Соответствующее соглашение уже подписали ряд инжиниринговых, подрядных и проектных компаний в области управления и контроля за строительством. Полностью новая ассоциация будет называться «Национальное объединение технических заказчиков и иных организаций в сфере инжиниринга и управления строительства». У нас в редколлегии получилась аббревиатура НОТЗИОВСИУС. А что, немного громоздко, но вполне произносимо. Хотя, возможно, у авторов проекта на этот счёт есть иные идеи.
Как бы то ни было, его основной задачей указано «объединение компетентных компаний и создании правил игры, которые позволят всем участникам рынка пользоваться квалифицированными услугами». При этом организаторы уверяют, что их детище уже получило поддержку и благословение со стороны Министерства строительства и ЖКХ РФ. При этом правила работы будут носить рекомендательный характер.
Кто стал главным автором инициативы, не сообщается. СМИ упоминают председателя Совета директоров компании «Праймкей» Олега Малахова, который является одним из участников меморандума, а также входит в генсовет «Деловой России». Он рассказал следующее:
Сейчас огромное количество недостроенных проектов, которые останавливаются на разных стадиях, это надо исправлять. В будущем членство в ассоциации будет подтверждением компетентности технического заказчика.
Другая проблема, с которой планирует бороться новое Национальное объединение, – это кадровый дефицит у заказчиков. Часто они не могут качественно сформулировать техническое задание, что приводит к тому, что на его согласование уходит много время. Например, в сегменте промышленного строительства фармацевтических заводов на это уходит 3-4 года вместо одного планового. За это время может быть поставлена под вопрос актуальность самой задачи, да и в целом потерян смысл проекта
Именно технический заказчик должен заниматься решением этой проблемы: к его задачам будет относиться своевременное согласование техзадания, контроль за соблюдением сроков, стоимости и качества строительства, а также на него будет возложена ответственность за достижение запланированных показателей.
Пока не вполне понятно, каким образом уважаемые участники нового проекта собираются утолять кадровый голод. Уж не проводить ли конкурсы профессионального мастерства вкупе с созданием Национального реестра техзаказчиков?
С учётом добровольного характера новой ассоциации перспективы её выглядят довольно туманно. Тем более, что главными техзаказчиками в нашей стране пока остаются муниципальные и региональные власти, а также фонды капитального ремонта. А они без однозначной отмашки сверху ни в какие частные структуры, даже созданные из самых благих побуждений, вступать не станут.
Более того, сегодня даже попытка донести до ФКР мысль о том, что они в принципе являются техзазкачиком и наравне с подрядчиком несут ответственность за качество ремонта, является нетривиальной задачей. Зачастую выяснять это приходится в зале суда в ходе непростого, культурно обогащающего обе стороны диалога.
В качестве типового стоит вспомнить, например, дело № А41-5768/2023, в ходе которого суд отказал Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы о взыскании с Ассоциации «Саморегулируемая организация «Объединение Строителей Подмосковья» (Ассоциация «СРО «ОСП»).
При этом суду пришлось разъяснять истцу элементарные вещи. А именно, что одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ). И более того – такая обязанность прописана в Уставе самой организации.
Что при выборе ФКР (регионального оператора) в качестве способа аккумулирования фонда капитального ремонта МКД, согласно пункта 2 части 3 статьи 170 ЖК РФ, собственники такого дома передают свои функции по заключению договоров с подрядчиками на проведение капитального ремонта МКД специализированной организации (техническому заказчику), то есть Фонду капремонта (региональному оператору).
И наконец, что заключённым договором с подрядчиком, членом СРО, предусматривается обязанность ФКР осуществлять контроль за производством работ, их качеством и сроками выполнения, а также – осуществлять строительный контроль. Как видим, ФКР не то, что не торопится вступать в ряды техзаказчиков, но и всячески уклоняется от признания любых обременений, связанных с данным статусом.
В качестве позитивного кейса можно отметить, например, опыт Ассоциации «Сахалинстрой», где неугомонный Валерий Павлович вместо того, чтобы конфликтовать с фондовиками, сумел заманить их в свою СРО. И более того – директор местного ФКР Игорь Бондарев получил «портфель» в правлении Ассоциации. Благодаря этому теперь многие вопросы, которые возникают между заказчиком и подрядчиками можно решать, не доводя дело до суда, в рабочем порядке. Что, разумеется, не может не радовать и добросовестные строительные компании и сам ФКР.
Казалось бы – вот он, позитивный опыт, который стоило бы обобщить и отмасштабировать на всю страну, вместо того, чтобы плодить новые национальные объединения. Но по какой-то причине практика сахалинских заказчиков и саморегуляторов не вызвали интереса ни в НОСТРОЙ, ни в профильном министерстве. Что же, посмотрим, как проявит себя новое Нацобъединение техзазкачиков…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
у редакции хорошая дикция, у меня не получилось выговорить получившуюся аббревиатуру нового национального объединения ;(
Не нааааадо больше нооооооо!