Во всяком случае об этом рассказал не абы кто, а сам министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзулин, да и не где-нибудь, а на XXII Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в строительстве, который прошёл на прошлой неделе. По словам Ирека Энваровича, новый механизм поможет заказчикам в строительстве основательнее подходить к выбору подрядной организации и находить правильные решения в антикризисных условиях:
Ещё в прошлом году мы создали механизм скоринга, который в открытое пространство попадёт в ближайшее время. Вносится проект постановления Правительства, который позволит видеть уровень подрядной организации и проектной организации с учётом всех направлений её деятельности.
Минстрой России заявлял о намерении внедрить скоринг для подрядчиков ещё летом 2022 года. Этот балльная система, которая позволяет определить надёжность компании. Чем больше баллов будет набрано участником, тем лучше будут условия государственного контракта, поясняли в министерстве
Пресловутый «скоринг», в простонародье как раз и называемый «рейтингованием» для подрядчиков строительной отрасли Минстрой совместно с Федеральной налоговой службой обсуждал ещё год назад. Механизм задумывался для решения всё той же больной проблемы – эффективности использования бюджетных средств. Рейтинги должны стать неким аналогом предаттестации, отделить действительно работающие компании от сомнительных ОООшек, манипуляторов рынка и любителей разных схем, не имеющих ничего общего со строительной деятельностью.
Тот факт, что разговор на эту тему вообще начался, в какой-то мере можно считать камешком в огород СРО. В своё время таким идеальным проходным баллом в мир генподряда считалось именно членство в саморегулируемой организации. Однако теперь федеральная власть косвенно признаёт, что состоять в СРО и иметь возможность довести работу до конца – это разные вещи. Так что в определённом смысле система рейтингов будет дублировать, а в перспективе, быть может, и заменять важнейшую функцию СРО – показывать высокий статус участника рынка.
Минстрой перечислял плюсы такой системы: получится объективно подходить к выделению повышенного авансирования, снимать риски с государственных заказчиков, обеспечить привлечение денег в реальный сектор экономики и снизить финансовые издержки предприятий, а также ввести критерии для объективной оценки выбора подрядчика.
Нетрудно догадаться, что если рейтинги действительно будут составляться на основе неких субъективных критериев и, более того, в результате окажется, что они дают хорошие прогнозные показатели, то можно будет и вовсе отказаться от дорогостоящей и громоздкой системы членства в СРО. Например, весь банковский бизнес как раз и построен на механизмах оценки платёжеспособности получателя кредита (оттуда, собственно, и заимствовано буржуйское словечко «скоринг»). И ничего. Российские кредитные учреждения прекрасно зарабатывают, определяя кто из их клиентов чего стоит, без всяких саморегулируемых изысков.
Далеко не глупые люди в Национальных объединениях тоже прекрасно поняли, к чему всё идёт. Не случайно именно НОСТРОЙ и НОПРИЗ озаботились созданием собственных рейтинговых моделей. Но делали это в обычном саморегулируемом стиле, когда, вроде бы, что-то хочется, но прямых указаний сверху нет. То есть, поспешали неспеша, совещались за круглыми столами, писали концепции и осваивали средства. Только Национальное объединение изыскателей и проектировщиков не так давно порадовало сообщество демонстрационным работоспособным образцом.
Но, судя по всему, главных заинтересованных лиц эта демонстрация не слишком удовлетворила. И пока Национальные объединения планировали и экспериментировали, министерство создало собственную систему рейтингования, возможно, разработанную при поддержке ФНС, которая обладает достаточными компетенциями в создании такого рода ресурсов. Впрочем, имеет ли дальнейший смысл НОСТРОЙ и НОПРИЗ продолжать работу над рейтингами строителей – можно будет сказать только после того, как Минстрой официально представит своё детище, и станет понятен его функционал и область применения…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
А где можно ознакомиться с документом Минстрой России о таком рейтинговании?
Его наверное пока нет? Официального же представления не было насколько я поняла…
Государственное рейтингирование это что-то интересное, но вот вопрос: кто именно этим будет заниматься?? Потому что все уже смогли убедиться, что юридически Минстрой бесполезен от слова совсем….
Найдут и это как монетизировать!
Напомню, что ещё в далеком 2016 году, тогда ещё глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что ведомство планирует подготовить к ноябрю 2016 года общественный рейтинг застройщиков.
Сейчас разговор не об общественном. Хотя зачем ФНС этот дополнительный объём работы?. Только если Минстрой убедит в необходимости.