Единый взнос вместо соцобъектов
Правительство предложило заменить строительство детсадов, школ и дорог единоразовым платежом
Правительство России утвердило Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года. В документ включена инициатива о замене обязательств застройщиков по строительству социальной и транспортной инфраструктуры единоразовым инфраструктурным взносом. Соответствующее распоряжение №3523–р подписано 29 ноября 2025 года.
Минфин, Минстрой и Минэкономразвития должны подготовить поправки в Бюджетный кодекс до февраля 2027 года. Затем планируется выпуск отдельного акта правительства, в котором будут установлены порядок уплаты взносов и условия их применения. По замыслу авторов модели, новый механизм обеспечит развитие социальной и инженерной инфраструктуры без необходимости самостоятельного возведения объектов девелоперами. В проекте также отмечено стремление учесть международный опыт и развивать институт контрактного землепользования.
Петербург уже проходил через систему денежных компенсаций. В 2017 году девелоперы предложили создать Фонд социальных обязательств, рассчитывая решить проблему дефицита детсадов и школ. Однако, несмотря на поступление средств, достичь заявленных целей не удалось, и город вернулся к "натуральным" обязательствам.
У застройщиков отношение к возможной реформе разное. Одни считают, что инфраструктурный взнос может упростить запуск проектов и сделать расчёты более прозрачными. Другие опасаются возврата к задержкам строительства соцобъектов, которые были обычным явлением несколько лет назад.
По мнению участников рынка, ключевым станет момент уплаты взноса. Если его придётся перечислять сразу после получения разрешения на строительство, нагрузка на проект резко вырастет. Банковское финансирование таких платежей увеличит стоимость квадратного метра. Некоторые эксперты предлагают рассрочку платежей, чтобы избежать давления на себестоимость.
Часть специалистов считает, что эффективность новой модели зависит от того, насколько точно будет рассчитан размер взноса. Если он окажется сопоставим со стоимостью стройки, для девелоперов это может быть рабочим механизмом. Если же взнос будет выше реальных затрат, смысл реформы, кажется, исчезает. При этом жители ожидают синхронного ввода жилья и соцобъектов, что уже стало нормой у крупных компаний.
Некоторые эксперты опасаются, что передача ответственности за строительство в руки государства может привести к удорожанию и увеличению сроков реализации. Другие подчеркивают необходимость чётких гарантий: если жители оплачивают инфраструктуру в стоимости квартир, объекты должны появляться в тех же районах и в разумные сроки.
На наш взгляд, инициатива выглядит масштабной и способной изменить подходы к развитию территорий. Однако многое зависит от деталей. Кажется, что успех реформы возможен лишь при точных расчётах, разумных сроках платежей и реальных гарантиях синхронного строительства. В противном случае рынок может вернуться к старым проблемам, которые долгие годы пытались решить.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

только что как раз читала про падение рождаемости. и вот сразу про социалку. о чем можно говорить, если самые простые вещи не понимаются? :(
@Анфиса, точно. Без нормальной демографии никакая «социалка по взносам» просто не взлетит.