Все мы знаем о массовых случаях выплат из компенсационных фондов СРО – тому служит сложившаяся неутешительная судебная практика. Собственно, всё это было заложено ещё в 2016 году с принятием Федерального закона № 372-ФЗ, который разрабатывался Минстроем России. Надо сказать, что поставленных целей добились – получили массовость выплат из КФ. Несомненно, это стало уже «головной болью» большинства СРО, и дальше клубок проблем будет только нарастать.
Некоторые саморегуляторы надеются на то, что будут внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в части исключения возмещения по схемам, подпадающим под действие Уголовного кодекса РФ, например, по неотработанному авансу, когда он был попросту украден, а организация брошена на произвол судьбы. К сожалению, надо констатировать, что таких изменений в законодательство в ближайшее время внесено не будет. Не до этого сейчас российским властям, а бюджетные денежки и целевые средства надо возвращать. Если нет возможности взять эти деньги с подрядчика – для этого, собственно, и были законодательно созданы компенсационные фонды СРО.
В такой ситуации саморегулируемым организациям и их Национальным объединениям необходимо искать и вырабатывать механизмы, пресекающие дальнейшее массовое распространение выплат из компенсационных фондов СРО. Но для того, чтобы это сделать, необходимо понять и разобраться в причинах.
Конституцией Российской Федерации в статье 34 закрепляется свобода предпринимательской деятельности. Данное нормативное положение получает своё развитие в Гражданском кодексе РФ. Норма отличная, позволяющая каждому открыть своё предпринимательское дело.
Строительная сфера, а именно: инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства также относятся к предпринимательской деятельности, хоть и законодательно обременены специальными требованиями к такой деятельности. Одним из таких требований является обязательное наличие квалифицированного кадрового состава в лице специалистов НРС.
Но вот учредителями и руководителями юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере строительства, могут быть любые физические лица, хоть вообще без профессионального образования. Как показывает практика, финансовые и управленческие решения принимаются именно руководителями компаний, в отдельных случаях – учредителями, лицами, действующими по доверенности от органов управления ЮЛ, а также бухгалтерия во взаимосвязи с вышеперечисленными.
Первой причиной выплат из компенсационных фондов СРО можно назвать неверные управленческие решения. К ним можно отнести множество ситуаций, перечислить их все не представляется возможным, да и не имеет смысла. Например, это и выдача займов из средств, полученных в виде авансов на исполнение контрактов, и перечисление из авансов за иные услуги, товары или работы, не относящиеся к производственной деятельности, и неверные расчёты в себестоимости, и так далее, и тому подобное.
Мы умышленно сейчас уходим от управленческих решений, явно подпадающих под квалификацию отдельных статей УК РФ, так как такое деяние ещё надо доказать, а в случае недоказанности проблема всё равно остаётся.
Второй причиной является непрофессионализм специалистов в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях, что в следствии их действий или бездействия по выполнению прямых должностных обязанностей приводит к ситуациям, влекущим причинения вреда (ущерба) подлежащего возмещению из компенсационных фондов СРО.
И если со второй причиной сейчас НОСТРОЙ и НОПРИЗ пытаются навести порядок через работу Национального реестра специалистов, то первой проблемой никто не занимается. По нашему мнению, не решив первую проблему, решение второй – не приведёт к желаемому результату, так как специалисты – люди подневольные и в силу различных причин вынуждены подчинятся управленческим решениям руководящих органов организации.
На наш взгляд, есть комплексное решение обеих указанных проблем. И надо сказать, что предпосылки в законодательстве для этого созданы, да и Национальные объединения в данном направлении постепенно, но верно двигаются. Речь идёт об объединённом Едином реестре членов СРО и их обязательствах, а также о реестре специалистов НРС, который планируется запустить к концу 2024 года.
(Продолжение следует)
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Очень ждём продолжения. Хочется понять, как, по мнению редакции, объединённый реестр решит озвученные проблемы.
Неожиданный взгляд. Подождём.
А кто является родителем открытия некоторых путей, упростивших уплывание КФ по первой проблеме? Те же, из второй.
Не поможет, да и сделают его не глюченным лет через 10.
На мой взгляд вот это одна из главных проблем, которая реально может забить последний гвоздь в крышку саморегулирования....((((
Действовать надо вместе, действовать надо сообща...