Головная боль СРО. Часть 1

Обсуждение: 6
1696

О вопросах выплат из компфондов саморегулируемых организаций строительной сферы. Разбираем суть проблемы

Все мы знаем о массовых случаях выплат из компенсационных фондов СРО – тому служит сложившаяся неутешительная судебная практика. Собственно, всё это было заложено ещё в 2016 году с принятием Федерального закона № 372-ФЗ, который разрабатывался Минстроем России. Надо сказать, что поставленных целей добились – получили массовость выплат из КФ. Несомненно, это стало уже «головной болью» большинства СРО, и дальше клубок проблем будет только нарастать.

Некоторые саморегуляторы надеются на то, что будут внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в части исключения возмещения по схемам, подпадающим под действие Уголовного кодекса РФ, например, по неотработанному авансу, когда он был попросту украден, а организация брошена на произвол судьбы. К сожалению, надо констатировать, что таких изменений в законодательство в ближайшее время внесено не будет. Не до этого сейчас российским властям, а бюджетные денежки и целевые средства надо возвращать. Если нет возможности взять эти деньги с подрядчика – для этого, собственно, и были законодательно созданы компенсационные фонды СРО.

В такой ситуации саморегулируемым организациям и их Национальным объединениям необходимо искать и вырабатывать механизмы, пресекающие дальнейшее массовое распространение выплат из компенсационных фондов СРО. Но для того, чтобы это сделать, необходимо понять и разобраться в причинах.

Конституцией Российской Федерации в статье 34 закрепляется свобода предпринимательской деятельности. Данное нормативное положение получает своё развитие в Гражданском кодексе РФ. Норма отличная, позволяющая каждому открыть своё предпринимательское дело.

Строительная сфера, а именно: инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства также относятся к предпринимательской деятельности, хоть и законодательно обременены специальными требованиями к такой деятельности. Одним из таких требований является обязательное наличие квалифицированного кадрового состава в лице специалистов НРС.

Но вот учредителями и руководителями юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере строительства, могут быть любые физические лица, хоть вообще без профессионального образования. Как показывает практика, финансовые и управленческие решения принимаются именно руководителями компаний, в отдельных случаях – учредителями, лицами, действующими по доверенности от органов управления ЮЛ, а также бухгалтерия во взаимосвязи с вышеперечисленными.

Первой причиной выплат из компенсационных фондов СРО можно назвать неверные управленческие решения. К ним можно отнести множество ситуаций, перечислить их все не представляется возможным, да и не имеет смысла. Например, это и выдача займов из средств, полученных в виде авансов на исполнение контрактов, и перечисление из авансов за иные услуги, товары или работы, не относящиеся к производственной деятельности, и неверные расчёты в себестоимости, и так далее, и тому подобное.

Мы умышленно сейчас уходим от управленческих решений, явно подпадающих под квалификацию отдельных статей УК РФ, так как такое деяние ещё надо доказать, а в случае недоказанности проблема всё равно остаётся.

Второй причиной является непрофессионализм специалистов в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях, что в следствии их действий или бездействия по выполнению прямых должностных обязанностей приводит к ситуациям, влекущим причинения вреда (ущерба) подлежащего возмещению из компенсационных фондов СРО.

И если со второй причиной сейчас НОСТРОЙ и НОПРИЗ пытаются навести порядок через работу Национального реестра специалистов, то первой проблемой никто не занимается. По нашему мнению, не решив первую проблему, решение второй – не приведёт к желаемому результату, так как специалисты – люди подневольные и в силу различных причин вынуждены подчинятся управленческим решениям руководящих органов организации.

На наш взгляд, есть комплексное решение обеих указанных проблем. И надо сказать, что предпосылки в законодательстве для этого созданы, да и Национальные объединения в данном направлении постепенно, но верно двигаются. Речь идёт об объединённом Едином реестре членов СРО и их обязательствах, а также о реестре специалистов НРС, который планируется запустить к концу 2024 года.

(Продолжение следует)

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

13.05.2024 в 16:36
  • Барристер
    Барристер 13.05.2024 в 17:25 пишет:

    Очень ждём продолжения. Хочется понять, как, по мнению редакции, объединённый реестр решит озвученные проблемы.

    Ответить
    СРОшник
    СРОшник 13.05.2024 в 17:32 пишет:

    А кто является родителем открытия некоторых путей, упростивших уплывание КФ по первой проблеме? Те же, из второй.

    Ответить
    Musyako
    Musyako 13.05.2024 в 19:34 пишет:
    Марк Андреевич
    Марк Андреевич 13.05.2024 в 22:33 пишет:

    Не поможет, да и сделают его не глюченным лет через 10.

    Ответить
    Полианна
    Полианна 14.05.2024 в 15:13 пишет:

    На мой взгляд вот это одна из главных проблем, которая реально может забить последний гвоздь в крышку саморегулирования....((((

    Действовать надо вместе, действовать надо сообща...

    Ответить
FAST-ПОСТ
Больше реестров, хороших и разных?
Полианна ~
Ха! Всё как они любят: биржа труда и аналитика с сайтов поиска сотрудников....
17.05, 17:10
Больше реестров, хороших и разных?
Полианна ~
Да уже давайте ещё +1.... Какая уж разница то.... плюс....минус....
17.05, 17:09