Минуло уже более двух месяцев, когда Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) объявила о достаточно революционном изменении в порядке своей работы. С этого дня ведомство и МФЦ в рамках проекта «стоп-бумага» перешли на безбумажный документооборот при регистрации сделок с недвижимостью. Этот переход является частью стратегии по трансформации государственных услуг для их оказания в формате 24/7.
Сделки с недвижимостью – сложная и довольно консервативная область. Отчасти и по этой причине мы все привыкли к тому, что в договорах купли-продажи недвижимости обязательно используются лишь бумажные документы с живыми подписями и «мокрыми» печатями на них. Но прогресс неумолим. И он резко ускоряет все процессы нашей жизни, вовлекая в этот тренд даже вполне консервативные области. Побуждая их также сильно меняться.
Свидетельством этого являются и те новшества, о которых объявил Росреестр уже более двух месяцев назад. Задача изменений в том, чтобы уйти от устаревшего бумажного документооборота в сторону быстрого взаимодействия на основании электронных данных. Именно в связи с этим на основании вступивших 29 июня 2022 года поправок в Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» бумажные оригиналы документов перестают отправляться в Росреестр для регистрации сделок с недвижимостью.
Как же теперь работает механизм регистрации сделок? Как и прежде – участники купли-продажи недвижимости обращаются в МФЦ с документами по сделке для её регистрации. Но теперь сотрудник МФЦ создаёт скан-копии представленных документов, подписывает пакет документов своей усиленной квалифицированной подписью. И затем по электронным каналам связи передает скан пакета документов для регистрации сделки в Росреестр. Бумажные документы остаются на руках участников сделки.
Что стало результатом этих изменений? Для заявителей – вырастет скорость обработки поданных документов для государственной регистрации сделок с недвижимостью. Для обоих сторон сделки это большое преимущество.
Если Вы раньше покупали квартиру на вторичном рынке по старым правилам – вспомните, как долго тянулось время до той поры, как Вы получали, наконец-то, уведомление об успешной регистрации сделки. Именно с этого момента квартира становилась по праву Вашей. Теперь регистрация будет происходить быстрее – потому что отпадает необходимость в физической пересылке бумажных документов в Росреестр.
Продавцу тоже очень на руку сокращение сроков сделки. По той причине, что он будет быстрее получать деньги за проданную недвижимость. Чтобы купить себе другую квартиру в рамках альтернативной сделки или же начать иным образом пользоваться по праву принадлежащими ему средствами.
Однако среди этих значительных преимуществ есть и небольшая ложка дегтя. Люди, по старинке привыкшие к бумажным документам при заключении сделок с недвижимостью, с опасением и недоверием относятся к новому порядку оформления сделок.
Их вполне можно понять. Жильё – это основной актив большинства российских семей. И при проведении сделок с этим важнейшим активом многие хотят абсолютной надёжности. Бумага во многом даёт эту надёжность. Её можно пощупать, подержать в руках.
Электронные копии – сосем другое дело. Не дай Бог, хакеры нападут, или винчестер сломается. Что тогда с моей квартирой будет, если в Росреестр поступит «отредактированный» документ?
Видя эти вполне справедливые людские опасения, Росреестр на днях опубликовал на своём сайте специальное заявление о том, что электронный документооборот в полной мере обеспечивает безопасность заключаемых сделок с недвижимостью.
В этом сообщении Росреестр отметил, что:
- электронные документы по сделке, поступающие из МФЦ, в Росреестре проходят ровно такую же тщательную правовую экспертизу, что ранее проходили бумажные документы;
- все регистрационные действия, как и прежде, выполняются государственным регистратором;
- в момент приёма документов по сделке сотрудниками МФЦ проводится их тщательный анализ на предмет полноты представленного пакета документов, также сотрудник МФЦ в обязательном порядке устанавливает личность участников сделки;
- сотрудник МФЦ также обязательно контролирует, что представленные бумажные документы идентичны их электронной копии, направляемой в Росреестр.
Росреестр развивает свои услуги для населения вполне в духе времени. Внедрённые изменения ускорят регистрацию сделок и заметно снизят для государства издержки на эту работу при использовании безбумажной технологии работы.
Конечно, населению нужно определённое время, чтобы привыкнуть к новому порядку совершения сделок. И хорошо то, что Росреестр осуществляет информационную поддержку этого процесс на своём сайте, помогая преодолеть людям возникающие опасения.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!