Top.Mail.Ru

На дорогах Сахалина лёд тронулся

Дальневосточные саморегуляторы за экологичные противогололёдные средства и против «топления снега» вместо снегоуборочных работ!

173
1
Время чтения 4 минуты
28.10.2025

Более 5,5 тысячи сахалинцев подписали открытое обращение к губернатору Валерию Лимаренко. Жители области обеспокоены чрезмерным применением в зимний период технической соли (галита) на улицах городов и посёлков. Ассоциация «Сахалинстрой» поддерживает позицию инициативной группы и продолжает информировать региональные органы исполнительной власти о недопустимости нарушения технологии снегоуборочных работ, предусмотренной нормативными правовыми актами. Несоблюдение нормы расхода технической соли негативно влияет на состояние автомобилей (коррозия металла) и улично-дорожной сети населённых пунктов, на восстановление которой требуются дополнительные бюджетные средства.

Открытое обращение жителей Сахалинской области по вопросу зимнего содержания дорог в адрес губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко было направлено 7 октября 2025 года.

Отметим, что Ассоциация «Сахалинстрой» регулярно в течение 2024-2025 годов поднимала вопросы о применении галита в рамках содержания уличной дорожной сети Южно-Сахалинска и о возможном использовании альтернативных экологичных противогололёдных материалов на заседании рабочей группы при Правительстве Сахалинской области и комитета по экологии и природопользованию Сахалинской областной Думы. Однако дело дальше обсуждений не сдвинулось. Вот строчки из письма инициативной группы:

Классический реагент – соль, хлорид натрия, техническая соль, галит – самый дешёвый вариант для очистки дорог от льда и самый опасный. Этот материал очень агрессивен в отношении асфальта, бетона, металла, окружающей среды, здоровья людей и домашних питомцев.

В послании главе региона также напоминается о том, что с 1 июня 2024 года указанный противогололёдный реагент не соответствует по степени коррозийной активности требованиям, установленным ГОСТ Р 58427-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололёдные для применения на территории населённых пунктов. Общие технические условия» и не может применяться ни в городах, ни в посёлках, ни в деревнях. И далее по пунктам.

  1. На участках дорог, где появились метелевые заносы или вследствие интенсивного снегопада образовался мощный слой снежных отложений, работы по ликвидации скользкости, в случае её образования, по регламенту должны проводить после снегоуборочных работ.
  2. Допускается применение противогололёдных материалов в качестве профилактической обработки при ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката, в том числе в целях снижения затрат дорожной службы на борьбу с зимней скользкостью. По окончании снегопада необходимо полностью удалить рыхлый снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин.
  3. В случае образования снежного наката его ликвидация производится путём распределения химических ПГМ (противогололёдных материалов). Образовавшаяся разрыхленная снежная масса должна быть немедленно убрана с проезжей части.
  4. Распределение ПГМ необходимо производить только механическим способом специальными распределителями. Для уменьшения отрицательного воздействия химических противогололёдных материалов на придорожную почву, воду и растительность необходимо применять их минимальном количестве, соблюдая режим и нормативы.

Вышеперечисленные нормы в регионе не соблюдаются, утверждается в письме. Согласно нормативным документам, орган управления дорожным хозяйством (заказчик) обеспечивает подрядным организациям условия для создания достаточной степени готовности к производству работ:

  • в пределах выделенных лимитов организует приобретение материально-технических ресурсов для зимнего содержания автомобильных дорог;
  • организует контроль качества приобретаемых противогололёдных материалов;
  • организует внедрение новых технологий, материалов и техники на обслуживаемых дорогах;
  • осуществляет жёсткий контроль за качеством зимнего содержания, обеспечением соответствия фактического уровня содержания дороги заданному, за качеством и количеством используемых противогололедных материалов.

По мнению инициативной группы, данные нормы заказчик не соблюдает. Фактически, в результате его бездействия по выполнению своих обязательных функций, подрядным организациям созданы условия, когда можно пренебрегать установленными требованиями и в неумеренном количестве, в том числе с использованием ручного инструмента, применять галит.

Таким образом, мы в течение зимнего периода наблюдаем картину, как с молчаливого согласия заказчика коммунальные службы подменяют понятие «снегоочистительные работы» на «топление» снега указанным реагентом на месте. Образовавшаяся шуга с примесью галита создаёт трудности для передвижения транспорта и пешеходов, особенно пожилых людей. Делает невозможным передвижение по тротуарам для инвалидов и женщин с детскими колясками и иными средствами для перевозки детей (санки, аргамаки). В зимнее время город становится труднодоступным для данной категории населения.

В письме подчеркнуто, что чрезмерное использование реагента и пренебрежение соблюдением технологии очистки дорожного полотна от образовавшегося рыхлого снега (шуги), содержащего реагент, наносит вред:

  • окружающей среде (придорожные газоны в результате засаливания почвы требуют ежегодной рекультивации);
  • дорожной инфраструктуре (происходит разрушение асфальтобетонного покрытия и бортовых камней как на проезжей части, так и тротуаров);
  • имуществу населения (коррозия личного автотранспорта, портится обувь).

Такое, якобы «экономное», зимнее содержание дорог влечёт за собой колоссальное расходование бюджетных средств и личных средств граждан, – убедительно подытожила своё обращение к губернатору инициативная группа.

Ответ от главы региона общественники пока не получили, но в социальных сетях в официальном паблике Правительства Сахалинской области размещён пост:

В настоящее время администрацией города прорабатывается вопрос замены галита на современные ПГМ. В текущем году будут произведены экспериментальные обработки разными компонентами, по результату которых будет рассмотрена возможность замены используемых материалов и уменьшения его нормы расхода.

Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский отметил, что благодаря общественной инициативе и усилиям саморегуляторов «лёд тронулся»:

Признание проблемы – путь к её решению! Ассоциация продолжит работу с исполнительными органами власти и заказчиками Сахалинской области по улучшению ситуации на дорогах, в том числе, в период зимнего содержания. Ведь зачастую вина за порчу (разрушение) элементов УДС (улично-дорожной сети) в период эксплуатации необоснованно перекладывается на подрядные организации, производившие работы по реконструкции и капитальному ремонту УДС. А подрядчики, в свою очередь, вынуждены восстанавливать объект в рамках гарантийных обязательств, что недопустимо, принимая во внимание ненадлежащую эксплуатацию дорожного полотна, за что подрядчик фактически ответственности не несёт и не может повлиять.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

(с благодарностью коллегам из пресс-службы Ассоциации «Сахалинстрой»)

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Мистер Икс

    Весной опять будет: «Ой, почему у нас асфальт посыпался». Да потому что соль вместо техники!

    28.10.2025, 16:11