Востребованный инструмент или торговля воздухом?
Системе рейтингования техзаказчиков в российском строительстве, которую взялись вести участники нового проекта, модное словечко «рэнкинг» веса не добавляет
«Рэнкинг» – это список любых объектов
(например, компаний, стран, людей и так далее),
который можно упорядочить по любому
из имеющихся ранжирующих показателей.
В отличие от рейтинга, рэнкинг не несёт в себе оценки,
но позволяет увидеть позицию объекта
с точки зрения разных критериев.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» и аналитическая компания «Эксперт Бизнес-Решения» при поддержке Ассоциации «Национальное объединение технических заказчиков» (НОТЕХ) заявили о запуске собственной системы рейтинга.
Рейтинговать организаторы собираются технических заказчиков, в связи с чем уже объявили о сборе анкет с потенциальных участников. Компании предполагается ранжировать по итогам анализа всего четырёх количественных показателей:
- Рыночные позиции (оценка выручки от оказания услуг технического заказчика и строительного инжиниринга).
- Диверсификация бизнеса по направлениям.
- Численность персонала.
- Рентабельность.
По мнению разработчиков методики, эти показатели отражают способность компаний своевременно и в полном объёме выполнять свои обязательства в рамках заключённых договоров на услуги технического заказчика, в том числе организацию, планирование и управление строительством.
Источником информации будут служить бухгалтерские документы (отчётность по РСБУ, оборотно-сальдовая ведомость и тому подобное), выписка из штатного расписания, структура собственности компании, информация о компании из СМИ и других открытых источников, а также анкетка, которую предстоит заполнить самой организации.
Генеральный директор АО «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов заявил, что участие в новом проекте позволит компаниям повысить доверие со стороны клиентов и контрагентов, а также станет ценным ориентиром для стратегического роста и создаст дополнительный инструмент рыночного бенчмаркинга.
Президент Ассоциации «НОТЕХ» Алексей Никитин, в свою очередь, добавил, что рейтингование технических заказчиков – это понятный и доступный инструмент повышения прозрачности и системности рынка строительного инжиниринга:
Он позволяет техзаказчикам объективно оценить свои позиции в отрасли, а инвесторам и заказчикам строительства – принимать обоснованные решения на основе прозрачных данных. Уверен, что в рэнкинге примут участие все компании контура НОТЕХ, а также он вызовет интерес у широкого круга участников рынка.
Впрочем, применение англицизма «рэнкинг» не прибавляет веса ни Ассоциации НОТЕХ, которая пока никак не проявила себя в деле консолидации техзаказчиков, ни в самой системе рейтингования, которую хотят ввести участники проекта. Как нетрудно заметить, смехотворная методика, предложенная для расчёта рейтинга придумана таким образом, чтобы минимизировать затраты труда для сотрудников агентства.
Участников будут ранжировать исходя из их дохода, оборотов и штатной численности. И, возможно ещё, активности в СМИ. Ни опыт работы, ни реально завершённые проекты, ни их сложность, ни наличие в штате специалистов, ни их компетенцию НОТЕХ с партнёрами учитывать не собираются, да и, скорее всего, не знают, как это сделать. В итоге наивысшие рейтинги получат крупнейшие участники рынка, а для малого и среднего бизнеса эта затея не имеет вообще никакой привлекательности.
Впрочем, организаторы и не скрывают, что создают максимально коммерческий продукт. Так, на сайте РА «Эксперт» предлагается всем желающим обращаться по поводу участия и стоимости участия... к директору по продажам! Отсюда очевиден и явный прицел на крупные компании, с которых банально можно получить больше денег за включения в рейтинг.
Подобный подход в своё время практиковался в строительном саморегулировании на его ранней стадии, когда отдельные участники пытались создавать коммерциализированные системы рейтингов для СРО или строительных компаний. В итоге все они не имели ни реального веса и не смогли заинтересовать сообщество, превратившись в банальную торговлю красивыми бумажками.
Единственный адекватный подход к формированию рыночных рейтингов в строительной отрасли сегодня демонстрируют Национальное объединение строителей и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков – это система, при которой рейтингование охватывает всех участников НОСТРОЙ и НОПРИЗ, вне зависимости от их размера и членских платежей. К тому же, подход, предлагаемый Нацобъединениями, позволяет не допустить к торгам ненадёжные компании и сделать затруднительным реализацию мошеннических схем.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Очередной коммерческий проект под видом «рейтинга». Где оценка реальных компетенций, а не просто сборник цифр из отчетности? Методика оценивания?