Top.Mail.Ru

Крокодиловы слёзы ФКР – 2

При нынешнем минстроевском видении проблем Фондов капремонта их не удастся решить никогда

356
10
Время чтения 5 минут
04.07.2025

В прошлом месяце мы опубликовали статью под названием «Крокодиловы слёзы ФКР», в которой рассказали о том, почему в Свердловской области сотни домов могут остаться без капитального ремонта в запланированные сроки. Позволим себе себя же и процитировать:

Хотя никто не мешает объединить усилия со СРО и взяться за свою основную деятельность – качественно выполнять работу технического заказчика. Тем более, что саморегуляторы готовы к совместной работе, в некоторых регионах ФКР попытались включить в систему строительного саморегулирования. СРО, как заинтересованное лицо, может предоставить свои возможности по контролю членов, помочь специалистами, стать площадкой для встреч по проблемным объектам. Но пока такой готовности к взаимодействию не выказывают сами Фонды. Они предпочитают работать по старинке, тратя денежки среди пула доверенных компаний, отмахиваясь от собственников и решая все возникающие проблемы в судах.

А между тем Минстрой России выпустил с длиннющим названием «Доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности за 2024 год».

В этом докладе проводится обобщение правоприменительной практики для решения следующих задач:

  • выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
  • анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).

В качестве источников формирования доклада использованы результаты проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий отделов Государственного жилищного надзора.

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение региональными операторами следующих требований:

а) требования к подготовке и направлению собственникам помещенийв МКД предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объёме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования капитального ремонта и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта;

б) требования к обеспечению проведения капитального ремонта в отношении МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД и конкретизированные в краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта;

в) требования к осуществлению приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе к обеспечению создания соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление МКД, и представителей собственников помещений в МКД;

г) требования к контролю качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями и соответствия таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

д) требования к качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ;

з) требования к обеспечению подготовки задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовки проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждению проектной документации и обеспечению её качества и соответствия требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

и) требования к обеспечению установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление МКД, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, подрядной организации к проведению таких работ;

к) требования к осуществлению капитального ремонта в объёме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в случае возникновения таких аварии и ситуаций;

л) требования к передаче лицу, осуществляющему управление МКД, в котором проведён капитальный ремонт, копий документов о проведенном капитальном ремонте (в том числе копий проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иных документов, связанных с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.

Результаты проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году:

Федеральный округ Российской Федерации

Количество контрольных (надзорных) мероприятий, инициированных в отношении регионального оператора

Количество предписаний об устранении нарушений, в том числе нарушений порядка и сроков размещения информации в ГИС ЖКХ, вынесенных в отношении регионального оператора

Количество административных производств, возбужденных в отношении регионального оператора, в том числе в связи с неисполнением ранее вынесенных предписаний

Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных в отношении регионального оператора

Центральный федеральный округ

539

224

59

98

Северо-Западный федеральный округ

172

117

15

107

Южный федеральный округ

869

404

139

62

Северо-Кавказский федеральный округ

36

695

4

11

Приволжский федеральный округ

871

618

633

369

Уральский федеральный округ

128

34

5

43

Сибирский федеральный округ

536

319

116

157

Дальневосточный федеральный округ

72

17

0

6

Типичные нарушения, выявляемые ОГЖН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, связаны с нарушением требований проектной документации, в частности с нарушением проекта производства работ, нарушением качества строительно-монтажных работ, а также организации строительного контроля.

Основные наиболее часто фиксирующиеся нарушения:

  • при капитальном ремонте крыш нарушена последовательность выполнения работ, установленная проектной и сметной документацией, в связи с чем не обеспечивается защита от намоканий строительных конструкций, перекрытий, помещений здания.

Основные фиксирующиеся нарушения:

  • несвоевременный вывоз мусора со строительной площадки;
  • отсутствует ограждение строительной площадки;
  • на строительной площадке отсутствуют временные сооружения – уборная, контейнеры для сбора мусора;
  • на строительной площадке отсутствует либо не заполнен надлежащим образом «Общий журнал работ», который входит в перечень форм первичной учётной документации, и в котором ведётся учёт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Выявляемые нарушения во время проведения капитального ремонта, а также после подписания акта выполненных работ, свидетельствуют о недостаточном осуществлении контроля со стороны регионального оператора, технического заказчика.

Основными причинами, способствующими возникновению нарушений обязательных требований являются:

  • недостаточный контроль со стороны регионального оператора за качеством и сроками выполняемых работ;
  • отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров инженерно-технического персонала;
  • большое количество контролируемых объектов.

И в заключении доклада для предотвращения нарушений предлагается следующее:

  • соблюдение требований проектной документации;
  • усиление контроля со стороны технического заказчика.

Как видим, никакой речи о постоянном взаимодействии со СРО нет. Второе, что лично мы не увидели в докладе, – это то, что Фонды капитального ремонта не называются техзаказчиками.

При таком видении Министерством строительства и ЖКХ РФ решения проблем ФКРов описанная в докладе ведомства проблематика не решится никогда. Как говорил первый и последний президент СССР – «Перестраиваться нужно, товарищи».

Доклад Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Миледи

    ФКР это просто дно! Самая паразитирующая организация из всех существующих!

    04.07.2025, 08:47
    • Сроница
      отвечает пользователю

      @Миледи, .....Вот соглашусь. В законодательстве все написано четко и понятно что и как должны делать ФКР при капитальных ремонтах МКД. Просто надо брать и выполнять. Но нет же, они начинают разъяснять собственникам мкд непонятно что, в итоге по результатам таких разъяснений капремонты идут не в срок и не в полном объеме из-за противодействия жителей. А потом на подрядчиков пени и штрафы. А ведь полный доступ к площадке, т.е. к МКД со всем еще общим имуществом должен обеспечить как раз ФКР!!! Но нет же, вы хоть раз видели сотрудника ФКР на МКД при капремонте? Я лично нет. А они должны быть там постоянно. особенно при возникновении спорных ситуация с жителями.

      04.07.2025, 08:58
      Миледи
      отвечает пользователю

      @Сроница, противодействие жителей? Это о том как жители хотят, чтобы делали нормально, а делают тяп ляп!?

      04.07.2025, 10:24
      Сроница
      отвечает пользователю

      @Миледи, ..... Не всегда. например просто не допускают в квартиры где проходят общие коммуникации. У меня был пример, когда жители заблокировали работы в связи с переносом по их желанию мусоропровода.

      А еще я тут новость узнала, что жильцы требуют замены батарей отопления и труб ГВС и ХВС от общих стояков, которые разводятся по квартире.

      04.07.2025, 11:10
      Полианна
      отвечает пользователю

      @Сроница, послушайте, у нас была общая встреча жителей, представителей ФКР и представителей подрядчика, где всё обсуждалось.... Что будут делать, как и когда.... Странно, что Вы считаете, что жителям ничего объяснять не надо.... Просто, да, для этого должны быть все стороны, чтобы вопросов не оставалось...

      04.07.2025, 14:54
      Полианна
      отвечает пользователю

      @Сроница, что значит "перенос по их желанию мусоропровода"??? Это как вообще я даже понять не могу???....

      04.07.2025, 14:56
      Сроница
      отвечает пользователю

      @Полианна, .....Не так вы меня поняли. Как раз надо разъяснять и разъяснять заранее до проведения капремонта в МКД. И разъяснять что именно будет ремонтироваться и как, какие действия от жителей необходимы, какие последствия недопуска подрядчиков в МКД и квартиры, а где граница по инженерным сетям заканчивается чтобы жители понимали что именно будут менять. И про хотелки жителей надо разъяснять - как их воплатить в жизнь.

      04.07.2025, 15:08
    СРОшник

    Оказывается ФКР хочет сотрудничать (видимо спихнув свою ответственность), а не шарахаются закрываясь только исками.

    04.07.2025, 13:31
    Толябыч

    Министерство ЖКХ вообще жжёт. Когда кажется, что они ничем уже не удивят, они выдают новый перл.

    04.07.2025, 13:56
    Полианна

    Просто тихий ужас.... Не видать нам нормального капремонта никогда видимо с таким отношением....

    04.07.2025, 14:50