Не далее, как 3 октября сего года Министерство строительства и ЖКХ РФ и Министерство финансов РФ обнародовали совместное письмо «О подтверждении членства участника закупки...». В указанном послании эксперты двух ведомств со ссылкой на положения статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ пришли к любопытному совместному выводу. А именно о том, что отсутствует необходимость установления требований к документальному подтверждению членства в саморегулируемой организации для участия в конкретной закупке (на выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или снос объектов капитального строительства), в извещении об осуществлении которой, по мнению представителей Минстроя и Минфина, установлено требование исключительно к членству в СРО.
Данное фактически императивное указание, по мнению экспертов Ассоциации «Сахалинстрой», сформировано с грубым превышением полномочий обоих ведомств в регулировании закупочной деятельности в Российской Федерации и не соответствует требованиям ГрК РФ и Федерального закона № 44-ФЗ.
Мы полагаем, что в рассматриваемом письме Минстрой и Минфин односторонне подошли к оценке данного вопроса, не учли обязательных требований норм Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» об обязанности СРО вести анализ деятельности своих членов, не учли положения Регламента ведения Единого реестра членов саморегулируемых организаций (утверждённого Советом НОСТРОЙ 18 августа 2022 года), порядка установления в нём корректной и своевременной информации, особенно в части проведения расчёта и внесении в Реестр саморегулируемой организации самыми СРО фактического совокупного размера неисполненных обязательств каждого члена саморегулируемой организации по договорам подряда, заключённых таким членом, с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии части 7 статьи 55.13 ГрК РФ на момент его участия в закупках. Это требуется также в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945.
1.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требование к участникам закупки о соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:
Положения пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ, к тому же, содержат указание на необходимость предоставления в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона.
Таким образом, отражённые в совместном письме от 3 октября 2022 года положения, не соответствуют требованиям 44-ФЗ и фактически незаконно предписывают всем заказчикам определённый новый порядок действий при формировании закупочной документации, в том числе формирования требований к составу заявки на участие в закупке.
2.
Рассматриваемое письмо не учитывает и не устанавливает порядок действий комиссий заказчиков при определении соответствия участников закупок требованиям, установленным частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ требованиям – то есть, каким образом заказчик, без предоставления участником закупки выписки из реестра будет подтверждать соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Авторы рассматриваемого письма не обратили внимание на требования, изложенные в статье 55.8 ГрК РФ «Право членов саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства», из которых должно быть понятным, что «подтверждение членства в саморегулируемой организации» участником закупки в строительной сфере деятельности, совершенно недостаточно.
Для установления соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, с учётом требований части 3 статьи 55.8 ГрК РФ (непосредственно определяющие наличие права члена СРО участвовать в закупках) заказчик обязан удостовериться, что:
Видимая на главной странице Единого реестра информация об участнике закупки (карта члена СРО) отражает только статус участника в соответствующей саморегулируемой организации (является членом или исключён).
Непосредственно карточка члена СРО в Едином реестре отражает только идентификационную информацию (ИНН, ОГРН, адрес, руководитель, дата и номер регистрации и так далее). Подтверждение формирования СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, присвоения уровня ответственности (оплаты взноса) и его величины в КФ ОДО, то есть уровень ответственности обеспечения договорных обязательств прямо не усматривается из открытой части реестра. Для установления подтверждения соответствия участника необходимо произвести каждый раз определённые манипуляции и каким-то образом и где-то зафиксировать соответствие участника закупки установленным условиям наличия права на участие в такой закупке. Затем необходимо установить фактический совокупный размер обязательств такого участника на момент запроса выписки (получения иного подтверждения соответствия требованиям).
Нам представляется весьма сомнительной возможность непосредственно комиссией заказчика определять актуальный фактический размер неисполненных обязательств и сопоставить соответствие остатка обязательств с НМЦК каждого участника закупки. К тому же, таких обязанностей и такой ответственности за результаты проводимых расчётов нет ни у электронной площадки, ни у членов комиссии.
Без обращения члена СРО за предоставлением выписки (что обязывает саморегулируемую организацию произвести скрупулёзный и часто весьма трудоёмкий анализ деятельности данного члена СРО и расчёт неисполненного совокупного размера обязательств на момент обращения за выпиской) информации о величине неисполненного совокупного размера обязательств (ответственность за актуальность которой должна нести саморегулируемая организация) не может появиться в Едином реестре членов СРО.
При самостоятельном расчёте действительного (актуального) совокупного размера обязательств участника комиссии заказчика необходимо будет произвести расчёт неисполненных обязательств участника. Вычленить обязательства члена СРО, подлежащие включению в неисполненные обязательства на момент проведения закупки и суммированию, из всего массива контактов участника закупок, имеющихся в «ЕИС закупки», весьма специфично и затруднительно.
Не все исполняемые участником контракты подлежат включению в совокупный размер обязательств (отдельные контракты, заключённые с единственным поставщиком, несоответствие выполняемых работ наименованиям контракта и так далее), что зачастую не позволит постороннему от СРО специалисту определить величину неисполненных обязательств у данного участника.
Кроме того, открытые данные (ЕИС закупки) не всегда отражают договора, заключённые в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, при этом обязательства по таким договорам подлежат включению в расчёт. Вероятность правильного определении совокупного размера неисполненных обязательств участника закупки комиссией заказчика маловероятна, да и не будет комиссия этим заниматься, просто примут за отправную точку сведения, отражённые в карточке Единого реестра – есть он в Реестре или его там нет (если вообще будут искать такую вкладку в Едином реестре).
Отмена обязанности предоставить выписку из реестра саморегулируемой организации для предоставления её на торговую площадку недопустима, так как это разрушит достоверную базу информации для корректной конкурентной борьбы на торговых площадках и породит массу судебных дел и рассмотрений на площадках ФАС России.
Использование заказчиками информации, не отражающей актуальную ситуацию или самостоятельный расчёт совокупного размера обязательств участника, может привести как к заключению договоров с лицами, не обладающими правом выполнять работы (в связи с превышением фактического размера обязательств), так и к отклонению заявок участников по основанию превышения совокупного размера неисполненных обязательств (при фактическом отсутствии такого превышения), либо к заключению договоров вообще без какой либо проверки соответствия участника требованиям законодательства, кроме факта членства в соответствующей СРО, что противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ и закона Федерального закона № 44-ФЗ.
Таким образом, указание в Едином реестре членов актуального фактического совокупного размера обязательств членов СРО на момент выдачи им выписок из реестра (предъявляемых заказчику), несёт для заказчиков важную информацию о соответствии участника закупки нормам ГрК РФ в части наличия у такого члена права на участие в закупке и на выполнение работ по контракту объявленной цены.
Превышение членом СРО установленного для него предельного размера обязательств по действующим контрактам влечёт невозможность заключения подрядного договора с таким членом СРО при проведении конкурентных процедур закупки.
Саморегулируемая организация, при обращении члена за выпиской:
За величину рассчитанного совокупного размера неисполненных обязательств (по неисполненным контрактам) в этом случае несёт саморегулируемая организация!
Такое взаимодействие СРО со своими членами позволяет:
В рамках реализации положений постановления Правительства РФ № 945, а также положений Градостроительного законодательства и Федерального закона № 315-ФЗ, во исполнение законодательной обязанности разработки стандартов и правил, обязательных как для саморегулируемых организаций, так и их членов, НОСТРОЙ и НОПРИЗ (Национальное объединение строителей и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков), разработали и утвердили Регламенты ведения Единого реестра, которые содержат, в том числе форму выписки, выдаваемой членам СРО, и порядок актуализации сведений о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО и несут ответственность, каждый в своей части, за достоверность сведений.
В настоящее время нами направлено письмо на имя статс-секретаря – заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Светланы Ивановой и заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова.
Мы предлагаем обоим ведомствам отозвать совместное письмо от 3 октября 2022 года «О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и дать возможность саморегулируемым организациям самим регулировать свою деятельность, не изменяя правила ведения закупок в строительстве.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
17.10.22 в 12:30
Ой, у СРО отобрали рычаг воздействия на членов??? Караул!!! Ограбили!!!
Раньше надо было кричать, когда вводили Единый реестр. А теперь чего вопить и пытаться в законе зацепки выискивать? Зачем натягивать "сову на глобус"?
Минфин и Минстрой совершенно правильное разъяснение дали!
УРА ! КОММЕРСАНТАМ ПОЛНАЯ "ХАЛВА". ТЕПЕРЬ УЖЕ, ДАСТ БОГ, ИЗВИНИТЕ МИНСТРОЙ, И ВЫПИСКИ ДАВАТЬ НЕ НАДО _ КАК ИМ НАДОЕЛИ ЭТИ ЧЛЕНЫ ИХ СРО! СПОКОЙНО ПЛАТИТЕ ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ И НАМ БОЛЬШЕ ОТ ВАС НИЧЕГО НЕ НАДО, ДА, НЕ ЗАБУДЬТЕ ВО ВРЕМЯ ПОКУПАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ "ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК" И ЖИВИТЕ СПОКОЙНО, И НАМ КОМФОРТНО, У НАС ЖЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ, НЕ ТАК ЛИ? ХА - ХА - ХА!
Валерий (Павлович)! Что с Caps Lock случилось? Крик души? Вы всё также законное объединение работодателей и СРО в одном лице? Законопослушный Вы наш!?
Соглашусь с автором в части необходимости оставления возможности выдачи выписок из реестра членов СРО. Но не думаю, что разъяснения Минстрой и Минфина могут существенно повлиять на запрет. Они не являются законодательными органами, и могут только рекомендовать поступать как им кажется правильным.
2 юриста 3 мнения. 3 заинтересованные стороны - как басня "Лебедь, рак и щука".
Минстрой и Минфин всего-лишь выразили свое мнение в письме. Зачем столько эмоций?
Предложение отозвать это письмо является самонадеянным и бестактным. Я уже не говорю о сомнительной "обоснованности" данного "непристойного" предложения.
Лично я согласен с позицией двух ведомств, юристы которых наверняка не один день совместно выверяли формулировки и согласовывали позицию своих руководителей.
В письме есть детали, которые я бы по-иному сформулировал и скорректировал, но в целом письмо правильно толкует новое законодательство о ЕР сведений о членах и их обязательствах.
По хорошему: хотели услышать мнение вышестоящих органов, получили. Принимать его или нет дело каждого.
"Рассматриваемое письмо не учитывает и не устанавливает порядок действий комиссий заказчиков при определении соответствия участников закупок требованиям"
Простой и логический вопрос автору - а вы задавали такой вопрос?
Вывод по пункту 1 "Таким образом, отражённые в совместном письме от 3 октября 2022 года положения, не соответствуют требованиям 44-ФЗ и фактически незаконно предписывают всем заказчикам определённый новый порядок действий при формировании закупочной документации, в том числе формирования требований к составу заявки на участие в закупке." имеет очень слабое обоснование, представляется, что обоснования фактически то и нет.
"том числе, следующую информацию:
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного 44-ФЗ;
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 этого же нормативно-правового акта;
исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям;
также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 всё того же 44-ФЗ (пункт 12 части 1 статьи 42)."
Если внимательно обратите внимание на приведенные нормы, то именно заказчик устанавливает требования и документы которыми подтверждается соответствие участника закупки. В одной из статей уже говорилось, что таким документом может быть скриншот сделанный из ЕР сведений о членах СРО и их обязательствах, другим документом - выписка (или СРО или НАЦСРО).
Таким образом, нового порядка не возникает, однако добавляется возможность самостоятельно заказчику проверять соответствие участника закупки с использованием Интернет и фиксацией информации.
Похоже автор решил не углубляться в тонкости юриспруденции, а опять взять и пройтись по верхушкам и привлечь внимание к своей персоне.
С автором всё ясно. Процесс выше результата.
Министерства лишили автора последней надежды, что его выписки кому-то нужны.
Ну, да, больше Валерий Павлович не повелитель реестра членов своей СРО. Надо смириться, но пока эта стадия принятия неизбежного у него не наступила.