Два федеральных ведомства, а именно Минпромторг и Минстрой сообщили о том, что разработан план мероприятий развития лифтовой отрасли России. План (который по старинке иногда ещё называют буржуйским термином «дорожная карта») был составлен совместно экспертами этих двух министерств с привлечением заинтересованных структур, таких, как госкомпания «Дом.РФ». Ни строительному сообществу, ни российским гражданам, которых проблема лифтов, вообще-то, тоже касается, документ показывать не спешат. Впрочем, в последнее время разработка ключевых решений «за широко закрытыми дверями» уже стала нормой для российских ведомств.
Что же, послушаем хотя бы, что министерские чиновники согласились любезно рассказать журналистам. Пресс-служба Минстроя России ограничилась максимально абстрактным комментарием:
Проектом дорожной карты предусмотрены, в том числе, мероприятия по стимулированию региональных программ капитального ремонта, финансовой поддержке производителей лифтового оборудования, повышению спроса на российскую продукцию, обеспечению производства, поставок, монтажа и эксплуатации лифтов, загрузке производственных мощностей российских лифтовых заводов, цифровизации лифтовой отрасли.
Одним словом, план предусматривает, чтобы жизнь простых граждан стала лучше, а хуже не становилась. Представители «Дом.РФ» тоже отделываются общими словами:
Дорожная карта содержит ряд инициатив по механизмам и источникам финансирования замены лифтов, повышению контроля за безопасностью и качеством – например, предложения по обучению специалистов отрасли, расширению полномочий технадзора, цифровизации отрасли. То есть дорожная карта призвана решить финансовые проблемы отрасли, повысить безопасность и комфорт граждан.
Однако потом представители строительно-банковской госкорпорации сжалились и рассказали кое-какие подробности. А именно, Минстрой предлагает использовать механизм инфраструктурного бюджетного кредита. Использование ИБК на лифты запланировано в объёме 1/3 от потребности субъектов, поэтому большинству регионов понадобится рассрочка. В 2023 году почти половина всех закупок лифтов осуществлялась с рассрочкой от трёх до пяти и более лет. Также для решения вопроса по замене лифтов «Дом.РФ» совместно с Минпромторгом России подготовлен проект постановления Правительства РФ по субсидируемому факторингу заводов-изготовителей по контрактам с фондами капитального ремонта.
Считается, что внедрение льготного факторинга позволит регионам удержать цены, увеличить темпы замены лифтов. Дополнительно это поможет снизить долговое бремя регионов и заводов, увеличить загрузку производственных мощностей производителей, которые вынуждены привлекать финансирование по ставкам от 18%.
Представитель «Дом.РФ» добавил, что механизм льготного факторинга на сегодня является самой проработанной инициативой из всего комплекса предлагаемых мер, который можно запустить уже в текущем году. Проект постановления находится на рассмотрении органами власти, от большинства получены фактические положительные согласования. Среди поддержавших программу – федеральные Минстрой, Минпромторг и Минфин.
Льготный факторинг, как поясняют экономисты, – это финансовый инструмент, который позволяет предпринимателям получать финансирование на основе своих дебиторских обязательств. По договору уступки прав требования (факторинга) средства за товар компания получает от банка или факторинговой компании сразу на основании документов об отгрузке товаров покупателю. С фактором затем расплачивается покупатель, а полученные деньги не считаются долгом.
Наконец, ведётся обсуждение таких мер поддержки, как обнуление ставки НДС для производителей лифтового оборудования. Об этом российское Правительство говорило ещё весной, однако пока снижать налоги для предприятий никто не торопится. Да и те советуют не питать иллюзий – обнуление ставки НДС станет значительной мерой господдержки, но существенно на снижения цены замены лифтов она не отразится, поскольку до 40% от итоговой стоимости установленного лифта составляет его монтаж.
Как нетрудно заметить, все обсуждаемые предложения – льготный факторинг, обнуление НДС, инфраструктурные кредиты – представляют собой разные формы государственного субсидирования. Так что вопрос не в том, как назвать выплаты из государственной казны, а найдутся ли там вообще денежки на эти цели.
Добавим, что план мероприятий позднее выложила на своём сайте Ассоциация «Российское лифтовое объединение».
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
А денежки там найдутся из карманов простых жителей! Вот и круг замкнулся! Только почему мы должны по 10-му кругу платить?!