Уже до конца этого года при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ появится Ассоциация технических заказчиков, которую планируется наделить весьма широким кругом полномочий. По оценкам участников рынка, в 79% случаев техзаказчики привлекаются на объект уже в ходе строительства. В то время как на самом деле техзаказчик должен участвовать в проекте уже на предварительном этапе.
Полностью новая ассоциация будет называться «Национальное объединение технических заказчиков и иных организаций в сфере инжиниринга и управления строительства». И, пока официальная аббревиатура не обнародована, в нашей редколлегии предлагается называть новую структуру НОТЗИОВСИУС.
Уже давно говорится о том, что функции техзаказчиков сегодня исполняются во многом чисто номинально. Зачастую государственные и муниципальные заказчики не слишком понимают круг своих обязанностей, что, в принципе, вполне объяснимо, если учесть, что принимать строительные работы во многих регионах до сих пор приходится несчастным директорам школ, главврачам и заведующим детских садов. Понятно, что едва ли они смогут успешно найти общий язык с тёртыми прорабами и корпоративными юристами строительных холдингов. А в случае каких-то проблем, которые возникнут из-за просмотренных нарушений, сами же окажутся виноватыми.
Впрочем, даже такая, казалось бы, узкоспециализированная структура, как ФКР, и то с большим удивлением узнала, что тоже отвечает за качество проводимого подрядной организацией ремонта, и несёт все функции технического заказчика. Разъяснительную работу со специалистами Фондов пришлось проводить строительным саморегуляторам, причём, вместо учебной аудитории использовать залы арбитражных судов.
Так что умощнение роли техзаказчика – дело нужное и полезное. По идее, решить проблему была призвана служба единого заказчика, на которую в свою время сильно уповало главное строительное ведомство. Однако, по какой-то причине, структура эта так и не оправдала своих надежд. Возможно, сказались местечковые проблемы, когда региональные минстрои окончательно запутались из-за системы двойного подчинения. С одной стороны, денежки дают местные власти, а значит, перед ними и нужно отвечать. А с другой – появился некий подчинённый Москве единый заказчик. Эффективно работать такая структура могла бы только при централизованном финансировании, на что, по вполне понятным причинам, власти пойти не могут. Вариант, когда деньги на ремонт потолка в сельской школе придётся выбивать через столичные ведомства, выглядит откровенно диковатым.
Идея с Национальным объединением техзаказчиков выглядит более гибкой. При этом регионы всё также продолжат самостоятельно формировать свои программы по строительству и капремонту. А вот утверждать общие правила работы техзаказчика и присматривать за тем, чтобы они выполнялись, будет как раз центральная структура.
Как сообщают в Минстрое, будущее объединение будет наделено «юридическими правами и ответственностью по аналогии с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ)». Соответствующие законодательные изменения планируется провести через Государственную Думу уже в 2023-2024 годах. Среди основных задач технического заказчика окажется согласование техзадания, контроль за соблюдением сроков строительства, контроль качества строительства.
Пока что представители Минстроя утверждают, что решения будущей ассоциации будут носить исключительно рекомендательный характер. Однако, учитывая опыт строительного саморегулирования, можно предположить, что в не слишком далёкой перспективе вступление в новую структуру вначале станет крайне желательным, а затем и обязательным. Об этом говорят и функции технических заказчиков, и тот факт, что будущую ассоциацию планируется наделить юридическими полномочиями.
Одними из первых о готовности вступить в Национальное объединение, заявили в ФАУ «РосКапСтрой». Это структура Минстроя, занятая среди прочего реализацией проектов в новых регионах. Именно при поддержке ФАУ были созданы Союз «Строители Донбасса» и Союз «Проектировщики Донбасса».
Остаётся открытым вопрос о том, будет ли новое Национальное объединение заниматься исключительно вопросами контроля, техрегулирования и ведения реестров? Или Минстрой планирует полноценное саморегулирование, с компенсационными фондами, круглыми суммами взносов и ответственностью членов за возникшие проблемы. В таком случае, разумеется, ни о какой добровольности не может быть и речи. А вот строительные СРО смогут вздохнуть спокойнее, поскольку теперь отвечать за срыв обязательств и безопасность на стройках придётся не им одним. Своё могучее плечо подставит и НОТЗИОВСИУС.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
пока аббревиатуру выговоришь язык заплитыкивается :(
С РосКапСтрой всё ясно, у них самих столько соглашений для закрытия потёртостей на стене, им сказали - они сделали. А остальным для чего?
"Своё могучее плечо подставит и НОТЗИОВСИУС"...все правильно - и плечо подставит...и взносы оплатить попросит... А то иначе, какое без взносов плечо...))))
Больше нацобъедов - хороших и разных!!!
А мне интересно, кто осуществляет контроль за качеством и сроками сдачи в эксплуатацию объектов госзаказа в дальнем зарубежье?
Дальнезарубежцы осуществляют, Евгений Давидович))