Как нивелировать риски застройщиков?

В своём выступлении на круглом столе в Госдуме вице-президент НОСТРОЙ предложил ряд идей, которые позволят девелоперам успешно бороться с накопленными вызовами

385
2
Время чтения 3 минуты
28.02.2025

В минувшую среду в стенах нижней палаты российского парламента под председательством главы комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Пахомова состоялся круглый стол на тему «Риски в жилищном строительстве на фоне макроэкономических факторов». Участники встречи, среди которых, помимо законотворцев, также были представители НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС и ряда финансовых институтов, получили одноименное библиодосье, составленное на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (парламентской библиотеки).

Эта подборка документов объёмом свыше 30-ти страниц даёт основание считать, что риски в жилищном строительстве действительно есть. Часть из них относится к макроэкономике, среди них:

  • повышение ключевой ставки;
  • ужесточение регулирования Банка России;
  • сворачивание массовой льготной ипотеки;
  • большой объём корпоративного долга застройщиков, привязанного к ключевой ставке.

Приводится в подборке и прогноз госкомпании «Дом.РФ», согласно которому при среднем уровне ключевой ставки порядка 20% в нынешнем году будет выдано 1-1,2 миллиона ипотечных кредитов на общую сумму в 3,8-4 триллиона рублей. Это будет означать ощутимое падение выдачи жилищных кредитов, по сравнению с 2024 годом, как в «штуках», так и в денежном объёме.

Конечно же, задача участников совещания состояла не в том, чтобы констатировать наличие определённых проблем, а в поиске их решений. Одно из возможных озвучил вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз, предложив в рамках своего выступления увеличить спрос на покупку жилья через предоставление гибких условий рассрочки для клиентов.

Также Антон Михайлович считает, что смягчить имеющиеся на рынке жилой недвижимости проблемы поможет модернизация текущего взаимодействия строительных компаний с кредитными организациями в рамках проектного финансирования. Раскрыл он свою мысль следующим образом:

В частности, поддерживающей мерой являлась бы индексация денежных средств, хранящихся на эскроу-счетах на размер официальной инфляции, а также рассмотрение возможности поэтапного раскрытия эскроу-счетов при подтверждении определённой стадии готовности дома.

Вице-президент НОСТРОЙ подчеркнул, что своим основополагающим принципом участники рынка видят доступность жилья для разных категорий граждан. В подтверждение этой позиции он процитировал закон о Генплане Москвы в редакции 2017 года, где говорится о предоставлении установленным категориям граждан жилищного фонда на условиях социального найма:

  • создание жилищного фонда социального найма путём строительства жилых домов с гибкой конструктивной схемой, обеспечивающей их многократную перепланировку, приспособления для целей социального найма подлежащего реконструкции и капитальному ремонту жилищного фонда с ограниченными возможностями улучшения планировки квартир;
  • экономически эффективное увеличение объёмов и последовательное повышение планировочных стандартов жилищного фонда как ведущее направление реализации национального проекта доступного жилья.

При этом господин Мороз обратил внимание собравшихся на важнейший аспект: сохранение объёмов строительства в соответствии с задачами, поставленными Президентом России Владимиром Путиным, нужно обеспечить при соответствующей рентабельности строительных и проектных организаций. Участникам рынка необходимо искать подходы для решения этой важной и непростой задачи.

Одним возможных решений может стать регуляторная гильотина, сокращающая избыточные требования в строительной отрасли:

Избыточность некоторых требований, которые могут затруднять строительство, в современных условиях приводит к колоссальным финансовым потерям для компаний в силу того, что каждый день административной задержки ведёт к ряду операционных издержек. Поэтому для успешного строительства и поддержки строительных компаний необходимо продолжение сокращения инвестиционно-строительного цикла, которое активно осуществлялось на протяжении последних лет посредством устранения дублирующих, необоснованных, нерезультативных и непоказательных процедур. А я напомню, что к настоящему моменту достигнут значительный результат – было произведено сокращение требуемых действий с 989-ти до 607-ми. До 2027 года нам необходимо сократить ещё не менее, чем на 257 действий – до 350-ти.

Отдельно вице-президент НОСТРОЙ в своём докладе коснулся механизма комплексного развития территорий, который сегодня регионы активно используют для формирования инвестиционно-строительных проектов. Здесь, по его мнению, определяющую роль должны играть частные инвестиции:

Для инвестора участие в таких проектах должно быть понятным и прибыльным – это закон капиталовложений, закон бизнеса. Естественно, ни один бизнес не готов вкладывать деньги в те проекты, которые не принесут хотя бы какой-то минимальной доходности, не говоря уже о какой-то сверх маржинальности. Поэтому предлагаю в рабочем порядке, как определит комитет, внести необходимые правки в законы о ГЧП и концессии. Там нет жилья: ни социального, ни специального значения. А главное, поработать с законом о защите и поощрении капиталовложений – это третья форма государственно-частного партнёрства с ответственностью региональной и муниципальной власти, в том числе за эффективное привлечение частных инвестиций.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • image
    Полианна

    Рассрочка - великий обман…. Казалось бы, так красиво, а по итогу + лям к ценнику в лучшем случае…

    28.02.2025, 17:28
    image
    28.02.2025, 23:20