Top.Mail.Ru

Были «недостаточно экономны»

Счётная палата России поделилась малоутешительными результатами проверки расходования бюджетных средств на строительство транспортной инфраструктуры

99
0
Время чтения 3 минуты
10.12.2025

Говоря тактичным языком ведомства, более 311.000.000.000 рублей «расходовались недостаточно экономно». Как мы сообщали, эти деньги были потрачены ФКУ «Ространсмодернизация» за 2021-2025 годы на строительство и реконструкцию объектов воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Казённому учреждению предстояло выполнить работы по трём госпрограммам: «Развитие транспортной системы», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Эти программы подразумевали работы на 108-ми объектах, из них самые большие объёмы в размере 204,4 миллиарда рублей относились к аэродромной инфраструктуре, остальные к железной дороге, морским и речным портам, а также образовательным учреждениями.

Однако, как считает аудитор Счётной палаты РФ Елена Бойцова в своём отчёте указала, что результаты работ получились не слишком впечатляющими. Главной претензией стал срыв сроков работ. По 66-ти госконтрактам завершение строительства перенесено на срок от пяти месяцев (инфраструктура аэропорта Оренбург) до шести лет (инфраструктура аэропорта Домодедово), что составляет 64,7% от реализуемых контрактов. А по мурманскому транспортному узлу сроки сдачи перенесли аж на 11 годиков (!) – с 2015-го на декабрь 2026-го.

Основными причинами такого скверного тайм-менеджмента стали: низкое качество проектной документации, которую приходилось неоднократно корректировать, что, в свою очередь, приводило к удорожанию объектов, недостаточные темпы производства работ, а также банкротство подрядных организаций. При этом требования к проектировщикам о возмещении ущерба, причинённого некачественной проектной документацией, не направлялись.

С государственными денежками в казённом учреждении обращались не менее вольно, чем с поставленными сроками. В проверяемом периоде господрядчики направляли заказчику («Ространсмодернизации») документы о внесении изменений в проектную документацию для увеличения цен госконтрактов по 44-м объектам, говорится в отчёте. Возможность менять цену госконтрактов в связи с удорожанием строительных ресурсов была получена в связи с постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Это касалось контрактов, заключённых до 31 декабря 2022 года, Кабмин направил на дофинансирование данных объектов из резервного фонда 23,4 миллиарда рублей.

Постановление № 1315 было принято по объективным причинам – помочь строителям, которые попали в тяжёлую ситуацию в результате пандемических ограничений. Однако, как полагают аудиторы, «Ространсмодернизация» откровенно злоупотребляла предоставленной возможностью. Было выявлено завышение цен 11-ти госконтрактов на 1,9 миллиарда рублей. Это контракты на работы в аэропортах Мирный, Оренбург, Игнатьево, Полярный, Черский, Белая гора, Депутатский, Хандыга, Вилюйск, Багаевского гидроузла и технопарка в Новороссийске.

Основное нарушение при расчёте стоимости удорожания связано с необоснованным определением коэффициента корректировки цены контракта – применялся индекс-дефлятор, действующий на дату утверждения проектной документации, а не на дату определения цены, что привело к завышению расчётных сумм.

Кроме того, Счётная палата в ходе проверки установила подозрительные факты перевода 25,3 миллиарда рублей. Эти деньги ушли контрагентам первого и второго платёжного уровня, деятельность которых связана с организациями, «непосредственно проводящими подозрительные операции по обналичиванию и выводу денежных средств за рубеж, а также по иным основаниям». В ходе контрольного мероприятия также получена информация о высокорискованных операциях (перечислении средств в пользу организаций, созданных под контракты, а также ликвидированных, выдаче беспроцентных займов) и закупке работ, материалов и оборудования по завышенным ценам на общую сумму более 2,4 миллиарда рублей.

Аудитор СП подводит неутешительный итог:

В целом выявленные нарушения и недостатки свидетельствуют о недостаточно экономном использовании бюджетных средств, некачественном планировании расходов, а также указывают на наличие резервов снижения цен на работы в рамках контрактов.

Посмотрим, какие же меры будут приняты по итогам этого отчёта. В последнее время доклады СП РФ всё больше напоминают рыбалку на спортивной канале, где ведущие ловят, показывают добычу, а потом отпускают её обратно. Возможно, растущий дефицит бюджета заставит власти более внимательно отнестись к информации о выводе денежных средств и сомнительных контрактах…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!