Наша позавчерашняя статья о том, что Правительство России на ближайшие восемь лет отменяет плановые проверки, за исключением объектов высокого и чрезвычайно высокого риска, встретило неоднозначную реакцию со стороны читателей сайта За-Строй.РФ.
Понятно, что никто не хочет, чтобы его проверяли, и с этой точки зрения восьмилетний мораторий выглядит как неплохой подарок деловым людям. Но, с другой стороны, проверки проводятся не ради удовольствия контрольно-надзорных органов. Существует известное изречение, что если периодически не кошмарить бизнес, то бизнес начинает кошмарить общество.
Например, не так давно на наших глазах по всей стране прокатилась волна пожаров в торговых центрах, которая выявила чудовищные нарушения в обеспечении норм пожарной безопасности, как при проектировании и строительстве, так и в ходе эксплуатации. Кстати, именно тогда инспектирующие органы ссылались на пресловутый курс на «создание благоприятного климата». Ритейлеров и владельцев крупных комплексов фактически освободили от контроля и проверок, либо сделали эти мероприятия чисто номинальным – после чего и был получен соответствующий результат. А до этого были «кранопады», «лифтопады», обрушения жилых и общественных зданий, спроектированных и построенных с вопиющими нарушениями...
В общем, скептики считают, что сейчас Правительство пытается в сложной ситуации подлизываться к бизнесу, а потом лет через 8-10 придётся расхлёбывать последствия этого спорного решения. Впрочем, по факту власти меньше всего сейчас заинтересованы в том, чтобы заискивать перед бизнес-сообществом. Скорее наоборот, СВО и экономические трудности вызвали высокую сплочённость в обществе и повысили кредит доверия к руководству страны. И ещё скорее наоборот – это бизнес, лишившийся привычной опоры на западные рынки, связывает своё дальнейшее существование исключительно с доброй волей государства.
К тому же, власть не преминула напомнить, что принятое решение стало частью реформы контрольно-надзорной деятельности, которую российский Кабмин реализует в рамках поручения Главы государства. При этом сама реформа призвана, с одной стороны, снизить административные издержки граждан и организаций, а с другой – сделать это не в ущерб безопасности. Добиться такого двойного эффекта рассчитывают с помощью внедрения современных практик. Прежде всего, это риск-ориентированный подход, формирование новой системы обязательных требований, направленных на снижение рисков и соответствующих современному уровню технологического развития. Во-вторых, выстраивание эффективного и прозрачного процесса контрольно-надзорной деятельности. Ну и, в-третьих, развитие механизмов профилактики нарушений обязательных требований и дистанционного контроля.
Иными словами, зачем пригонять ревизоров в организацию, устраивать выемку документов, парализовать работу предприятия, если с помощью цифровизации можно спокойно отслеживать всю её деятельность в режиме онлайн? И оперативно реагировать в случае возникновения каких-либо подозрительных отклонений. Вот и саморегулируемые организации, как показал прошлый год, неплохо контролируются через официальные сайты и онлайн-сервисы, которые союзы и ассоциации обязаны наполнять и поддерживать в актуальном состоянии.
Что касается того, будут или нет проводиться проверки Ростехнадзора в отношении СРО, то здесь ответ отчасти даёт письмо Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2022 года № Д24и-40774. В нём содержится комментарий по поводу ещё прошлогоднего постановления Правительства России от 10 марта № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Согласно пункту 11(3) этого документа, в планы проведения плановых проверок на 2023 год при осуществлении видов государственного контроля (надзора) порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом № 294-ФЗ включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
При этом допускается проведение плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ, если в отношении таких видов контроля не применяется риск-ориентированный подход.
Однако, как указывает МЭР, положением применение риск-ориентированного подхода в рамках надзора за СРО не предусмотрено. А это значит, что:
…плановые и внеплановые проверки в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в 2023 году будут проводиться в соответствии с общими требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ и Положением.
Таким образом, скорее всего, и новые инициативы Правительства РФ к СРО отношения не имеют. Вот внедрите риск-ориентированный подход, тогда и поговорим. А пока приводите дела в порядок и ожидайте проверяющих из РТН, согласно утверждённому плану проверок. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из официальной позиции МЭРа, которую, отметим, также учитывает Минстрой России. Хотя окончательное слово о порядке проверок в свете принятых властями решений, разумеется, хотелось бы услышать от самого надзорного ведомства…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Надо будет искать денег на окат или нет, вот единственная разница между мораторием и его отсутствием. ТЦ "Зимняя вишня" проходила все проверки.
не было там проверки, зимняя вишня была или есть субъект малого предпринимательства, и освободилась от плановой проверки
Любой бизнес необходимо держать в тонусе.