Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, член Совета и председатель комитета НОПРИЗ по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе Александр Вронец подготовил статью по итогам работы в важнейшем направлении за прошлый год для журнала «Вестник НОПРИЗ». С любезного разрешения коллег предлагаем читателям За-Строй.РФ ознакомиться с наиболее интересными, на наш взгляд, фрагментами из этого материала Александра Петровича.
***
Нормирование стоимости необходимо для трёх этапов!
Президентом Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анваром Шамузафаровым поставлена задача рассматривать и обосновывать стоимость проектных работ через оценку участия, роли и места проектировщика на протяжении всех этапов жизненного цикла ОКС. Думаю, нет противников того, что жизненный цикл объекта начинается с идеи и обоснования, реализуется в виде виртуального объекта (проектирование), осуществляется на строительной площадке, эксплуатируется в интересах потребителя.
Для разработки проекта важны и необходимы три фазы (стадии): предпроектная (идея, технико-экономическое обоснование, конкурсная документация), проектная (проект, рабочая документация), постпроектная (авторский надзор, исполнительная документация, подтверждение соответствия построенного объекта проекту). Сегодня нет нормативно-правового регулирования предпроектных действий, и в лучшем случае описаны как «добровольные» постпроектные задачи. Соответственно в нормативы стоимости могут попасть только части жизненного цикла: проект и рабочая документация. Можем ли мы удовлетвориться этим положением?
Уверен – нет. Кто бы ни реализовывал этапы жизненного цикла на предпроектной, проектной и постпроектной стадии (это может быть технический заказчик, проектная организация, инжиниринговая компания) он должен подтвердить компетенцию, обладать правом и нести ответственность за результаты работы, получать справедливую оплату своего участия.
Проблемы оценки труда
Сборники базовых цен с каждым годом всё дальше и дальше от актуальных технологий и практики проектирования, нормативы затрат на проектные и изыскательские работы, разрабатываемые по утверждённым методикам, выходят в свет с большими трудностями и в ограниченном перечне. Нет планов разработки и на ближайший период, нет согласованной номенклатуры по направлениям разработки. Благодаря ФАУ «Главгосэкспертиза России», взявшей на себя труд по разработке и финансированию и отдельным ведомствам, мы, как инициаторы разработок, можем сегодня видеть часть утверждённых МНЗ.
Мы продолжим в этом году поиск и инициацию методов и способов справедливой оценки труда проектировщиков и изыскателей. Эти способы известны: процент от стоимости строительства объекта, трудозатраты, объекты аналоги. Необходимо продолжить поиск методов реализации этих подходов.
Сегодняшняя действующая практика определения стоимости проектных и изыскательских работ не может удовлетворять строительную отрасль. Отсутствие понятных и прозрачных процессов формирования объёмов проектных и изыскательских работ на стадии подготовки торгов не обеспечивает нормативную (соответствующую задачам) стоимость выполнения проектных и изыскательских работ, а является договорной, значит, и не гарантирует привлечение к участию качественных исполнителей.
Мы часто встречаемся с термином «справедливая стоимость». Думаю, мы все согласимся и с нормативной, и с договорной ценой, если таковая будет «справедливой».
Необходимо начать с официального термина: справедливая стоимость – цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки на основном (или наиболее выгодном) рынке на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цена выхода), независимо от того, является ли такая цена непосредственно наблюдаемой или рассчитывается с использованием другого метода оценки (приложение № 40 к приказу Министерства финансов РФ от 28 декабря 2015 года № 217н).
Для каких целей используется:
- для оценки «Основных средств»;
- для оценки «Капитальных вложений».
А затраты на проектирование – это неотъемлемая затратная часть стоимости объектов капитального строительства (ОКС).
Насколько «справедливо» в настоящее время учитываются затраты на архитектурно-строительное проектирование (АСП) в настоящее время? Можно однозначно ответить, что несправедливо. Действующая сейчас государственная система сметного определения АСП, достаточно громоздка и, к сожалению, не позволяет учитывать фактические (реально понесённые, то есть, справедливые) затраты.
В первую очередь, вся система сметного нормирования предусматривает несколько важных принципов:
- принцип усреднения (усредняются затраты в разрезе аналогичных объектов представителей);
- принцип расчётной начальной цены (расчёт затрат происходит на этапе, когда нет понимания многих параметров и критерий будущего объекта);
- принцип учёта затрат только по существующим нормативам (необходимо использовать только сметные нормативы, внесённые в федеральный реестр сметных нормативов, затраты на которые нет нормативов – не учитываются);
- принцип бюджетного лимита (при заключении госконтракта на проектирование, какой бы расчёт не был предоставлен, средства выделяются в рамках бюджетного планирования и не более).
И последний, но не менее важный фактор, вносящий искажение в реальную стоимость затрат на АСП – это действующая система конкурсных процедур и демпингование недобросовестными организациями расчётной стоимости.
Все эти факторы приводят к недостоверной, непрозрачной, стоимости затрат проектных организаций, которая в конечном итоге ложится в государственную статистику, и далее учитывается при разработке сметных норм и норм планирования бюджета.
Что значит «справедливая стоимость»?
Факторы недооценённой работы проектировщиков в последние годы ведёт к ухудшению качества проектирования, к оттоку специалистов в другие отрасли, где есть возможность реализовать свои таланты за достойные деньги. Как следствие это приводит к проблемам в строительной отрасли в целом, а строительство является одним из локомотивов экономики страны. Это задел на комфортную и безопасную жизнь нескольких поколений вперёд.
И тут мы должны ввести «справедливую стоимость». На основании международных стандартов финансовой отчётности справедливая стоимость предполагает необходимость соблюдения конкретных условий, делающих совершение сделки прозрачным:
- стороны совершают сделку на основании собственных финансовых интересов;
- стороны не должны иметь рычагов давления, которые могут влиять на справедливую стоимость;
- участники сделки должны предоставить точные данные о понесённых затратах;
- участники сделки после её совершения однозначно получают финансовую выгоду, согласно критериям оценки МСФО.
Потребуется разработка и внедрение полноценной прозрачной Системы ценообразования на всех стадиях ЖЦ ОКС, которая позволит корректно и справедливо оценить работу высококвалифицированного проектировщика и уйти, наконец, от ручного управления в области ценообразования и его продукта – договорной цены.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Нам остаётся поблагодарить коллег и Александра Петровича за его выступление и дождаться на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев, уважаемые читатели!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Всё правильно, но демпинг никто не отменял.
"...справедливые) затраты." - это что-то новое в ценообразовании!
Зато какое объёмное))))
Проблема оценки труда существовала и будет существовать, потому что существуют рыночные цены, на которые любой работодатель может "кивать".
Интеллектуальный труд не поддаётся оценке. Одна из причин - невозможность объективно измерить его результат.
А на самом деле за изыскания и проектирование платятся немалые деньги. Только вот наш бизнес как всегда - про цены хнычет, а исполнять как положено, ничего не хочет. Нужна съемка дороги через 5 метров - он будет делать её через 20, а остальное хреначить интерполяцией. Нужно бурение 10 геологических скважин с составлением колонок - будет сделано максимум 2, остальное подделают. И так во всём. К этому добавляется и тот факт, что в государстве напрочь отсутствует механизм компенсации фактически понесённых затрат. Вообще проблема ценообразования она сугубо рыночная, а государство пытается своими расценками заплатить сколько хочет, а не сколько положено. Почему-то в проклятой Гейропе если бизнесмен позволяет себе сбросить процентов этак 20 на торгах, то его ждёт целая комиссия и чуть ли не суд. А у нас: добавь к цене контракта - на добавку и упадут. Причина - бизнес никак не может нажраться и скромно довольствоваться 10-15% прибыли, а хочет тупо при минимуме затрат поиметь максимум денег.
Браво, Федор!