В последние годы в нашей стране была сделана ставка на ужесточение контроля на дорогах с помощью современных средств – видеокамер и систем автоматического контроля видеотрафика. Власти методично внедряют системы видеонаблюдения, невзирая на возмущённые вопли автолюбителей, которые негодуют из-за нарушения своего права ездить как хочется, а не как разрешено в ПДД.
Причины, по которым была сделана ставка на технологические решения, очевидны. Прежде всего, это усиление контроля. Гаишника на каждом перекрёстке не поставишь, а вот видеокамеру запросто. Во-вторых, снижение человеческого (а значит, коррупционного) фактора. Сегодня в интернете всё реже можно встретить горестные жалобы на продажных инспекторов, которые ущемляют несчастных водителей.
Объёмы нарушений и их выявлений серьёзные. В прошлом году информация, полученная с комплексов фото- и видеофиксации, обеспечила рекордное за последние пять лет число постановлений о привлечении к ответственности за нарушения ПДД: оно достигло впечатляющей цифры в 221.000.000. Такие данные привела на недавнем совещании в Совете Федерации заместитель председателя комитета верхней палаты парламента по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. В среднем, по её данным, на каждую камеру в Российской Федерации приходится 7.600 случаев фиксации нарушений ПДД. Но это не единственная сфера, где видеонаблюдение помогает бороться с нарушениями: сведения, полученные с фото- и видеокамер, используются почти во всех регионах страны для контроля за соблюдением правил благоустройства, землепользования, пожарной безопасности.
Однако прогресс в этой области определяют не только технологии, соответствующие задачи вынуждены решать и законодатели, отметила госпожа Рукавишникова: возможность использования каждого цифрового ресурса, как и юридическая сила, полученная с его помощью информации, должна быть чётко описана.
Сейчас Минцифры России работает над проектом Цифрового кодекса и получает очень много предложений по его наполнению – каждое ведомство пытается внести туда свои собственные благие пожелания, отчего документ выходит необыкновенно обширным и мало реалистичным.
Представитель Минюста России Дарья Зайкина высказала альтернативное мнение, что использование цифровых инструментов должно быть описано, в первую очередь, в отраслевом законодательстве. Очень часто существующие там пробелы пытаются закрыть при помощи цифровых технологий, рассказала чиновница: например, хотят наделить органы местного самоуправления правом штрафовать нарушителей на основании данных, полученных при помощи камер и беспилотников.
Однако проблема зачастую заключается в том, что плохо описан порядок взаимодействия между местными властями и уполномоченными госорганами: пока федералы получат и обработают переданные муниципалитетами данные о нарушениях, срок привлечения к ответственности уже истекает. Например, представитель ведомства раскритиковала идею Минтранса России ввести штрафы за среднюю скорость:
Мы обращали внимание коллег, что прежде, чем вносить какие-то изменения в КоАП, нужно определить в профильном законодательстве, что следует понимать под средней скоростью, как она должна фиксироваться и на каких участках, как должна быть описана обязанность лица соблюдать эту среднюю скорость, требования к расположению камеры.
Без этого новые нормы работать не будут, их просто признают неконституционными, предупредила представитель Минюста.
Не понравилась этому ведомству и идея Минэкономразвития России о расширении использования беспилотников при проведении контрольно-надзорных мероприятий, чтобы сразу составлять протоколы о нарушении (как сейчас это делают при контроле ПДД).
А вот кто за новый режим работы обеими руками – так это айти-компании. Присутствовавший на встрече исполнительный директор Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации ОКО Эльдар Тузмухаммедов заявил, что вся необходимая технологическая составляющая уже успешно отработана и готова к внедрению – есть и нейросети, и оборудование, и успешные результаты тестов на пилотных проектах. Он также напомнил, что Россия занимает третье место в мире по количеству камер видеофиксации.
По итогам обсуждения в Совфеде было дано обещание обобщить всё сказанное и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в области профилактики правонарушений с использованием цифровых технологий.
Правда, остаётся открытым вопрос о том, каким образом власти намерены добиваться неотвратимости наказания за нарушения на дорогах. Стало уже нормой, когда в СМИ появляются публикации о «золотой молодёжи» и представителях иных привилегированных групп населения, которые получают сотни штрафов за лихачество, не собираются их оплачивать и преспокойно гоняют дальше до тех пор, пока дело не закончится резонансными автокатастрофами. Также неплохо бы законодателям заняться и нашим чрезмерно благодушным (по отношению к автомобилистам) законодательству, когда за езду в пьяном виде или ДТП со смертельным исходом, автовладельцам в худшем случае просто грозят пальчиком и призывают больше так не делать…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Я достаточно часто езжу по разным городам России и хочу сказать, что таксисты хором говорят о том, что в Москве невозможно ездить, "всё утыкано камерами")) В то время как в других городах они тоже есть, но их значиииииительно меньше....
К сожалению автор удалил свой комментарий
А ещё несколько моих знакомых столкнулись со штрафами, когда они стоят в очереди на АЗС... Типо стоят в неположенном месте... И чтобы доказать, что ты не верблюд, надо дойти до суда со всеми вытекающими.... Ну как бы, блин....
Конечно в регионах меньше. Денег и камер. В основном на трассах.
С камерами на дорогах культура вождения стала намного выше.
Для айтишников это ещё одна ветка для заработка, тут рвение понятно. На камерах многие зарабатывают, беднеют только автовладельцы.