В буклете, который обнародовало Национальное объединение строителей к 10-летнему юбилею саморегулирования, названы основные достижения. А начинается рассказ с цитаты Президента России Владимира Путина, хотя и со скромной пометкой «из архивов Национального объединения». И вот, что сказал Владимир Владимирович:
«Считаю создание в 2009 году Национального объединения строителей важной и востребованной инициативой, реальным шагом в консолидации профессионального сообщества для решения насущных отраслевых проблем. За прошедшее время саморегулируемые организации доказали свою жизнеспособность, приобрели солидную деловую репутацию, внесли свой вклад в укрепление строительного комплекса страны.
Сегодня перед вами стоит целый ряд важных и ответственных задач. Главные из которых – наращивание темпов жилищного, инфраструктурного строительства, повышение качества и безопасности работ за счёт применения передовых стандартов, современных технологий и материалов. И, конечно, — создание эффективной нормативно-технической базы, призванной обеспечить динамичное развитие отрасли».
Однако сами российские строители, согласившись со словами национального лидера о невероятной живучести СРО, с остальным могли бы, пожалуй, и поспорить. Например, упоминания о «передовых стандартах», «солидной деловой репутации» и «вклад в укрепление строительного комплекса», скорее, можно отнести к авансам, чем к текущим достижениям.
Только добровольцы – шаг вперёд!
А ведь как хорошо всё начиналось! И об этом тоже вспоминает НОСТРОЙ, листая свои старые архивы.
Далёкий уже 2008 год. 22 июля тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был внесён в Государственную Думу председателем комитета по строительству и земельным отношениям Мартином Шаккумом. Так появилась на свет белый статья 55 ГрК РФ.
Документ, рождённый в серьёзной ведомственной борьбе нескольких групп, создал законодательную базу для образования и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства и определил срок отмены лицензирования в отрасли.
Железо куётся, не отходя от горна. 2009 год, 13 января. «Старый новый год» стал началом отсчёта саморегулируемого летоисчисления. В государственный реестр внесена СРО «Межрегиональное объединение организаций специального строительства». Дальше – больше. Пока в министерских коридорах раскачиваются и обсуждают, 10 ноября собирается I Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
10 декабря Национальное объединение строителей зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц. Между прочим, вступление СРО в НОСТРОЙ в то время носит добровольный характер, – об этом напоминает и красочная брошюра, изданная к 10-летию. 54 тогдашних строительных СРО, представляющих 30-тысячную армию строителей, учреждают своё Национальное объединение и формируют органы управления. Делая это в надежде на то, что, наконец-то, появится единое мощное объединение, которое будет представлять интересы строительного комплекса, разрабатывать необходимые законы и ставить заслон не слишком умным экономическим экспериментам над отраслью.
Вслед за общественным движением подтягивается и власть. 30 декабря Президент России подписывает Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В тот же день Минрегион России издаёт приказ № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Давно уже нет ни того министерства, ни приказа, а саморегулирование продолжает жить и здравствовать.
Но вернёмся назад. С января 2010 года отменено лицензирование в отрасли, а к строительству, проектированию и изыскательским работам стали допускаться только члены саморегулируемых организаций.
А дальше – пошло-поехало. Техрегулирование, коммерческие СРО, конкурс «Строймастер», АИС ОАПС, ЕСА, фронда в Аппарате, войны в Ревкоме, хочу-не хочу Александра Вахмистрова, кадровая чехарда, смены президентов Нацобъединения, Единый реестр, НРС, регионализация, санация банков, чистки реестров, суды… И прочие славные и не слишком славные дела, которые частично были отражены в праздничной программке, а частично нет. Что, в общем и правильно – зачем портить самим себе юбилейное настроение, если охотников сделать это и без того предостаточно.
И вы помогали?
Что же получилось в результате славного десятилетнего марафона? Буклет НОСТРОЙ более чем на 90 процентов состоит из красивых картинок со строек Родины – тут вам и Москва-сити, и аэропорт «Жуковский», и наукоград «Сколково», и другие многочисленные красивые здания, среди которых есть и детские сады, и стадионы, и музеи, и административные объекты, и жилые кварталы. Действительно, строительный комплекс в России переживает в эти 10 лет период бурного роста, давно побив все рекорды РСФСР. Это развитие и рост подтверждается как цифрами статистики, так и субъективным впечатлением от новых дорог, микрорайонов и объектов инфраструктуры. Впереди – новые циклопические стройки, освоение Крайнего Севера, ВСТ, мосты через Лену и на Сахалин…
Другой вопрос – какое участие в этих процессах принимало и принимает Национальное объединение строителей? По какому, собственно праву, подклеивает оно красивые картинки новостроек в свои буклетики? Не «помогает» ли НОСТРОЙ строителям примерно так же, как слепень, сидящий на заду у лошади, пьющий кровь и всё равно свято уверенный, что это только благодаря ему телега приехала вовремя?
Всего две странички посвящены в отчёте достижениям самого Нацобъединения. Это страница 62, на которой приведены цифры по членам СРО и уровням групп ответственности. И страница 63, где написаны показатели по объёмам собранных компфондов, выплатам из оных и количеству специалистов НРС. Какое отношение имеют эти цифры для качества, безопасности и объёмов стройки?
Очевидно, что компфонды фактически стали обременением, ещё одним идущим непонятно на что налогом для строителей, который те были вынуждены попросту заложить в стоимость квадратного метра. Хвастаться этими миллиардами имело бы смысл в том случае, если бы они действительно как-то работали на благо страны. Однако по той же диаграмме мы видим:
- Страховые выплаты с 2013-го по 2017-й – 393,5 миллиона рублей. При этом, как мы знаем, деньги эти не выплачиваются и даже думские депутаты не могут дознаться у страховщиков, куда они делись.
- Требования по незавершённым судебным делам в СРО – 126,3 миллиона рублей.
- Требования в адрес НОСТРОЙ за исключённые СРО – 763,7 миллиона рублей. Ещё одна сумма, которую Национальное объединение не платит и платить не собираясь, костями ложась в судах, чтобы не допустить этих платежей.
- Наконец, выплаты из КФ ВВ составили всего 171,8 миллиона рубликов за 4 года и с общей суммы в почти сотню миллиардов целковых.
Что же касается КФ ОДО, то здесь делать какие-то выводы пока ещё рано и речь можно вести разве что про несчастный случай с белгородской СРО, которая попала на 60,25 миллиона. Да и то ещё долго будет бороться за эту сумму в судах всех уровней.
Когда инициатива наказуема
Что остаётся? НРС, который превратился в сеть частных лавочек по торговле специалистами – тех же самых, что ещё недавно занимались торговлей допусками? Неработающие техстандарты? Никем и нигде не востребованный конкурс профмастерства? Тиражи пиар-листков и мегабайты пиара в сети? Присоски учебных центров, удалённо обучающих бульдозеристов и крановщиков? Миллионы, выброшенные на создание странных информационных проектов? Цифры – вещь упрямая. И как раз никакими цифрами, кроме «освоенных» миллиардов НОСТРОЙ похвастаться не может.
Да, если смотреть на вещи шире – и саморегулирование, загнанное в капкан постоянных реформ и поборов, выродилось в ещё один большой и дорогой админбарьер. Небольшое количество активных саморегуляторов, которые носятся со своими идеями и искренне пытаются помогать своим членам, генерируя новые проекты законов и выходя со своими предложениями воспринимается как кучка безумцев, которым больше всех надо.
Очень плохо закончилось первое десятилетие важного гражданского института, который начинался при всеобщем энтузиазме и на добровольных началах. Похвастаться нечем. Можно только считать чужие денежки, да примазываться к чужим достижениям. Впрочем, чудеса случаются. Как знать, вдруг в умелых руках минстроевских генетиков саморегулируемый слепень превратиться в какое-нибудь более полезное существо? Если не в трудолюбивую пчелу, то хотя бы в тутового шелкопряда. В мире насекомых вообще бывают странные метаморфозы.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Спасибо за материал! Начало - ностальгия, конец - суровая реальность :))
Материал суперррище!
Вот уж и правда ностальгия. Сколько было энтузиазма.... Всё ради дела. А потом уже как конвейер. Да и НО стало не то... Больше теперь походит на ***но (уж простите). Жалко. Всё профукали. Что могли и не могли.
Перечитала и поняла, что коммент похож на возгласы бабульки у подъезда))) "А помните....", "А вот в наше время....")))) Но зато как есть...))
Хорошо как написано!!
НОСТРОЙ забирает на себя все заслуги, потому что фактически в его составе все застройщики России, вот вам все лавры и почет. Причастные к любой стройке и сносу теперь. Хотя на самом деле они только собирают и растрачивают деньги тех самых строителей, нанося урон самим же компаниям. Финансовый и моральный. Функции по Градостроительному кодексу не выполняются.
ну главное, чтобы не только заслуги разделяли, но и материальную ответственность...как говорится и в богатстве, и в бедности...)
А вот этого не дождётесь! НОСТРОЙ работает только на прибыль.
Не совсем согласен про причастие к любой стройке. Слишком косвенно. Задачи по ГК РФ и Уставу НОСТРОЙ касаются саморегулируемых организаций. Представление, защита общих интересов, достижение общественно полезных целей и т.д. Всё смыкается на СРО за редким исключением - нормотворчества.
НОСТРОЙ с СРО, СРО с строителями. Вот и цепочечка.
Нынешний президент НОСТРОЙ такой молодой в буклете. А кто-то совсем не меняется ;))
там где "пошло-поехало" не хватает ещё реперов:
"завывания о Министерстве..." (Указ о создании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) подписан 1 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации), министры которого рассказывают о "...состоялось...", "салют из купюр", а вместо
"в стоимость квадратного метра" точнее будет "кубатуры строительного объёма и стоимости вводимого объекта" !!)) за месяц до 10-летия НОСТРОЯ, не дождавшись от него внятных системных предложений в соответствии с функционалом, выходит Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2019 г. № 504 О создании публично-правовой компании «Военно-строительная компания», которая на несколько порядков будет превышать выполнение строительно-монтажных работ в сравнении с радостными отчётами бесноватых девелопЁров...