На днях мы рассказывали о замечательной закупке в городе-герое Волгограде. Местный Фонд капитального ремонта, не страшась людской молвы, собрал 546 многоэтажек в один лот и торжественно подписал контракт с единственным участником конкурса – загадочной фирмой из столицы с двумя сотрудниками в штате. Публикация вызвала оживлённое обсуждение на нашей дискуссионной площадке. Что показательно, некоторые из комментаторов высказали предположение, что никаких санкций в отношении подрядчика и заказчика принято не будет.
Основания для такого скептицизма имеются. Вот, например, удивительная история со счастливым концом для участников произошла в Нижнем Новгороде. Там государственное предприятие «Нижегородстройзаказчик» тоже заключило контракт, но только ещё на большую сумму, а именно на 15 миллиардов рубликов с единственным поставщиком областным предприятием по достройке и реставрации объектов недвижимости ДиРОН.
Так были распределены подряды на строительство террасного парка (2,9 миллиарда рублей), возведение школы для одарённых детей (3,6 миллиарда), Центра подготовки по адаптивным видам спорта (1,4 миллиарда), а также поликлиники, детских садов, школ, Центра культурного развития. В общем, объёмы работ большие и вкусные.
При этом заказчика не смутило то, что организация в принципе не имеет необходимого уровня ответственности строительной саморегулируемой организации для столь крупного контракта. А самое замечательное в этой истории – что и региональное Управление Федеральной антимонопольной службы России, получив жалобу на итоги торгов, не нашло в этом ничего противозаконного. По мнению борцов с монополизмом, уровень ответственности СРО не играет роли при заключении контракта между госпредприятиями и органами власти. Тот факт, что «Нижегородстройзаказчик» хоть и является государственным предприятием, но к органам власти никак не относится, ФАС тоже не заинтересовал.
Автор жалобы, эксперт по закупкам Александр Кулаков утверждал, что госконтракты были заключены ГКУ «Нижегородстройзаказчик» с единственным поставщиком – госпредприятием Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости (ДиРОН) без процедуры конкурентного отбора.
При этом подрядчик не обладает необходимым третьим уровнем ответственности строительной саморегулируемой организации и не внёс должный минимальный взнос в её компенсационный фонд на случай рисков неисполнения обязательств и возмещения вреда.
ДиРОН имеет лишь второй уровень ответственности, что не позволяет ему получать в качестве единственного исполнителя госзаказы стоимостью более 500 миллионов рублей. Господин Кулаков закономерно заключил, что подобные прямые контракты противоречат федеральным и региональным нормам о закупках, которые должны быть конкурентными, если проводятся по 44-ФЗ. При этом федеральные нормы допускают заключение госконтрактов с единственным поставщиком лишь в исключительных случаях, когда отсутствует конкурентный рынок или требуется защита национальных интересов страны из-за действий недружественных стран и международных организаций.
Однако альтернативные строительные организации в Нижнем Новгороде есть, а враги пока ещё не стоят у ворот, так что причин включать для отдельно взятого предприятия режим максимального предпочтения, вроде бы, нет. Да и строить собрались не секретную военную базу и не фортификационные сооружения.
Более того, не были выполнены условия по размеру обязательств подрядчика по контрактам, которые ранее определил Верховный Суд РФ. Если размер обязательств на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и прочие подобные работы в ходе конкурентных торгов превысил 60 миллионов рублей, а у подрядчика второй уровень ответственности, то ему необходимо доплатить нужную сумму в компенсационный фонд.
Представители «Нижегородстройзаказчика» на все запросы пояснили, что указанные заявителем требования актуальны лишь для конкурентных торгов, но не для закупки у единственного поставщика. По нормам Федерального закона № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные власти могут разрешить прямые закупки и определить порядок таких торгов. Заключение контрактов с единственным поставщиком одобрил лично губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, поэтому несоответствие ДиРОН требуемому уровню ответственности СРО не может служить основанием для отказа от подписания контракта.
Наконец, по закону о закупках требования к участникам делятся на единые и дополнительные. Единым требованиям торгов документация единственного поставщика полностью соответствует, отметили в «Нижегородстройзаказчике». В Министерстве экономического развития Нижегородской области согласились, что федеральные нормы закона о госзакупках не допускают предъявления дополнительных требований к поставщику. Поэтому несоответствие требованиям по уровню СРО может быть учтено при выборе поставщика, но не является обязательным условием.
Тем более, что госпредприятие ДиРОН в итоге всё-таки довнесло в СРО сумму, необходимую для третьего уровня ответственности, тем самым устранив повод для жалобы. В итоге комиссия УФАС России не усмотрела нарушений в заключении госконтракта и отказала в удовлетворении жалобы.
В общем, удивительные дела происходят в региональных закупках! Власти в директивной форме распределяют контракты между пулом надёжных предприятий, конкурентные способы торгов по закону, вроде бы, должны соблюдаться, но если очень не хочется – то не должны. А уровень ответственности участников и вовсе не имеет при этом никакого значения.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Но это еще не все!!! ДиРОН является членом СРО в Саморегулируемая организация Союз «Строители Приволжья» с 2016 года.Причем находится в стадии реорганизации. причем за 2023 год - Чистый убыток составил 49,6 млн. Да и вопрос по единственному поставщику тоже вызывает вопросы, так как никто не видел пока документацию по закупке.
Как бы это не специальная схема для вывода денег и последующего обращения к СРО....
Отличная схема урвать на последок, ничего не скажешь. Надо действовать СРО.
"Власти в директивной форме распределяют контракты между пулом надёжных предприятий"
Надёжному говорите? С ФАСом по ходу поделились после этого.
Следственный комитет не желает ли заинтересоваться губернатором и его деятельностью?
UPD: это какой-то песец
Не спроста схема прошла почти без сучка.
Не пойму, почему в статье речь идет о 3м уровне? На торги 15 млрд. руб. требуется 5 уровень и ВВ и ОДО