Пора наводить порядок в ЖКХ!
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предложило проект закона о введении управляющих компаний в систему строительного саморегулирования
Документ был представлен в ходе круглого стола в Государственной Думе, который состоялся 19 сентября сего года в Доме союзов. Темой мероприятия стали «Проблемы содержания и эксплуатации объектов капитального строительства (многоквартирных домов и зданий общественного назначения с массовым пребыванием граждан)». Ведущим выступил председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Сергей Пахомов. От Минстроя России участие в заседании принял заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько.
Дыра чёрная, коммунальная
Пожалуй, сложно найти человека, который назвал бы положение дел в коммунальной сфере страны удовлетворительным. Граждане недовольны непрерывно растущими тарифами, которые явно никак не коррелируют с качеством услуг и беспределом управляющих компаний, на которые очень сложно найти управу. А государству явно не нравится, что отрасль с многомиллиардными оборотами фактически превратилась в чёрную дыру, лишённую какого-либо контроля и присмотра. Приватизация муниципальных учреждений управления микрорайонами – МУУМРов и их превращение в частные компании делу на пользу явно не пошло. А такие экзотические для нашей страны формы управления домом, как ТСЖ, оказались слишком сложны. Они требуют от жильцов специфических управленческих знаний и явно не прижились на русской земле.
Цифирь в официальных отчётах говорит сама за себя. Согласно недавним проверкам Федеральной антимонопольной службы России, россияне переплачивают за коммунальные услуги. По данным регулятора, в 2024-м из расчёта тарифов будут исключены экономически необоснованные средства на сумму 8,2 миллиарда рублей.
В марте сего года Счётная палата РФ выявила нарушения в сфере ЖКХ на 282 миллиарда рублей. Согласно отчёту ведомства, средний процент износа только по теплосетям в стране составлял 30,2%, в 45-ти регионах наблюдается превышение этого показателя, говорится в отчёте. По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, к 2024 году общий износ коммунальных сетей составляет порядка 40%, в некоторых регионах он достигает 80%. Основная причина аварийности в ЖКХ заключается именно в этом, поэтому необходима комплексная модернизация.
Среди самых распространённых жалоб граждан – неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт зданий, некорректное начисление платы за коммуналку, некачественные коммунальные услуги. Российское ЖКХ представляет собой экономический парадокс – отрасль стабильно генерирует убытки и народное возмущение при любых организационных моделях – и будучи в управлении муниципалитетов, и находясь в частных руках. При том, что деньги в коммунальное хозяйство вливаются громадные. По данным, которые обнародовал Минстрой России, ежегодный оборот ЖКХ составляет 4 триллиона рублей, это почти 7% ВВП страны!
Саморегулирование, как третий путь
Система СРО сравнительно неплохо зарекомендовала себя в тех отраслях, где есть большое количество игроков, большинство из которых скорее можно отнести к малому и среднему бизнесу. При этом, с одной стороны, государство делегирует часть контрольных и надзорных функций на уровни Национальных объединений и саморегулируемых организаций, а с другой – сохраняет централизованные механизмы регулирования.
В НОПРИЗ считают, что введение управляющих компаний в систему СРО окажет позитивный эффект и позволит решить ряд наболевших проблем. В своём докладе президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров отметил несовершенство нормативного регулирования процессов эксплуатации, технического обследования конструкций зданий (эта область ошибочно передана в профессиональные обязанности изыскателей), недостаточное внимание к профессиональной подготовке, уровню квалификации и системе оплаты труда специалистов по эксплуатации объектов. По мнению Анвара Шамухамедовича, для решения таких задач необходимо обеспечить взаимосвязь системы нормативного, технического и профессионального регулирования на всём жизненном цикле ОКС, закрепив это соответствующими положениями отраслевой стратегии и законодательными актами.
Действующая система лицензирования управляющих организаций МКД вызывает много нареканий, в общем, схожих с теми, что в своё время имели место в строительной отрасли. Особого внимания требует законодательное регулирование безопасности эксплуатации и управления объектами постоянного или длительного проживания людей (жилые дома, гостиницы, общежития, интернаты, лечебные заведения), массового пребывания граждан (зрелищно-развлекательные, спортивные, торговые, пересадочные и другие), повышенного уровня ответственности и иные требующие высококвалифицированного обслуживания.
Что предлагает НОПРИЗ
Законопроект, о котором идёт речь, был подготовлен по поручению министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина. Документ предполагает перевод сферы ЖКХ на обязательное саморегулирование. Организации должны будут состоять в СРО и нести полную правовую и финансовую ответственность за некачественно оказанные услуги из средств компенсационных фондов возмещения вреда. В том числе, компенсацию в пользу региональных фондов капитального ремонта в случае некачественного проведения данных работ. До настоящего времени действенных инструментов контроля за деятельностью данного сектора в законодательстве предусмотрено не было.
В предлагаемом НОПРИЗ законопроекте реализуются следующие принципы и новации:
- Обеспечение преемственности в градостроительном регулировании: формирование обязательного саморегулирования эксплуатации объектов в рамках существующего института обязательного саморегулирования в строительстве.
- Завершение формирования единой системы правового регулирования основных этапов жизненного цикла объектов капитального строительства: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- Дополнительные меры по защите интересов собственников на этапе эксплуатации (управления): компенсационные фонды и страхование, расширение работы с обращениями граждан, обеспечение непрерывности управления многоквартирными домами, гарантирующая управляющая организация.
- Повышение полномочий и роли органов государственного управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления в регулировании эксплуатации объектов и МКД (регионализация СРО, участие представителей таких органов в коллективном органе управления, учёт региональных особенностей и требований).
- Сохранение и развитие информационной системы ГИС ЖКХ с заменой региональных реестров лицензий управляющих на региональный реестр управляющих организаций, привлечение саморегулируемых организаций к представлению и верификации информации в указанном реестре.
- Сохранение полномочий государственных жилищных инспекций с одновременным сокращением их нагрузки по работе с жалобами и обращениями, предоставление возможности внесудебного наказания нерадивых управляющих с помощью инструментов саморегулирования.
Что изменится в законодательстве?
В законопроекте представлен проект структуры института саморегулирования в сфере эксплуатации зданий, строений, сооружений, систему дифференциации взносов в компенсационные фонды СРО в зависимости от площади объекта, обновлённый алгоритм работы реестра управляющих организаций в субъекте Российской Федерации.
Такие радикальные преобразования в сфере ЖКХ потребуют и внесения в российское законодательство, прежде всего в Градостроительный и Жилищный кодексы РФ.
В ГрК РФ законопроектом необходимо ввести:
- понятия «эксплуатация зданий, строений, сооружений» и «договор эксплуатации (управления) зданий, строений, сооружений»;
- полномочия Правительства РФ по установлению порядка ведения реестра членов СРО эксплуатации с учётом регионального реестра управляющих;
- полномочия субъекта Российской Федерации по нормативным требования к эксплуатации и назначению представителей в коллегиальный орган СРО;
- новую область деятельности СРО «эксплуатация зданий, строений, сооружений»;
- профессиональную квалификацию «специалист по организации эксплуатации»;
- положение о том, что на территории субъекта Российской Федерации как правило регистрируется одна СРО по эксплуатации;
- положение о том, что для получения статуса СРО необходимо наличие 50-ти членов, компенсационного фонда возмещения вреда, стандарты СРО, наличие представителя органов власти субъекта в коллегиальном органе, а также КФ обеспечения договорных обязательств;
- положения о принятии специалистами градостроительной сферы ответственности и рисков за надлежащее качество выполняемых работ;
- требования к организации эксплуатации отдельных видов зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении обязательного членства эксплуатантов в соответствующем СРО, а также по обеспечению необходимого уровня квалификации специалистов, назначаемых ответственными за эксплуатацию.
В ЖК РФ законопроектом необходимо ввести:
- полномочия органов государственной власти – вместо реестра лицензий вводится реестр управляющих, вводится утверждение порядка ведения эксплуатационной документации;
- полномочия субъектов Российской Федерации – особенности эксплуатации МКД и назначение представителя в СРО;
- прекращение лицензионного контроля Государственным жилищным надзором, введение контрольных мероприятий СРО в связи с нарушениями управляющего МКД и для обеспечения непрерывности управления;
- лицензирование заменяется на обязательное членство в СРО эксплуатации;
- возможность участия СРО в подготовке и проведении собрания собственников и рекомендовать своего члена в качестве управляющей организации;
- обязательность членства в СРО эксплуатации для управляющей организации;
- понятие гарантирующей управляющей организации. Её добровольные обязанности: принятие в управление МКД до собрания собственников, а также домов с высоким износом (более 70%), где не полностью покрываются расходы, обеспечение непрерывности управления в соответствии со статьёй 200 ЖК РФ;
- описание характеристик и некоторых стандартов деятельности СРО эксплуатации в отношении многоквартирных домов (взаимодействие с органами власти и жилищной инспекцией, размещение информации об МКД, верификация реестра УО, работа с жалобами и заявлениями жителей, работа с ресурсоснабжающими организациями, и другое);
- четыре информационных реестра о деятельности по управлению МКД, в том числе Государственный реестр СРО, Единый реестр членов СРО, Региональный реестр управляющих с привязкой к МКД и Национальный реестр специалистов.
Подведём итоги
Общая схема саморегулирования в сфере ЖКХ будет иметь большое сходство с тем, что сегодня мы имеем в части строительного, проектного и изыскательского саморегулирования. В регионах появятся СРО, с численностью не менее 50-ти организаций. Они будут формировать компенсационный фонд, в котором с несколькими уровнями ответственности, в зависимости от территории, контролируемой управляющей компанией. Саморегулируемые организации займутся проверками «управляшек» и возмещением ущерба при возникновения серьёзных проблем.
На следующем уровне деятельность коммунальных СРО будет регулировать Национальное объединение, которое займётся ведением необходимых реестров (в том числе реестра специалистов), проверками саморегуляторов, а также разработкой нормативно-технической документации.
Риски, связанные с системой саморегулирования в любой отрасли хорошо известны – это высокая стоимость её внедрения и содержания, весьма высокая вероятность коммерциализации, конфликты интересов, а также недобросовестное отношение к компенсационным фондам. Тем не менее власти всерьёз настроены довести дело до конца и организовать СРО управляющих компаний, видимо, надеясь, что позитивный эффект превысит возможные издержки.
О таких намерениях неоднократно заявлял председатель профильного думского комитета Сергей Пахомов. Он отметил, что отраслевой Стратегии – 2030 и в практической работе изыскания, проектирование, экспертиза, строительство и эксплуатация перестали рассматриваться как отдельные процессы – всё это является этапами жизненного цикла объекта, которые связаны между собой. Согласно оценке профессионального сообщества, эксплуатация является наименее урегулированной стадией жизненного цикла, но в то же время наиболее длительной. Поэтому логично развивать систему саморегулирования на всём протяжении инвестиционно-строительного цикла, а также подумать о целесообразности её расширения на сферу ЖКХ и эксплуатации ОКС.
Заинтересованность в таком подходе выразил и Минстрой, о чём говорит уже обращение к экспертам НОПРИЗ с поручением разработки обсуждаемого законопроекта. Сегодня Национальное объединение изыскателей и проектировщиков выступает автором единственного варианта полноценной реформы в области саморегулирования ЖКХ. Ни со стороны общественных организаций, ни от чиновников, ни от самих коммунальщиков такого рода инициатив пока не поступало.
В перспективе правовые решения предстоит согласовать со всеми заинтересованными сторонами – и не приходится сомневаться, что время бурных дискуссий, с критикой и противоречивыми предложениями ещё предстоит. Будем ждать публикации проекта документа для широкой аудитории и изучать с интересом. Ведь коммуналка – это то, что касается всех 140-ка миллионов граждан нашей необъятной страны.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Если из расчёта тарифов будут исключены экономически необоснованные средства на сумму 8,2 миллиарда рублей, то деньги вернут?! Или кому отдадут?!
Обязательно! Догонят и ещё вернут.
А если серьёзно, то надо иметь большую смелось, чтобы пообещать закрыть такую дыру.
Кто-то это должен взять на себя. Иначе платить будем больше, а услуги качественные получать так и не начнем.
А не станет ли от этого коммуналка ещё дороже? Теперь каждой УК надо будет платить взносы?
Можно пожелать только удачи НОПРИЗ... Не знаю получится ли, не знаю как оно всё будет... Но, то что в ЖКХ бардак - 100%%%... И что-то с этим давно пора делать!!!
Выглядит это так