Евгений Карант
Комментарии - 2188
Публикации - 73
image

Тернистый путь к обществу знаний

Готовы ли Национальные объединения к просветительской деятельности и созданию базы знаний для строительной отрасли?

765
4
Время чтения 6 минут
04.03.2025

Поводом для этого материала послужило утверждение профильным заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года (поручение от 10 февраля 2025 года № МХ-П49-3938).

В качестве целей развития строительной отрасли и ЖКХ этот документ устанавливает, в том числе:

  1. Обеспечение учёта разработанных для строительной отрасли и ЖКХ техник и технологий (в том числе в части автоматизированных, роботизированных, механизированных систем, комплексов, реализующего программного обеспечения), технических решений, методов производства, ресурсной базы (инструментарий, автоматизированные, роботизированные, механизированные системы, комплексы), обеспечивающих повышение производительности труда и эффективное управление объектами строительства.
  2. Формирование реестра инновационных решений для строительной отрасли и ЖКХ, альбом инновационных решений РААСН.
  3. Обеспечение трансфера знаний, полученных на основе научных исследований, в производственный, образовательный процесс, в том числе для разработки и актуализации образовательных программ.

В переводе с языка нормативных актов на общедоступный язык вышеперечисленные цели могут быть сведены к одной итоговой цели. Результатом её достижения видится создание с последующей поддержкой в актуальном состоянии базы знаний об инновационных технологиях, технических решениях, методах производства и ресурсной базе, которые призваны обеспечить эффективность строительного производства и эффективность управления построенными объектами строительства. Для того, чтобы знания из этой базы знаний не лежали мёртвым грузом, а работали на благо строительной отрасли и ЖКХ, должен быть создан механизм их трансфера как в сферу строительного производства, так и в сферу подготовки для отрасли компетентных кадров.

Примечание. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 33707 – 2016 (ISO/IEC 2382:2015) «Информационные технологии. Словарь», под базой знаний понимается база данных, которая содержит правила логических выводов и информацию о человеческом опыте и знаниях экспертов в предметной области.

Не может не радовать то, что дорожная карта в полной мере соответствует велению нашего времени, именуемому как постиндустриальная эпоха. Эта эпоха характеризуется недостижимым ранее темпом освоения новых знаний, который является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик.

В настоящее время в гражданском обороте прочно закрепился термин экономика знаний, под которой с подачи Всемирного банка понимается «экономика, которая создаёт, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности».

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее также – Стратегия, Стратегия развития информационного общества), утверждённой указом Президента России от 9 мая 2017 года № 203, необходимым условием для извлечения преимуществ, присущих экономике знаний, является создание формирование в нашей стране так называемого общества знаний. Под ним в Стратегии понимается, общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Согласно этой Стратегии, в целях формирования общества знаний государством создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства. При этом формирование такого пространства осуществляется путём развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов.

Чрезвычайно важным представляется то, что образовательные проекты и просветительские проекты рассматриваются в Стратегии как две различные взаимодополняющие друг друга сущности. Союз «и» между ними означает, что одних лишь образовательных проектов недостаточно для формирования информационного пространства знаний. В подтверждение сказанному, один из пунктов Стратегии (подпункт б) пункта 26) прямо указывает на то, что реализация просветительских проектов, направленных на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры, является необходимым условием формирования информационного пространства знаний.

В целях реализации Стратегии и придания легитимного статуса понятию просветительская деятельность в статью 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в 2021 году введён пункт 35, которым этому понятию дано следующее определение:

Просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (законом об образовании – Е.К.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правом осуществлять просветительскую деятельность обладают органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 этой статьи порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством РФ.

Во исполнение данной части постановлением Правительства РФ от 1 июля 2022 года № 1195 утверждены правила, устанавливающие порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности (далее – Правила). Пункт 5 Правил гласит:

Просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Говоря о просветительской деятельности, стоит обратиться к истокам, а именно к модельному закону «О просветительской деятельности», принятому на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

В этом законе просветительская деятельность рассматривается как «разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»)».

Согласно модельному закону, в структуре образовательного комплекса любой страны просветительская деятельность выполняет три специфические по своему содержанию функции:

  1. образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в образовательных организациях;
  2. информативную: расширяет осведомлённость граждан в вопросах науки, культуры, политики;
  3. разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений.

До 2021 года специалисты в области строительства были обязаны с установленной периодичностью получать дополнительное профессиональное образование (ДПО). Подобное повышение квалификации должно было осуществляться в специализированных организациях ДПО не иначе как путём освоения специалистами дополнительных профессиональных образовательных программ. В 2021 году требование к получению специалистами ДПО было заменено требованием к периодическому прохождению ими независимой оценки квалификаций (НОК).

Тем самым, сегодня каждому специалисту предоставлена свобода выбора – повышать свою квалификацию в системе ДПО либо вне этой системы, то есть в процессе неформального образования. Стратегия развития информационного общества (подпункт б) пункта 3), провозглашает свободу такого выбора одним из её основных принципов.

В настоящее время подавляющее большинство специалистов, сведения о которых включены в Национальные реестры специалистов, для поддержания своей квалификации на актуальном уровне, в том числе для подготовки к прохождению НОК отдают предпочтение неформальному образованию, то есть работе с различными по содержательности источниками и средствами информации, а также участию в просветительских мероприятиях.

Из всего вышесказанного следует, что на уровне государства значительная роль в вопросах поддержания квалификации специалистов на современном уровне отводится просветительской деятельности.

Часть 5 статьи 28 Федерального закона об образовании наделяет образовательные организации высшего образования правом осуществлять просветительскую деятельность в качестве не основного вида деятельности.

Реализуя это право, ведущие образовательные организации высшего профильного образования, в том числе члены Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура», базовой организацией которого является НИУ МГСУ, осуществляют просветительскую деятельность, однако их потенциал в этом качестве раскрыт далеко не в полной мере.

Исторически и по настоящее время просветительская деятельность на уровне строительной отрасли носит фрагментарный характер и фактически пущена на самотёк. Многочисленные просветительские мероприятия, несмотря на предпринимаемые попытки их «раскручивания» в профильных СМИ и социальных сетях, охватывают незначительную часть целевой аудитории. Информация, содержащаяся в выступлениях спикеров на конференциях, семинарах, вебинарах и на других публичных просветительских мероприятиях, как правило, не успевает фиксироваться в памяти их участников («в одно ухо влетает, в другое вылетает»). Обращение представителей целевой аудитории к записям прошедших мероприятий осуществляется крайне редко. Научные публикации в сети Интернет оказываются доступными только тем специалистам, которые знают, какого рода информация им нужна и могут грамотно сформировать запрос в поисковых системах. Как следствие, значительная часть результатов научных исследований в сфере строительства, выполненных, в том числе за счёт бюджетных средств, долгое время не находят практического применения.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что просветительская деятельность в сфере строительства сегодня недостаточно эффективна. Это обстоятельство тормозит создание отраслевого пространства знаний, необходимость формирования которого предусмотрена пунктом 23 Стратегии, утверждённой указом Президента России, и, как следствие, существенно тормозит технологическое развитие строительного комплекса Российской Федерации.

В упомянутом выше модельном законе «О просветительской деятельности», принятом на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, говорится о том, что в целях повышения эффективности просветительской деятельности она должна координироваться.

В этой связи, хотелось бы узнать мнение читателей отраслевого журнала За-Строй.РФ по следующим трём вопросам:

  1. Согласны ли Вы с необходимостью координации просветительской деятельности?
  2. Смогли бы осуществлять такую координацию НОСТРОЙ и НОПРИЗ?
  3. Не пришла ли пора разработать общую концепцию просветительской деятельности в сфере строительства?

В свою очередь, в одном из следующих материалов, постараюсь обнародовать своё мнение по поставленным вопросам.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • image
    Musyako

    Ни раз уже была ситуация, когда НОСТРОЙ не просто не инициировал, но и к осуществляемым СРО мероприятиям относился с халатностью и игнорировал. Поэтому считаю, что просветительская деятельность это не их профиль, хоть и косвенно закреплена в законодательстве.

    ahuenno_41495932_orig_.jpeg

    04.03.2025, 14:06
    • image
      Евгений Карант отвечает пользователю

      @Musyako, .....Я правильно понимаю, что, на Ваш взгляд, будет правильно, если просветительскую деятельность в отношении своих членов и их работников будут осуществлять сами СРО, минуя Нацобъединения?

      04.03.2025, 18:01
      image
      Musyako отвечает пользователю

      @Евгений Карант,

      og_og_1567667945270385745.jpg


      Просто НОСТРОЙ это не надо. Или за деньги.

      04.03.2025, 20:20
      image
      Марк Андреевич отвечает пользователю

      @Musyako, .....не просто за деньги, а за много денег. Мало же взносов платят строители.

      04.03.2025, 22:58