Рынок на неизменение ставки Центрального Банка РФ ответил небывалым воодушевлением. За несколько часов подскочили курсы акций практически всех публичных компаний, торгующихся на Мосбирже. Например, наша главная «голубая фишка» Сбер выросла сразу 12,54%. Обрадовались и инвесторы в девелоперском секторе. Акции «Самолёта» выросли на 15,7%, а ПИКа – на 17,9%. Это, кстати, не только символ веры российских инвесторов в отечественный рынок, но и хороший показатель того, куда на самом деле пойдут рублики из депозитов и облигаций в случае смягчения кредитно-денежной политики.
А пойдут они не в массовую скупку потребительских товаров, чем старательно пугают нас рыночные фундаменталисты, а на фондовый рынок и в виде инвестиций в реальный сектор экономики. И коли уж рынок демонстрирует такие чудеса если ему просто не вредить и не уничтожать производство новыми ужесточениями, то можно представить, как может вырасти российская экономика, если перестать её постоянно «подмораживать» и «притормаживать»!
Впрочем, у фундаменталистов на этот счёт своё мнение. Временный гуманизм со стороны руководства мегарегулятора осторожные аналитики объясняют не столько неожиданным прозрением и отходом от либерального курса, сколько чисто политическими соображениями. Заседание по базовой ставке совпало с «Прямой линией» Президента России, так что портить людям такой замечательный день, видимо, сочли не очень уместным даже председатель Центрального Банка РФ Эльвира Набиуллина сотоварищи-банкирами.
Более того, Президент в своём выступлении если и не критиковал прямо решения ЦБ, то высказался о политике повышения ставок в крайне сдержанном ключе. Дословно Владимир Путин рассказал о своём разговоре с Эльвирой Сапихзадовной следующее:
Она мне сказала, что инфляция где-то уже 9,2-9,3 процента, но заработные платы выросли на 9 процентов в реальном выражении. С этим есть проблемы, однако Правительство и ЦБ уже поставили задачу снизить темпы роста инфляции.
Владимир Владимирович спрогнозировал, что в следующем году она составит 2-2,5% и сослался на экспертов, которые считают, что Центробанк мог и раньше начать использовать другие инструменты, которые не связаны с повышением ключевой ставки.
Что же касается риторики самих финансистов, то они заявили, что с учётом значительного роста ставок по кредитам и охлаждения кредитной активности (в том числе на фоне ужесточения регулирования в части выдачи кредитов) «достигнутая жёсткость» денежно-кредитных условий, формирует необходимые предпосылки для снижения инфляции, несмотря на текущий рост цен и высокий внутренний спрос.
Также в своём релизе Центробанк отметил, что «охлаждение» кредитной активности уже охватывает все сегменты рынка – рост розничных займов в ноябре практически остановился, а ещё фиксируется первое с начала года значительное замедление корпоративного кредитования. Банк России видит предпосылки и для значительного охлаждения кредитной активности в следующем году – по итогам 2025-го общий прирост кредитования может оказаться вблизи нижней границы октябрьского прогнозного диапазона 8-13%.
Стоит отметить, что нашлось у госпожи Набиуллиной слово и для строительного сектора. Правда, сильно ласковым его назвать нельзя. Во время пресс-конференции Эльвира Сахипзадовна отметила, что финансовое состояние застройщиков разное, ЦБ продолжает наблюдать за ситуацией. В ближайшее время Центробанк планирует ввести новые правила, которые будут направлены на борьбу с банками, предлагающими ипотечные кредиты по заниженным ставкам на начальном этапе. При ипотечном стандарте будет нормальное резервирование, а по всем остальным будет повышенное, отметила глава Банка России.
Ключевая ставка работает в борьбе с инфляцией, но для достижения результата необходимо терпение, подчеркнула госпожа Набиуллина. Задачей денежно-кредитной политики ЦБ не является снижение инфляции любой ценой, необходимо решить более сложную задачу:
Замедлить рост спроса таким образом, чтобы это не мешало экономике наращивать свои производственные возможности и потенциал.
Высокая ключевая ставка накладывается на низкие продажи и высокую себестоимость строительства. Девелоперы начали говорить об угрозе массового банкротства уязвимых игроков после повышения ставки до 21% и сигналов к ужесточению ДКП. Заградительная ставка не только обрушила ипотечный спрос, но отрезала большинство строительных компаний от проектного финансирования, возможности кредитования для получения оборотных средств и амортизации фондов.
Между тем, российские граждане продолжают с недоумением следить за деятельностью Центробанка, руководство которого прямым текстом заявляет о том, что будет добиваться снижения спроса на квадратные метры. То есть, по сути дела, обещает сделать жильё ещё менее доступным. А рост российской экономики настойчиво называет «перегревом» и открыто с ним борется…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Чтобы было, если бы ЦБ не повышал ставку?