Top.Mail.Ru

Шесть «кочек» зрения, о которые нельзя не споткнуться

Вдогонку к обсуждаемому проекту приказа Минстроя России о правилах саморегулирования в строительной отрасли

309
7
Время чтения 5 минут
09.10.2025

Как мы уже сообщали, в понедельник Министерство строительства и ЖКХ РФ на официальном сайте проектов нормативных актов разместило проект приказа «Об установлении порядка разработки, согласования и утверждения правил саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, внесения изменений в них, порядка отмены и перечня указанных правил, требований к ним». Время на общественное обсуждение документа выделили поразительно мало – до 13 октября сего года. Но тем ценнее полученный нами сегодня от наших экспертов-юристов материал с разбором предлагаемого регулирования в проекте приказа Минстроя России. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с коллективным мнением экспертов.

***

  1. «Приказ вступает в силу с 1 марта 2026 года и действует в течение 6 лет со дня вступления в силу».

Таким образом, до 1 марта 2026 года не появится согласованных правил саморегулирования. Дай Бог, исходя из предлагаемых сроков согласования, они появятся при условии разработки Национальными объединениями проектов правил саморегулирования и направления в Минстрой этих проектов 1 или 2 марта 2026-го, и получения согласования без замечаний, к концу марта Советы Нацобъединений смогут утвердить правила саморегулирования.

Значит, СРО не ранее апреля, а то и позже, смогут внести изменения в свои внутренние документы. По оценкам саморегуляторов, полноценно сформировать новые внутренние документы СРО на основе правил саморегулирования удастся к августу-сентябрю 2026 года.

И тут встает вопрос: как в таком случае работать СРО? Полного ответа пока дать никто не может. Однако учитывая то, что нормы Градостроительного кодекса РФ имеют прямое действие с 1 марта следующего года, то предполагается, что СРО общими собраниями, проводимыми весной 2026-го, утвердят решение о том, что внутренние документы СРО с 1 марта 2026 года действуют в части не противоречащей Градостроительному кодексу РФ в редакции 309-ФЗ до момента утверждения новых внутренних документов СРО.

  1. Пункт 2 Порядка: «Решение о разработке правил саморегулирования принимается Советом Национального объединения».

То есть, норма права говорит о том, что начать разрабатывать проекты правил саморегулирования можно только после специального решения Совета Национального объединения. Может ли Нацобъединение принять такое решение до 1 марта 2026 года? Нет, так как такое право предоставляется только с 1 марта 2026-го. А значит, сроки в рассмотренном нами пункте 1 ещё сдвигаются на некоторое время.

  1. В пунктах 4 и 5 Приложения № 1 к проекту приказа говорится о пояснительной записке, которая прилагается к проекту правил саморегулирования, направляемых в Минстрой России.

Примечательно, что пояснительная записка должна содержать информацию о поступивших предложениях, замечаниях, их учёт с соответствующим обоснованием. Но вот самое интересное то, что, несмотря на то, что предложения и замечания направляются в Национальные объединения в письменной форме или в форме электронного документа с использованием программных средств официального сайта, или по адресу электронной почты Нацобъединения, о таких поступивших предложениях и замечаниях никто может и не узнать.

Давайте поясним для понимания. Например, СРО направила свои предложения и замечания к проекту правил саморегулирования на электронную почту Национального объединения. Однако никакого подтверждения получения Нацобъединением у СРО нет. Но даже если его получили, прочитали и учли замечания и предложения, – то, кроме ведомств и Национального объединения, этого никто не видит, а если не учли – так и вовсе можно сделать так, что ничего и не было.

Давно подавляющее большинство ассоциаций и союзов, их членов, да и сами Нацобъединения используют электронный документооборот с подтверждением получения отправленной корреспонденции. Почему не применять уже сложившие отношения по отправке и получению корреспонденции в части предложений и замечаний по проектам правил саморегулирования? Не хотелось бы думать, что это сделано умышленно, чтобы скрыть реальные возражения СРО и их членов…

Теперь, что касается пояснительной записки с информацией о поступивших предложениях, замечаниях, их учёте или неучёте с соответствующими обоснованиями. Когда проект нормативного правового акта проходит оценку регулирующего воздействия на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, по итогу рассмотрения поступивших предложений и замечаний делается таблица с учётом всех поступивших, рассмотренных предложений и замечаний с обоснованием принятия или не принятия замечаний и предложений. Такая таблица размещается на указанном Федеральном портале для всеобщего ознакомления.

Почему также не сделать на сайтах Национальных объединений в трёхдневный срок с момента окончания срока для представления замечаний и предложений к проектам правил саморегулирования. И эта же табличка являлась бы приложением к пояснительной записке к проекту правил саморегулирования, направляемой в Минстрой России.

  1. В пункте 10 Порядка говорится о согласовании ведомствами (Минстрой и Минэкономразвития) проекта правил саморегулирования с замечаниями.

Замечания можно представить как в пространственной форме изложения с описанием возникшей проблемы, так и в виде конкретных формулировок норм документа как это делается к законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой ко второму чтению. Второй вариант предпочтительнее, так как он исключает возможные толкования и варианты изложений предлагаемых замечаний.

  1. В пункте 14 Порядка определяются основания несогласования проекта правил саморегулирования, их всего два:

а) несоответствие проекта правил саморегулирования законодательству о саморегулировании и (или) законодательству о градостроительной деятельности;

б) дублирование проектом правил саморегулирования требований, установленных в нормативных правовых актах, правилах саморегулирования.

Если с первым пунктом более-менее понятно – несоответствие будут определять Минстрой с МЭРом, то со вторым пунктом не всё так просто. Нормативным правовым актом являются не только законы, но и любые подзаконные акты. Под дублированием можно понимать всё, что угодно, в том числе описание нормы к которой предлагается добавить какие-либо требования.

И вот теперь непонятно – а как тогда будут описаны дополнительные требования и как после их описания СРО смогут их учесть в своих внутренних документах. Не возникнет ли после этого коллизий и, как следствие, конфликтов между СРО и их членами?

Опять же непонятно, почему запрещается дублирование норм правил саморегулирования в различных документах? А если это необходимо и явно прослеживается взаимосвязь для наилучшего понимания?

В общем непонятно, какими в итоге выйдут правила саморегулирования и как их потом внедрять и применять СРО.

  1. Пунктом 18 Порядка определяются требования, которым должны соответствовать правила саморегулирования.

Одним из таких требований является – обеспечивать достижение основных целей саморегулирования. Буквально недавно Минстрой России в ответ на запрос СРО «Строители Ростовской области» высказал следующую позицию:

Целью СРО является, в том числе, обеспечение исполнения её членами обязательств по конкурентным договорам.

При этом, по мнению ведомства, обеспечение исполнения членом СРО обязательств по конкурентным договорам достигается путём выплат из КФ ОДО. Комментарии, полагаем тут будут излишними...

ОТ РЕДАКЦИИ. Нам остаётся дождаться на нашей дискуссионной площадке Ваших мнений, дорогие читатели!

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Инженер-строитель

    К сожалению, такие "кочки" встречаются повсюду: ставят сроки, но не инструменты; пишут правила, но без реальной ответственности. Было бы замечательно, если бы эти "кочки" учли

    09.10.2025, 11:53
    СРОшник

    Все документы должны направлять по Почте России, и никак иначе. Отправка по электронной почте никак не учитывается никем.

    09.10.2025, 12:24
    • Валентина Ю
      отвечает пользователю

      @СРОшник, можно через портал госуслуг и в обращении указать адрес своей электронной почты. Гос органы, как правило, следят за сроками ответов на обращения граждан. Правда там в основном формальные отписки. Сталкивалась, знаю

      09.10.2025, 13:51
      СРОшник
      отвечает пользователю

      @Валентина Ю, знаю про этот способ. И могу сказать, что всё тоже теряется. Концов и правды не найти.

      09.10.2025, 13:59
    Интересующийся
    09.10.2025, 12:58
    • Полианна
      отвечает пользователю

      @Интересующийся, начальству всегда кажется, что никто ничего не делает... Правда жизни....

      09.10.2025, 16:05
    Полианна

    У меня складывается впечатление, что кому-то просто доставляет удовольствие встряхивать саморегулировние.... А то, что они сидят "на попе ровно".... А кочек должно быть побольше,чтобы когда встряхнуло тогда прям встряхнуло, а не возникло лёгкое покачивание....

    09.10.2025, 16:04