Учебник, с которым всё получится
Как преодолеть нехватку специалистов инженерно-строительного профиля, обладающих компетенциями в области применения цифровых инструментов
Для начала сделаю небольшое отступление от темы, обозначенной в заголовке этой статьи.
Лицам, желающим приобрести компетенции в области анализа данных (будущим Data Scientists), возможно, будет интересен «Учебник по машинному обучению – без упрощений и воды», подготовленный компанией Яндекс. Во введении к нему говорится:
Эта книга написана коллективом добрых людей, состоящим из преподавателей и выпускников Школы анализа данных. Своим появлением она обязана двум замечательным курсам. Во-первых, это курс Константина Вячеславовича Воронцова, на котором выросло подавляющее большинство авторов книги, да и вообще ML-специалистов (специалистов по машинному обучению) в России. Во-вторых, это курс NLP Course (курс по обработке естественного языка) Лены Войта, благодаря которому мы поняли, как должен выглядеть современный учебник.
Имя доктора физико-математических наук, профессора РАН, руководителя лаборатории машинного обучения и семантического анализа Института искусственного интеллекта МГУ, заведующего кафедрой математических методов прогнозирования МГУ, заведующего кафедрой интеллектуальных систем МФТИ Константина Воронцова хорошо известно читателям За-Строй.РФ по этой публикации. К тому же Константин Вячеславович является давним партнёром НИИСФ РААСН и участником всех конференций по искусственному интеллекту, проводимых в стенах этого института.
Работая над этим материалом, не было ставить своей целью пропеть очередные дифирамбы известнейшему профессору РАН. Цель была совершенно иная, а именно подумать над тем, какие образовательные ресурсы нужны специалистам инженерно-строительного профиля, которым посчастливилось работать в цифровую эпоху, для приобретения компетенций, отвечающих современным вызовам.
Этим вопросом пришлось заняться не из праздного любопытства, а в связи с подготовкой к выходу в свет учебного пособия под предварительным названием «Современные цифровые инструменты и искусственный интеллект в управлении инвестиционно-строительными проектами».
О нехватке специалистов инженерно-строительного профиля, обладающих компетенциями в области применения цифровых инструментов, как об одном из барьеров для успешной цифровизации стройки говорится повсеместно. Вместе с тем тяга этих специалистов к получению таких компетенций огромна. Об этом свидетельствуют, в частности, заполненные до отказа залы, в которых проходят соответствующие научно-практические и учебно-просветительские мероприятия. Одним из них стала прошедшая 2 июля этого года в стенах НИИСФ РААСН Всероссийская конференция «Искусственный интеллект в градостроительной деятельности. Настоящее и будущее».
Профессиональному сообществу хорошо известен Профессиональный стандарт «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве». В этом нормативном правовом акте, разработанном Ассоциацией организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ (BIM-ассоциация) совместно с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков, другими заинтересованными организациями и утверждённом приказом Минтруда России от 14 октября 2024 года № 562н, обозначены значительная часть знаний и умений, которыми в цифровую эпоху должны обладать специалисты инженерно-строительного профиля. Однако, открытым остаётся вопрос об источниках, из которых эти специалисты могли бы почерпнуть такие знания и умения.
Несмотря на очевидную полезность участия в проводимых конференциях, семинарах и других публичных мероприятиях, стать специалистом в сфере информационного моделирования в строительстве представляется невозможным, даже если быть завсегдатаем подобных мероприятий.
В настоящее время действуют множество организаций дополнительного профессионального образования, оказывающих услуги по повышению квалификации и (или) профессиональной переподготовке. Многие из них добросовестно стремятся дать своим слушателям необходимые знания и умения. Однако, представляется, что, если бы в этих организациях действительно можно было бы приобрести компетенции, которыми, в соответствии с профессиональным стандартом, должны обладать специалисты в сфере информационного моделирования в строительстве, нехватки таких специалистов уже давно бы не было.
Несмотря на очевидную полезность многочисленных Телеграм-каналов, думается, что они тоже вряд ли могут быть источником для приобретения компетенций, указанных в профессиональном стандарте.
Полагаю, что большинство читателей За-Строй.РФ ещё не забыли, что значительную часть знаний, которыми они обладают, они получили из учебных изданий. В этой связи можно предположить, что и сегодня без соответствующих учебников и учебных пособий цифровая трансформация строительной отрасли либо растянется на многие годы, либо будет вообще невозможной.
Согласно ГОСТ Р 7.0.80 – 2020 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р 7.0.80 – 2020), под учебными изданиями понимаются «издания, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».
Из этого определения следует, что основополагающими признаками учебных изданий являются:
- наличие в них систематизированных сведений научного или прикладного характера в заданной ими предметной области;
- представление этих сведений в форме, удобной для изучения и преподавания.
До сравнительно недавнего времени все учебники и учебные пособия издавались в форме книг. Других форм для учебных изданий не существовало. Именно в книжной форме, в том числе на русском языке изданы известные учебные пособия по BIM от компании Autodesk. Прагматичные американцы не жалели на это денег, щедро оплачивали труды авторов, потому что понимали, что в отсутствие качественных учебных пособий раскрутить BIM в России не получится.
Однако цифровизация затронула не только сферу строительства, но и издательскую сферу, из-за чего сейчас всё большую популярность завоевывают не печатные, а электронные учебные издания (не путать с печатными изданиями в электронной форме, например в PDF). Такие издания имеют множество преимуществ перед печатными аналогами, главными из которых являются простота распространения, а также удобство изучения материала представителями целевой аудитории.
В частности ГОСТ Р 7.0.80 – 2020, введено в оборот понятие сетевое электронное издание (или электронное издание сетевого распространения), под которым понимается электронное издание, доступное пользователям через информационно-телекоммуникационные сети.
Очевидно, что к сетевым электронным изданиям не применимо понятие «тираж». У них всегда ровно столько пользователей, скольким эти издания интересны.
Пунктами 3.2.5.3 и 3.2.5.8 этого национального стандарта введены в оборот понятия интерактивное электронное издание и мультимедийное электронное издание.
В соответствии с определениями, данными в этих пунктах, под интерактивным учебным изданием должно пониматься издание, способ взаимодействия с которым пользователь выбирает самостоятельно – в соответствии со своими интересами, целями, уровнем подготовки с помощью алгоритмов, определённых производителем (автором или издателем).
Под мультимедийным учебным изданием сетевого распространения должно пониматься издание, представленное в совокупности различных электронно-цифровых форматов, форм и предписанных его производителем условий предоставления информации пользователю, в электронно-цифровой среде.
Иными словами, мультимедийные издания не ограничиваются только лишь размещением текстовой информации. В них элементы основной информации могут иметь различную природу, существуя взаимной связи друг с другом. К таким элементам, в частности, могут относиться встроенные в тексты видеоматериалы, лекции ведущих специалистов в предметной области и так далее.
Наконец, общеизвестно, что информация, касающаяся вопросов цифровизации, устаревает такими темпами, что учебные издания теряют свою актуальность ещё на этапе допечатной подготовки. Очевидно, что с электронными изданиями такая проблема отсутствует.
Действительно, ГОСТ Р 7.0.80 – 2020 (пункт 3.2.14.8) вводится в оборот понятие «обновляемого издания», под которым понимается сетевое издание с обновляемым содержанием. Очевидно, что внести в такое издание изменения и дополнения проще простого. Согласно пункту 3.2.14.10 этого национального стандарта, электронное издание, содержащее дополненные или обновлённые материалы, называется версией электронного издания.
В заключение предлагаю читателям За-Строй.РФ снова обратиться к «Учебнику по машинному обучению», о котором говорилось в самом начале этого материала. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что этот электронный учебник выполнен в строгом соответствии с ГОСТ Р 7.0.80 – 2020. Представить себе его аналог в печатной форме, думаю, мало у кого получится. Возможно, в том числе, благодаря этому наличию этого учебника, в части искусственного интеллекта, неотъемлемой частью которого являются алгоритмы машинного обучения и обработки естественного языка, наша страна входит в тройку мировых лидеров,
Вопрос о том, получится ли сделать современное электронное учебное пособие, посвящённое применению цифровых инструментов и искусственного интеллекта для управления инвестиционно-строительными проектами, пока остаётся открытым.
С уверенностью можно сказать лишь о том, что, если не получится, то строительная отрасль в плане цифровизации продолжит топтаться на месте, несмотря на наличие высококвалифицированных программистов и множества разработанных прикладных программ, которые ждут своего применения в массовом строительстве.
Будучи оптимистами, мы склоняемся к тому, что всё у нас получится, а Учебник по машинному обучению для первой версии учебного пособия «Современные цифровые инструменты и искусственный интеллект в управлении инвестиционно-строительными проектами» мы рассматриваем для себя как образец для подражания.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Уоу, уоу, Евгений Давидович, реклама???
@Полианна, советую Вам обратиться к Федеральному закону "О рекламе". Там четко сказано, что есть реклама, а что рекламой не является
Учебные пособия это важно и хорошо. Но мне представляется, что нужна ещё дисциплина(ы) в учебных заведениях, как и преподаватели с нужными компетенциями.
@Марк Андреевич, учебников нет, учебных пособий нет, учебно-методических пособий тоже нет. Спрашивается, откуда взяться преподавателям.
@Евгений Карант, Интересно! А кто же пишет эти учебники?! Они могут быть не преподавателями, но уметь обучить обязаны!
@Миледи, .....
Что же было раньше?
@Миледи, хорошие учебники пишут носители знаний в соответствующей предметной области. Причем, они могут как быть, так и не быть педагогами. Чистые педагоги обладать глубокими знаниями в предметной области не обязаны (ИМХО)
А я вообще считаю, что лучшие преподаватели это не люди с корочкой, а настоящие профессора. Да, понять иногда сложно, но от этого интереснее.
@Толябыч, я могу не все знать, но я не знаю ни одного профессора или преподавателя, который мог бы сделать полноценную информационную модель здания или сооружения. Если кто знает таких, поделитесь информацией.
@Евгений Карант, теория и практика лежат в разных плоскостях.
@Толябыч, а отрасли, по Вашему мнению, нужны кто - теоретики или специалисты, умеющие применить теорию на практике? Если нужны последние, то кто их готовил? Те, которые сами не знают, как включить комп?
@Евгений Карант, .....может вы не правильно понимаете или не хотите понимать? Как люди учатся? Сначала изучают теорию, потом практику. Это такой распространенный процесс через который проходят почти все. Даже доставщикам сначала объясняют на пальцах, что им надо будет делать.
@Толябыч, я задал вполне конкретный вопрос, относящийся к категории риторических вопросов. Отрасли нужны теоретики или специалисты, умеющие применить теорию (цифровые инструменты) на практике? Если нужны последние, то назовите тех педагогов, которые их готовят
@Евгений Карант, конкретно отвечаю: отрасли нужны и теоретики и практики.