Стены – в дело

Как искусство граффити вышло из подполья и стало неотъемлемой частью современного благоустройства

Обсуждение: 1
5587

Традиционно рисунки на городских стенах ассоциируются у нас с вандализмом и побуждают бурчать по поводу распущенности современной молодёжи. В то же время, специалисты по урбанистике активно работают над тем, чтобы у объектов граффити и прочего стрит-арта повышалась планка художественной ценности, а местные жители спокойнее относились к их присутствию в архитектурном облике города. Всё потому, что у уличных картин и скульптур есть ряд ценных градообразующих свойств.

 

Не хулиган, а художник

Долгое время уличное искусство, подразумевающее, прежде всего, изображения-граффити, носило стихийный характер и чаще всего служило способом самовыражения андеграундных и даже маргинальных представителей общества. Для горожан же подобные народные художества являлись своеобразными маркерами, которые отражали уровень благосостояния того или иного района, а порой и сигнализировали о местах, от которых следует держаться подальше.

Сегодня же городские власти стремятся превратить уличных вандалов в художников, переосмысляя их работы как инструмент формирования городского пространства. О том, что сейчас уличное искусство выступает в роли важного дополнения городского дизайна, выполняет образовательные и развивающие функции, помогает горожанам творчески выражаться, говорит даже главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов:

Москва очень насыщена разными людьми, культурами и конфессиями, массами разнообразных сообществ – в таких городах должно быть много уличного искусства на самые разные темы. В перспективе мы бы хотели, чтобы его было ещё больше.

Градоуправленцы всё чаще предоставляют уличным творцам легальное пространство для художественных высказываний, что положительно сказывается на городском облике, ведь многие граффити и объекты стрит-арта становятся настоящими достопримечательностями.

 

Неочевидные бонусы

С культурологической и антропологической точек зрения, уличное искусство действительно имеет ряд уникальных свойств, которые можно умело задействовать в развитии городской среды.

  • Вездесущность. Стены зданий и прочих построек – это скелет любого города, основа каменных джунглей, от которых никуда не деться. Размещение на них рисунков может выполнять просветительскую и образовательную функцию, если подразумевает, к примеру, изображение портретов выдающихся личностей или иллюстрацию какого-нибудь важного исторического события. Подобные граффити побуждают прохожих запоминать ключевые даты или интересоваться определенными фактами из истории.

 

  • Масштаб. Чем больше и значительнее здание – тем выше шанс, что рисунок на нём увидит большое количество людей. Эту особенность можно использовать, чтобы привлекать внимание к какой-либо социальной проблеме, доносить необходимую информацию до внушительного числа горожан.

 

  • Уникальность. Как уже было отмечено ранее, сегодня хорошо выполненные граффити становятся точками притяжения местных жителей и своего рода локальными достопримечательностями. Размещение подобных объектов уличного искусства особенно актуально в новых районах, которые стремительно вырастают из однотипных новостроек и не могут похвастаться наличием архитектурных памятников. Рисунки на стенах формируют идентичность той или иной части города и отражают царящую в ней атмосферу.

 

  • Сплочение. Урбанисты отмечают, что нередко граффити и объекты стрит-арта помогают объединять жителей района. Они быстро превращаются в точки притяжения горожан, используются в качестве места встречи или проведения досуга, что помогает выстраивать и развивать общественные связи.

 

Ограничения, стимулирующие развитие

Разумеется, далеко не все уличные рисунки выполняют эти и прочие полезные для города функции. Во многих современных городах по-прежнему остаётся процент стрит-арта, который не укладывается в общепринятые нормы и скорее вредит эстетическому облику населённых пунктов. Специалисты по благоустройству работают над тем, чтобы минимизировать этот показатель и перенаправить большее количество уличных художников в нужное русло.

Так, по состоянию на 2022 год, в Москве насчитывалось всего 800 официально согласованных изображений граффити. Такое небольшое число объясняется тем, что оставить свой художественный след на фасаде здания сегодня просто так нельзя. Сперва нужно разработать эскиз в соответствии со стандартами, указанными в муниципальных постановлениях, затем пройти конкурсный отбор. В некоторых случаях необходимо будет получать согласие общего собрания собственников дома и даже собирать пакет определенных документов.

Итоговое решение по согласованию граффити принимает городская Межведомственная комиссия по вопросам нанесения надписей, изображений на внешние поверхности нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов. Просто так надпись «Здесь был Вася» уже не сделаешь…

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

01.08.2023 в 16:45
  • Марк Андреевич
    Марк Андреевич 01.08.2023 в 22:21 пишет:

    Уличное искусство может быть искусством, а может быть вандализм. Чаще всего это именно второе.

    Ответить
FAST-ПОСТ
Во всю Ивановскую
Марк Андреевич ~
Знание - сила. Поэтому лучше знать. И прокуратуре тоже.
15.07, 23:41
Во всю Ивановскую
Марк Андреевич ~
Делить чужое не отвечать за раздел, вот и стоят.
15.07, 23:40
Низкая цена должна насторожить
Марк Андреевич ~
Правильные вещи пишет директор союзцемента. Надо прислушаться и мотать на ус.
15.07, 22:48
Раскошеливайся, российский маркиз Карабас!
Musyako ~
15.07, 21:24
Низкая цена должна насторожить
Musyako ~
И что теперь делать?
15.07, 21:15
Тройной контроль
Иван Трышкин ~
Задача - помурыжить, пользы - ноль.
15.07, 17:43
Теперь совсем прощай, Autodesk!
Северный Олень ~
Прискорбно, очень прискорбно.
15.07, 16:41
Жилища маленькие, зато цены большие
Полианна ~
А цены не по всей стране уже "перегреты"???.... Интересно...
15.07, 16:09