Несладкая жизнь СРО аудиторов
Как надзорный орган проводит проверки в части применения мер дисциплинарного воздействия в отношении российских аудиторских саморегулируемых организаций
Недавно Министерство финансов России выпустило информационное письмо о примерной программе проверки соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в части применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушение установленных требований.
Интересно посмотреть и сравнить, как проводятся проверки СРО в различных отраслях.
Примечательно то, что для проверки в части применения мер дисциплинарного воздействия выпущен отдельный и довольно подробный документ. Видимо, для других частей проверки СРО существуют иные программы проверки.
Всего в документе закладывается 8 целей проверки применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО:
- Оценить соответствие утверждённого СРО аудиторов порядка применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушение установленных требований, обязательным требованиям.
- Проверить соблюдение СРО аудиторов порядка рассмотрения дел о применении мер воздействия.
- Проверить соблюдение СРО аудиторов порядка обжалования её членами решений о применении мер воздействия, принятых специализированным органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия.
- Проверить соблюдение СРО аудиторов порядка исполнения решений о применении мер воздействия, принятых её постоянно действующим коллегиальным органом управления и дисциплинарной комиссией.
- Оценить соблюдение СРО аудиторов порядка зачисления денежных средств, полученных в результате наложения штрафа на аудиторские организации, аудиторов, в её компенсационный фонд.
- Проанализировать качество взаимодействия СРО аудиторов с Федеральным казначейством и Банком России по вопросам применения мер воздействия.
- Оценить качество системы внутреннего контроля за работой по применению мер воздействия.
- Оценить достоверность данных о принятых мерах воздействия, содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов.
Для достижения каждой цели подробно прописан порядок проверки, что и как надо проверять.
Если для первой цели более-менее понятно, а именно проверяется наличие внутреннего документа СРО об установлении мер дисциплинарного воздействия, соответствия их установленному перечню в законодательстве, установлен ли порядок рассмотрения дел о нарушениях, привлекается ли нарушитель и заявитель жалобы на заседания дисциплинарной комиссии и так далее.
Но вот интересным для достижения первой цели является выяснение – имеются ли излишние административные процедуры в установленном порядке применения мер воздействия?
Для достижения других целей проверки надзорное ведомство выясняет также следующую информацию:
- Реализуется ли установленная частью 3.1 статьи 10 Федерального закона № 315-ФЗ возможность использовать при рассмотрении дел о применении мер воздействия информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить дистанционное участие в рассмотрении таких дел?
- Соблюдается ли установленный порядок размещения на интернет-сайте документов и информации по применению мер воздействия?
- Обоснованы ли отказы правления в обжаловании решения дисциплинарной комиссии? Обоснованы ли отказы в рассмотрении Съездом членов саморегулируемой организации аудиторов жалоб лиц, исключённых из членов этой организации?
- Помимо этого, устанавливается статистика обжалования членами СРО аудиторов решений дисциплинарной комиссии в правление и решения правления в суде?
Сначала подумалось, а для чего вообще эту статистику вести. Оказывается, для того, чтобы можно было проверить – а осуществляется ли анализ причин обжалования решений дисциплинарной комиссии в правление и решений правления в суде, причин жалоб Съезду членов СРО аудиторов; подготавливаются ли предложения по совершенствованию работы по применению мер воздействия?
Оказывается, в СРО аудиторов членство можно приостанавливать, что следует из такого вопроса для проверки: «Соблюдаются ли сроки принятия решения о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в СРО и аудиторов либо об исключении из членов СРО аудиторов в отношении аудиторской организации, аудитора, членство которых ранее было приостановлено?».
Но даже если членство в саморегулируемой организации было приостановлено, то СРО обязана весь период членства контролировать своего члена, чтобы он не осуществлял профессиональную деятельность. И об этом тоже есть вопрос для надзорного органа в программе проверки.
Что же касается пятой цели, то тут всего два проса поставлено:
- Соблюдается ли установленное частью 9 статьи 10 Федерального закона № 315-ФЗ требование о зачислении в компенсационный фонд СРО аудиторов денежных средств, полученных в результате наложения штрафа на аудиторскую организацию, аудитора?
- Своевременно ли зачисляются в компенсационный фонд СРО аудиторов денежные средства, полученные в результате наложения штрафа на аудиторскую организацию, аудитора?
Правда, не совсем понятно, что означает своевременность зачисления штрафа в компенсационный фонд СРО?
Оказывается, для СРО аудиторов существует требование об установлении порядка осуществления контроля за работой по применению мер воздействия. При этом обязательно должны быть в СРО назначены ответственные лица за такой контроль. Эти же должностные лица проводят систематический анализ и оценка применения мер дисциплинарного воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность аудиторских организаций, аудиторов. Хотя и не указано, что именно и каким образом такой анализ и оценка должны повлиять на решения, принимаемые в СРО.
С уважением,
Добрило Мастеровой
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Если честно, то я чет ничего не поняла... В каждой строительной СРО всегда были и Контрольная комиссия, и Дисциплинарная... Работали они на основании Положений.... Почему в статье столько удивления будто это новшество????.....
А я вот не нашла где в статье удивление о Контрольной и Дисциплинарной комиссии.
Я так поняла, там о другом, о том чего нет у СРО в строительной сфере...
Ну а вот это например: "Оказывается, в СРО аудиторов членство можно приостанавливать".....???
А вот это: "Оказывается, для СРО аудиторов существует требование об установлении порядка осуществления контроля за работой по применению мер воздействия. При этом обязательно должны быть в СРО назначены ответственные лица за такой контроль"
Это не про Положение о Контрольной комиссии???
И? Где такое в СРо строительной сферы?
А вот тут как я поняла это не обязательно что может быть в функциях Контрольной комиссии. Вот уж про назначение конкретных лиц за такую работу - я лично впервые встречаю...
А это не аналог приостановки допуска (когда он ещё был)???? Речь о другом???
нет конечно же: приостановка права и приостановка членства в СРО это разные последствия.
Подождите.... В контрольной комиссии есть председатель, есть члены.... Они назначаются... В чем не так то???
«Соблюдаются ли сроки принятия решения о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в СРО и аудиторов либо об исключении из членов СРО аудиторов в отношении аудиторской организации, аудитора, членство которых ранее было приостановлено?»
Последствия одни и те же: восстановление или исключение из СРО....
это все верно. Но тут о конкретных лицах за контроль по выполнению мер дисциплинарного воздействия. тоесть поименно. Где в строительной сфере такое?
Интересно, как СРО контролирует, что член не осуществляет деятельность во время приостановки?
И про штрафы интересно.