К вопросу о «мирных» инициативах НОСТРОЙ

Обсуждение: 16
5020

Может ли Национальное объединение строителей расходовать средства на СВО и на каком основании приобрело здание?

На редакционную почту пришло письмо от автора, пожелавшего по понятным причинам сохранить свою анонимность. В своём послании он поднимает такие темы, как приобретение Национальным объединением строителей нового помещения, а также участие НОСТРОЙ в финансировании специальной военной операции. Поскольку вопросы эти, действительно, актуальны и интересуют всё саморегулируемое сообщество, мы попросили прокомментировать их юристов Национального объединения. Предлагаем Вашему вниманию полный текст письма, а ниже – ответ ностроевских правоведов.

 

***

«Это нецелевое расходование средств», – ответил президент НОСТРОЙ Антон Глушков на обращение руководителей СРО выделить средства на помощь в специальной военной операции.

Однако это не помешало Антону Николаевичу написать заявление в Совет НОСТРОЙ, а Совету – тайком удовлетворить это его заявление о приобретении нового офисного здания Нацобъединения по адресу: Москва, проспект Мира, дом 6.

Почему «тайком»? Почему об этом факте мы узнаём со стороны, а не из протокола заседания Совета или от членов Совета? Потому что перед началом обсуждения этого вопроса членам Совета было предложено подписать соответствующее соглашение о нераспространении... Те, кто не подписал соглашение, перед рассмотрением этого вопроса с заседания Совета удалялись, а участвовавшие по видеоконференцсвязи – принудительно отключались. Не согласившийся с такой постановкой вопроса член Совета Ассоциации Виктор Марющенко в итоге в декабре написал заявление о выходе из такого Совета.

Почему приобретение нового офиса вызывает вопросы?

Федеральным законом № 542-ФЗ от 19 декабря 2022 года внесены изменения в Федеральный закон № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а именно: статья 3.3 дополнена частью 18, которая установила, что не востребованные средства компенсационных фондов, зачисленные на специальные банковские счета Национальных объединений, допускается использовать для осуществления Нацобъединениями функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Здесь же определено, что перечень функций, порядок принятия решения и порядок расчёта допустимого объёма использования средств устанавливаются Минстроем России.

В соответствии с Федеральным законом № 542-ФЗ, Минстроем России издан приказ № 77/пр от 9 февраля 2023 года, который утвердил и перечень функций, и порядок принятия решения, и порядок расчёта допустимого объёма.

(Далее процитирован перечень функций, который, ради краткости, опускаем – ред.).

Возникает вопрос: как приобретение нового офисного здания для НОСТРОЙ за более чем один миллиард рублей снижает негативные последствия введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера? То есть помощь в СВО – это нецелевое расходование средств, а приобретение здания – целевое?

Более того, первая функция определяет, что Национальное объединение не само должно приобретать основные фонды, а обязано представлять интересы саморегулируемых организаций в органах власти в части приобретения основных фондов.

Вероятно, именно это является причиной того, что ни разу на заседаниях Совета НОСТРОЙ при обсуждении вопроса о распределении не востребованных компенсационных фондов не присутствовал член Совета НОСТРОЙ, директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский. Не был, значит, не голосовал за нарушение, не знал об этом.

Хочется также обратить внимание ещё на один момент, касающийся права собственности на приобретённое здание: при определённых условиях и вполне законно правообладателем может быть одно лицо. Догадайтесь какое?

Среди прочего, совершенно не слышно о выделении каких-либо средств на осуществление 5-й функции, определённой Минстроем России. А ведь это – основа деятельности системы саморегулирования. Вероятно, здесь всё решено и, делать ничего не нужно.

 

***

А теперь – ответ юристов Нацобъединения.

 

***

Давайте для начала разберёмся, о каких денежных средствах идёт речь. НОСТРОЙ, как и любая некоммерческая организация, живёт за счёт взносов его членов – СРО в области строительства. В НОСТРОЙ есть смета расходов, она утверждается Всероссийским съездом СРО ежегодно. Денежные средства, заложенные в смете, могут расходоваться только на цели, предусмотренные Уставом НОСТРОЙ. Уставом и сметой Национального объединения не предусмотрено использование средств на специальную военную операцию, поэтому с точки зрения внутренних документов – это нецелевое расходование средств.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и приказ Минстроя России № 77/пр позволили использовать Национальным объединениям средства компенсационных фондов исключённых СРО на определённый перечень функций. Эти средства не заложены в смете расходов НОСТРОЙ, не могут использоваться на цели, предусмотренные Уставом НОСТРОЙ, они «публично окрашены», имеют строго целевой характер и могут расходоваться в строгом соответствии с законом.

Согласно приказу Минстроя России № 77/пр, решение об использовании средств компенсационных фондов исключённых СРО принимается Советом Национального объединения на основании заявления президента Нацобъединения.

Проводя переговоры по покупке крупного объекта недвижимости, как правило, продавец не хочет, чтобы условия сделки были известны третьим лицам. В Москве – это общепринятая практика. И в данном случае не вызывает сомнения, что это инициатива продавца. Если НОСТРОЙ подписал с продавцом здания соглашение о конфиденциальности, то, соблюдая его условия, аналогичные соглашения должны были подписать и члены Совета как органа управления, принимающего соответствующее решение. Законно ли это – безусловно, да. Нарушает ли это чьи-либо интересы или противоречит ли это основам правопорядка или нравственности – однозначно нет.

Кроме того, пункт 9.8 Регламента Совета НОСТРОЙ позволяет не размещать электронный образ протокола в полном объёме или в части на официальном сайте НОСТРОЙ, если в тексте протокола содержится конфиденциальная информация. Следовательно, не размещая информацию о принятом решении, Совет руководствовался внутренним документ, утверждённым надлежащим образом.

Автор статьи задаёт, по сути, два вопроса: может ли НОСТРОЙ расходовать средства на СВО и на каком основании НОСТРОЙ приобрёл здание. Правда, непонятно, какой вопрос больше интересует автора статьи, но попробуем ответить на оба.

Что касается первого вопроса, то расходовать членские взносы, составляющие бюджет некоммерческой организации, на специальную военную операцию НОСТРОЙ не может и обоснование этому давалось выше. Расходовать средства компенсационных фондов исключённых СРО на СВО не позволял приказ Минстроя России № 77/пр. Функции, на которые могут использоваться средства, указаны в этом приказе, и автор статьи их последовательно привёл. Как видим, если бы НОСТРОЙ потратил средства КФ исключённых СРО на СВО, то он нарушил бы закон.

Перейдём к зданию, видимо, именно это интересует автора статьи.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 1 к приказу Минстроя России № 77/пр допускается приобретение Национальным объединением основных фондов в целях реализации функции по представлению интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления.

На основании статей 53 и 54 Гражданского кодекса РФ НОСТРОЙ осуществляет свой функционал и реализует цели и задачи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом, в том числе посредством своих органов управления и Аппарата НОСТРОЙ.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (принят и введён в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст), основными фондами являются произведённые активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, в том числе здания.

Соответственно приобретение НОСТРОЙ основного фонда в виде здания для размещения своих органов управления и Аппарата Ассоциации в целях реализации своих функций, в том числе по представлению интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления отвечает требованиям приказа Минстроя России № 77/пр.

 

***

ОТ РЕДАКЦИИ. Что же, вот такой вопрос и такой ответ. Чисто по-человечески, конечно, хотелось бы увидеть, как НОСТРОЙ за счёт своей немалой сметы закупает для фронта армаду «Ланцетов» и «Иноходцев», а сотрудники дружно уходят добровольцами или шьют маскировочные сети. Но, с юридической точки зрения, приходится согласиться с руководством Нацобъединения. Большинство СРО, которые помогают бойцам СВО тоже делают это не за счёт членских взносов, а выступают исключительно в качестве коллективного организатора, кидая клич среди своих членов.

К тому же, не будем забывать, что НОСТРОЙ это всё-таки в большей мере структура, которая согласовывает свою политику со старшими товарищами. Разумеется, что ностроевские юристы так написать не могли, но понятно, что вопрос о степени участия Национального объединения в СВО решается на более высоком уровне. И если пока НОСТРОЙ держится в стороне от этой тематики, значит, именно так ему и было предписано…

Впрочем, это не более, чем редакционные предположения. А что на сей счёт думаете Вы, уважаемые читатели? Как всегда, ждём на нашей дискуссионной площадке обсуждений и аргументов по столь животрепещущему вопросу.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

02.02.2024 в 14:06
  • Чупакабра
    Чупакабра 02.02.2024 в 15:15 пишет:

    Похлопаем, КФ "заработал". Или лучше сказать забетонировался?

    Ответить
    Федор
    Федор 02.02.2024 в 17:31 пишет:

    Вся эта ситуация говорит только об одном - все структуры, что СРО, что государственные, превратились в воровские общаки и мафию. С таким подходом обеления экономики можно не ждать в принципе - это бессмысленно. Одни пашут как проклятые, пытаясь реализовать нацпроекты за те корявые сметы и проекты, которые 100% заказчиков размещают в ЕИС, а другие занимаются непонятно чем за чужие деньги и взносы.

    Когда-то мой начальник ехал в поезде с одними мадамами в одном вагоне или даже купе, которые как раз занимались на заре созданием СРО году так 2010. Так вот одна из этих дам прямо сказала: "Пусть дураки работают, а нам и в саморегулировании неплохо". Ничего с тех пор очевидно не изменилось.

    Ответить
    Сергей Котенко
    Сергей Котенко 02.02.2024 в 17:35 пишет:

    Продавили какой-то приказ и решили им судьбу денег, которая ранее определялась федеральными законами. Найс!

    Ответить
    Референт Службы
    Референт Службы 03.02.2024 в 10:43 пишет:

    Мелкие, завистливые людишки... НОСТРОЙ наконец реализовал многолетнюю мечту подавляющего большинства руководителей СРО - вложился компфондами в недвижу! Не будем забывать, что иные директора саморегулируемых организаций за реализацию этой мечты поплатились увесистыми сроками...пускай и условными..по большей части...

    А если серьезно, то Кононыхин (а никакой не Глушков) поступил как рачительный хозяин...и не прос@ал, как Кутьин когда-то доверенные ему взносы со СРО

    Во-первых не так просто купить такое здание в центре Москвы. Во-вторых, это капитализация... дешевле такая недвижимость не становится...в отличии от переоцененных ныне крысиных углах в человейниках на задворках Москвы и МО... А в третьих - Уверен, что лет через 30, какой-нибудь 8-й Президент НОСТРОЙ (какой-нибудь условный Николай Антонович Глушков или Сергей Ефимович Басин) скажет спасибо за такую инвестицию, которая к тому времени будет стоить одна дороже, чем все компфонды со всех спецсчетов страны...

    Ответить
    • Референт Службы
      Референт Службы 03.02.2024 в 10:52 отвечает пользователю: @Референт Службы

      И раз уж запланирован ремонт нового офисного здания НОСТРОЙ, то выступаю с инициативой об установке на фасаде барельефа с профилями руководителей, тех СРО, на чьи средства было приобретено это здание с целью увековечивания их памяти и в знак признательности за вклад в капитализацию саморегулирования.

      Прошу Окружные конференции включить этот вопрос в повестку

      Ответить
      Полианна
      Полианна 03.02.2024 в 18:36 отвечает пользователю: @Референт Службы

      Какая забота о ближних своих, я просто в шоке)))

      Ответить
      Референт Службы
      Референт Службы 03.02.2024 в 19:39 отвечает пользователю: @Полианна

      Вы даже не представляете насколько ближних, Полианна!))) По хорошему, в новом здании мне полагается двухкомнатный офис с отдельным туалетом;))) Ну или на худой конец - увековечивание моего профиля на барельефе;)

      Ответить
      Полианна
      Полианна 05.02.2024 в 14:16 отвечает пользователю: @Референт Службы

      Ничего себе "худой конец"))) Да Вы, простите, зажрались))))

      Ответить
    Крохмаль Ольга
    Крохмаль Ольга 05.02.2024 в 21:52 пишет:

    Очень интересная статья появилась на полях «ЗаСтрой.РФ», однако интереса она вызвала крайне мало.

    Создается впечатление, что это или специальный информационный вброс НОСТРОЙ для создания себе
    положительного образа и оправдания противоправных дел, или – в выходные народу некогда (да и лень)
    будет копаться в чужом белье, тему обозначили и забыли.
    А парочка-тройка назначенных граждан «обозначат свою гражданскую позицию», на этом все и заглохнет…
    И можно было бы так же пройти рядом, сделать вид, что ничего не заметил,но давайте проведем небольшой анализ «ответа юристов Нацобъединения», взяв из него всего один абзац, и сравни в его с реальным пунктом 1 приложения № 1 к приказу Минстроя России № 77/пр:- юристы пишут:
    «В соответствии с пунктом 1 приложения № 1 к приказу Минстроя России № 77/пр допускается приобретение Национальным объединением основных фондов в целях реализации функции по представлению интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления».
    - пункт приказа:

    «1. Представление Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - Национальные объединения), интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, а также саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство (далее - саморегулируемые организации), соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления в части приобретения основных фондов.»

    Давайте уберем из этого пункта 1 слова и фразы, которые предназначены только для обеспечения официальности изложения, и применим этот пункт только в отношении НОСТРОЙ, раз уж его изначально обсуждаем. Получаем следующее:
    «1. Представление Национальным объединением строителей интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления в части приобретения основных фондов».
    Кажется, все предельно понятно: нет в приказе слов «допускается приобретение Национальным объединением основных фондов в целях реализации функции по представлению интересов саморегулируемых организаций»!
    В приказе записано, что НОСТРОЙ должен представлять интересы саморегулируемых организаций
    в органах власти в части приобретения основных фондов. Иными словами:
    САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИОБРЕТАЮТ ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ, А НАЦИОНАЛЬНЫЕ
    ОБЪЕДЕНИНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИХ (САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) ИНТЕРЕСЫ ПЕРЕД ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ!


    Все просто и понятно!
    И здесь как раз появляется то самое, что записано в Федеральном законе № 542-ФЗ:
    осуществление Нацобъединениями функций, направленных наснижение негативного последствия введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
    Осуществление этих функций через саморегулируемые организации, как в законе и записано.
    Может, как раз это позволило бы саморегулируемым организациям приобрести себе офисы, чтобы не платить аренду, чтобы снизить членские взносы, или чтобы иметь возможность давать им займы. А те, в свою очередь, смогли бы на эти деньги оказывать помощь новым территориям Российской Федерации. И так далее и так далее. Однако – все перевернуто с ног на голову, и деньги ушли практически в никуда.


    И то, что Кутьин когда-то как будто «прос@ал доверенные ему взносы со СРО» покажется лишь небольшой шалостью, и не будет у нас 8-го, ни 9-го Президента. Такими темпами пятый бы состоялся.
    Еще один вопрос к разъяснениям «юристов Нацобъединения» и к Президенту НОСТРОЙ: после покупки здания за миллиард с лишним остальные средства (тоже миллиард с лишним) были распределены на оставшиеся функции, в соответствии с приказом Минстроя России № 77/пр? Или на какие-то другие цели и функции, или просто распределены «между своими»?
    Пояснение, что закрытость информации связана с пожеланием продавца здания не распространять информацию о продаже выглядит как-то уж больно натянуто: ну не указывали бы адрес и сумму! Однако уже через несколько дней после «исторического» заседания Совета в Телеграмм появилась информация от «Бесславных строителей» с подробным изложением и цены, и адреса, и даже кадастрового номера объекта! О какой конфиденциальности идет речь, господа «юристы Нацобъединения»?


    А может здесь другое пытаются скрыть?
    Сейчас, в преддверии Всероссийского съезда Нацобъединения, в регионах проходят окружные конференции. При этом один из вопросов – увеличенная смета НОСТРОЙ на 2024 год и повышение взносов.
    Скажите, а зачем вообще в смету на 2024 год включены вопросы повышения расходов на ведение реестра сведений о членах СРО, национального реестра специалистов, на так любимый Президентом вопрос
    формирования каталога строительных материалов и технологий, замещающих импортные аналоги. Ведь на это все, в соответствии с Приказом Минстроя № 77/пр, выделен годовой бюджет НОСТРОЙ! И все это почему-то скрывают.

    Смета НОСТРОЙ на 2024 год практически двойная!!!
    Так же, как и скрывают, выделялись ли средства на пятую функцию? А она как раз напрямую связана с выполнением Нацобъединением своих функций, определенных Гракодексом, в том числе – с обеспечением исполнения госконтрактов. Вместо этого саморегулируемые организации с какого-то перепугу должны заниматься проблемами застройщиков, проблемами ценообразования и стоимости строительных материалов и многим-многим другим. Хотя для этого есть Минстрой России, в структуре которого имеются соответствующие подразделения, а также целый ряд подотчетных Минстрою не просто подразделений, а институтов! Но вместо них – куцая попытка заставить саморегулируемые организации заниматься всем этим.
    Интересно, что на это скажут «юристы Нацобъединения»?

    Ответить
FAST-ПОСТ
«План Басина» для малоэтажной России
Анфиса ~
опять всех опрашивали, а из моих знакомых - никого ;(
21.02, 13:28
Для отдыха более 50.000 детей
Марк Андреевич ~
Детские учреждения должны проверяться очень тщательно. Это точно.
20.02, 23:20
Инвестиции в долгострой
Марк Андреевич ~
Надо этот механизм уже куда-нибудь раскачивать.
20.02, 22:44
А крылечки-то – врозь
Musyako ~
Согласен!
20.02, 20:54
СВОих не бросаем!
Musyako ~
20.02, 20:48
1 1