе.

    Наверно для начала дискуссии будет достаточно. Хотелось бы чтобы Николай Капинус как-то прокомментировал мое сообщение.

    Ответить
    • Евгений Карант
      Евгений Карант 19.12.2024 в 14:13 отвечает пользователю: @Сроница

      Цитата: "СРО должно обладать полной информации не только о выполняемых договорах и их соблюдении, но и обо всех претензиях заказчиков на каждом этапе"

      Сроница, если дать СРО всю информацию, которой, по Вашему мнению должна обладать каждая СРО, то каков будет размер членских взносов для обработки этой информации и принятия на ее основе решений. В вашей СРО есть специалисты, которые будут дневать и ночевать на стройках?

      Вы же хорошо знаете, что во многих строительных организациях специалистов НРС, которые у них в штате, никто и никогда не видел в лицо.

      Ответить
      Сроница
      Сроница 19.12.2024 в 14:24 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Да Вы правы! Есть такая проблема как вы описали. Но если перед саморегулированием ставят задачу качества строительства, проектирования и инженерных изысканий, то и источник финансирования должен быть определен для такого контроля.

      Если СРО будут качественно выполнять такой контроль и будут качественно выполняться работы по строительству, проектированию и инженерным изысканиям, то нужен ли тогда вообще строительный контроль?

      Вот вам и ответ на вопрос где взять финансирование.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 19.12.2024 в 15:19 отвечает пользователю: @Сроница

      "Вот например, употребляются такие понятия как "добросовестные" и "недобросовестные " СРО. А как четко разграничить кто из СРО есть кто? В каком документе понятно и доходчиво, в полном объеме сформулированы критерии для применения таких понятий?"

      Что за вопросы с подвохом???))))

      Ответить
      Сроница
      Сроница 19.12.2024 в 15:21 отвечает пользователю: @Полианна

      А как вы хотели то? Юристы и не только меня поняли))))

      Ответить
      Полианна
      Полианна 19.12.2024 в 15:42 отвечает пользователю: @Сроница

      Да да, я не юрист и то поняла)))

      Ответить
    Сергей Яковлев
    Сергей Яковлев 19.12.2024 в 15:01 пишет:

    В СССР была поговорка: "Блат выше ЦК". Интересно, как бы эта поговорка звучала в наши дни? Ну, конечно, с учетом всех юридических тонкостей ...

    Ответить
    Полианна
    Полианна 19.12.2024 в 15:17 пишет:

    "на основании заключения Национального объединения о возможности исключения сведений о СРО из Госреестра орган надзора за СРО без проведения контрольных мероприятий принимает соответствующее решение" - ну это тоже такая себе история на самом деле.... Что значит "без проведения контрольных мероприятий"???? А как???

    Ответить
    • Сроница
      Сроница 19.12.2024 в 15:24 отвечает пользователю: @Полианна

      на самом деле мне как раз тут все понятно. Контрольные мероприятия проведены НАЦСро, т.е. проф сообществом. При таких обстоятельствах, если не оспаривается акт контрольного мероприятия, то РНТ доверяет этому акту и заключению и принимает решение об исключении из госреестра, без дополнительных каких-то "телодвижений".

      Ответить
      Полианна
      Полианна 19.12.2024 в 15:45 отвечает пользователю: @Сроница

      Премного благодарю, так мне значительно яснее и всё понятно!!!

      Ответить
FAST-ПОСТ
Новогодний подарок от ЦБ
Марк Андреевич ~
Теперь есть надежда, что пойдем на снижение.
21.12, 00:12
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Марк Андреевич ~
А есть ли статистика? Сколько займов выдалось за 2024 год?
20.12, 23:58
Ситуация под контролем
Марк Андреевич ~
Конечно будет, нет сомнений.Богатые будут богатеть, бедные беднеть.
20.12, 23:52
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Марк Андреевич ~
Деньги зарабатываются упорством.
20.12, 22:31
Пользы нет – платить не будем
Полианна ~
Я думаю стоит не плакать, а искать более оплачиваемую работу)))
20.12, 18:58
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Полианна ~
Наверное, все кто хотел уже профукал, но может и нет…
20.12, 18:48
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Полианна ~
Объясните мне, бестолковой, зачем они это делают??? Зачем???
20.12, 18:47
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Полианна ~
Дворник освоил систему ПО для BIM-ТИМ….?))) Правда что ли?))))
20.12, 18:38
Пользы нет – платить не будем
Сроница ~
В том сколько это все стоит)))) КОгда узнаешь - начинаешь плакать...
20.12, 15:41
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Интересующийся ~
Опять карт бланш на разбазаривание?
20.12, 15:15