Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский выступил на вчерашнем совместном заседании комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ и комитета «Опоры России» по строительству. В своём докладе Валерий Павлович остановился на коллизиях в Градостроительном кодексе РФ, которые сегодня создают не иллюзорные проблемы для строительных компаний, занимающихся капитальным ремонтом многоквартирных домов.
Проблема 1. Обследование зданий и сооружений
Как напомнил докладчик, положениями ГрК РФ предусмотрена следующая конструкция отношений при проведении капитального ремонта.
В статье 47 указано, что инженерные изыскания проводятся для подготовки проектной документации исключительно строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Статья 48 добавляет, что архитектурно-строительное проектирование проводится только для строительства и реконструкции. При проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 этой статьи, разрабатывается раздел «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
Кроме того, часть 12.2 указывает, что в случае проведения капитального ремонта объектов капстроительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градкодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утверждённого застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Валерий Павлович обращает внимание коллег, что эти положения не отображают, кем должен формироваться акт технического обследования строительных конструкций и других систем жизнеобеспечения здания.
При этом, такие обследования имеет право проводить исключительно член СРО изыскателей. И этот вид работ относится к изысканиям, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 года № 20, раздел II. «Специальные виды инженерных изысканий».
Проблема 2. Отсутствие требований к техзаказчику у региональных операторов
Казалось бы, исчерпывающая информация по этому вопросу должна содержаться в статье 52 ГрК РФ «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства».
А именно, часть 2 данной статьи указывает, что «работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьёй».
В пункте 22 статьи 1 ГрК РФ описаны квалификационные требования к техническим заказчикам: они должны быть членами СРО изыскателей, проектировщиков, строителей, то есть у них должны работать по трудовому договору на постоянной основе не менее, чем по два специалиста по организации изысканий, по организации проектирования и по организации строительства, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Однако таких требований не установлено ни для региональных операторов, ни для лиц, ответственных за эксплуатацию здания, сооружения (часть 1 статья 55.25 ГрК РФ). Отсутствие квалифицированных специалистов у таких заказчиков, влечёт дополнительные риски для подрядных организаций.
Проблема 3. Кто ответит за эксплуатацию соцобъектов?
Для квалифицированной подготовки технического задания на техническое обследование конструкций и элементов благоустройства социальных объектов, организации и сопровождения качественного выполнения технического обследования, подготовки задания на проектирование и сопровождения разработки проектной и рабочей документации на капитальный ремонт, а также на организацию выполнения качественного капитального ремонта социальных объектов предусмотрено два подхода.
Во-первых, для муниципальной собственности – муниципалитеты субъектов Российской Федерации должны централизовать все эти обязанности на уровень муниципальных учреждений капитального строительства (УКСы).
Во-вторых, для региональной собственности – субъекты Российской Федерации должны централизовать все эти обязанности на уровне Единого регионального заказчика либо требуется создать отдельного технического заказчика по капитальному ремонту объектов региональной собственности.
Таким образом, лица, ответственные за эксплуатацию социальных объектов должны сопровождать все перечисленные процессы, как самое заинтересованное эксплуатирующее лицо, однако не квалифицированное в части организации проведения капитального ремонта здания, сооружения, благоустройства.
***
Итак, существуют уже три серьёзные коллизии в Градостроительном кодексе РФ, которые мешают заказчикам и подрядчикам выстроить бесперебойную работу по ремонту МКД и соцобъектов. Итогами становятся сорванные сроки, судебные иски, проблемы у простых граждан. А для саморегуляторов – повышенная нагрузка на компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Интересно, какие коллизии в законодательстве не вызывают риск?
И второе: может ли кто-то с ходу назвать принятый документ к которому нет вопросов?
Никакие и нет. Кто-то оспорит?
К сожалению автор удалил свой комментарий
К сожалению автор удалил свой комментарий
К сожалению автор удалил свой комментарий
К сожалению автор удалил свой комментарий
К сожалению автор удалил свой комментарий
Всегда было интересно, почему же всё профессиональное сообщество, включая техкомитеты, НОСТРОЙ, СРО, заказчиков, строительный контроль, не замечают самой главной коллизии ГрК РФ и НТД, а также не видят состав преступления под названием "Мошенничество" от имени государства со стороны заказчиков.
СП 48.13330.2019 пункт 3.14
исполнительная документация: Текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, действительное качество, положение, физико-механические свойства объектов капитального строительства, линейных объектов и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса.
А теперь блджад попробуйте в закупке с ОКПД2 42.11.20.300 по содержанию автомобильных дорог найти проектную документацию, на основании которой подрядчик должен делать исполнительную документацию.
Причем в соответствии с ч.4 ст. 53 ГрК РФ и приказом Минстроя этот перечень разрабатывает и утверждает заказчик на основании критериев ч.4 ст. 53 ГрК рФ и определений ГрК РФ! То есть включать в этот перечень АОСР на, например, подмости или бурение скважины временного водоснабжения рабочего посёлка НЕЛЬЗЯ!
И заметьте, в техзадании указано, что подрядчик ЗА СВОЙ СЧЁТ должен разработать рабочие чертежи. То есть минуя стадию РП, ПД, РД и иже с ними заказчик, действуя от имени государства, совершает мошеннические действия - рабочий проект он не готовит, расчёты конструкций не выполняет, но на халяву получает и РП, и ИД.
UPD: и при этом еще и нарушает получается 384-ФЗ!
А теперь ответьте - какой чудак на букву М внёс в ГрК РФ ч. 12.2 ст. 48, что капремонты и другие строительные работы, не связанные со строительством и реконструкцией, а капремонтом/ремонтом/содержанием можно выполнять по смете, но требовать при этом ИД, минуя стадию ПД?!?!?!?
Кому это выгодно?
По моему мнению - только аффилированным коррумпированным подрядчикам. Учитывая, что в первом случае место выполнения работ - Татарстан.... ситуация в целом неудивительна. Но почему-то эта хрень происходит по всей стране.
UPD: коррумпированным заказчикам тоже. Потому что либо работы принимаются с минимум бумаг, либо "мы вас задолбаем с ИД так, что вы сами в РНП попроситесь".
Государству!
Так тогда получается, что "государство всегда тебя кинет, сынок" работает как никогда?
Заметьте, это вы сказали.
Ну так суть от этого не меняется. Есть предусмотренная законодательством и НТД стадия подготовки технической документации на строительные работы, которая должна выполняться за определённые затраты и без которой нельзя заниматься строительными работами и без которой не выполнить условия контракта и за которую несут ответственность проектировщик и заказчик. Но этого не делается, условия для выполнения работ согласно статье 740 ГК РФ заказчиком, действующим от имени государства и просящим деньги из бюджетов, не создаются; статья 743 ГК РФ нарушается, статья 33 Закона №44-ФЗ нарушается, принципы контрактной системы в части открытости, прозрачности, ответственности за результат, профессионализма заказчика - нарушаются. Вместо этого участнику закупки и будущему подрядчику предлагается выполнять эту стадию бесплатно, то есть за счёт средств поставщика, оплатой работы специалистов из собственного кармана и своими силами. То есть экономия бюджетов за счёт средств поставщиков путём незаконного требования о предоставлении технической документации при отсутствии исходных данных для подготовки такой технической документации, которую должен готовить заказчик. А если не предоставить ИД, которая должна выполняться на основе проектной документации - не будут приняты работы и будет РНП. Получается - мошенничество или "кидалово", кому что нравится.
Мошенничество - это статья. А вот кидалово - не статья.
Или как можно выполнять работы по установке стропил, то есть несущей конструкции, на которую должен быть расчёт и чертёж, БЕЗ ПРОЕКТА?!?
Любая строительная работа, если есть требование об ИД, должна выполняться с ПРОЕКТОМ или хотя бы с РАБОЧИМ ПРОЕКТОМ, рабочей документацией, рабочим чертёжом, которые должен предоставить ЗАКАЗЧИК. И это самая главная коллизия ГрК РФ вообще с жизнью. Почему на законодательном уровне не установлено определение исполнительной документации, как положено - что это документация, являющаяся отображением проектных решений и относящаяся к самому объекту капитального строительства:
объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено
То есть ни как каким АОСР на забор вокруг стройплощадки, АООК на временные дорожные знаки, АОСР на установку лесов и прочие временные, подготовительные, внутриплощадочные и другие сопутствующие работы эта ИД никогда не имела, не имеет и не должна иметь отношения! А согласно ч.4 ст. 53 ГрК РФ не каждая работа даже на самом объекте должна актироваться, а только та, по методу логической конъюнкции, которая оказывает влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (скрытые работы) и только та, которая является ответственной конструкцией или сетью ИТО. Грёбанный нормативно-технический бардак, и бардак в принципе заставляет ПТО, финансируемое за счёт накладных расходов, готовить такую уйму бумаг, которая по затратам заказчиков должна быть в десятки раз меньше.
И я уж не говорю про то, что разработать ППР без проектной или рабочей документации или рабочего проекта В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО, поэтому большинство ППР - это псевдоинженерная документация, которая не содержит ничего полезного для прораба/мастера, кроме кучи воды в виде схем складирования болтов
или инструкции оказания помощи пострадавшему от анального зондирования.Причем удивительно ещё и то, что ч. 1.4 и 1.5 ст.52 этого же ГрК РФ установлено несколько отличающееся от СП 48.13330 определение ИД: "...отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации." То есть какой конкретно том ПД (хотя должен быть конкретно ТКР/КР и АС плюс РД, а не ПОС с туалетом) должен быть основой ИД - не указано. Опять широкое поле для злоупотреблений стройконтроля и заказчика. И в вышеуказанных частях точно указано, что ИД - следствие инженерной графики для работ по ПД. То есть капремонт без проекта точно нельзя делать. При этом почему-то термин ИД применяется везде, включая сферы текущего ремонта и содержания/эксплуатации, что недопустимо: не проекта - нет ИД. И вот это вот бл..ство происходит по всей стране, когда на окраску подуразрушенных перил в рамках работ по содержанию требуют АОСР на подготовку поверхностей, которые если будешь готовить - перила упадут, и требуют АООК на покраску, да еще и с исполнительными схемами, которые на основе каких чертежец делать - непонятно. Как после этого назвать всех заказчиков и их стройконтрольщиков - выбирайте сами.
Друзья.
Прошу обратить внимание на ТРЕБОВАНИЯ
К СОСТАВУ И ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТАМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
РАБОТ, КОНСТРУКЦИЙ, УЧАСТКОВ СЕТЕЙ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РД-11-02-2006 - приказ РТН № 1128 (НЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ)
5.6. Комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица.
Насколько проще было ранее принято. Правда, заказчикам часто это требование было не понятно. А тут чётко сказано: НЕТ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ - НЕТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПОДРЯДЧИКА О ТОМ, ЧТО ОН ВЫПОЛНИЛ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ПРОШУ ПРОЧЕСТЬ В ГОСТАХ, ЧТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ИМЕННО РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ!
Вся СРОшная система это одна большая коллизия