На недавнем Всероссийском съезде работников лифтового комплекса собравшиеся обсуждали достижения и провалы вертикального транспорта. По мнению президента Национального лифтового союза Виктора Тишина, одним из главнейших достижений лифтового сообщества за последнее время стало восстановление с 1 марта 2023 года федерального государственного контроля и надзора за вертикальным транспортом. Здесь уместно напомнить, что в 2021 году эта функция была упразднена Правительством РФ, и Национальный лифтовый союз в течение двух лет упорно призывал вернуть на лифты государственный контроль.
Генеральный директор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров в качестве важного для отрасли события отметил эксперимент, запущенный в Московской области. Для стандартизации работ, необходимых при эксплуатации и ремонте лифтов, силами лифтовых экспертов разработан регламент, в котором обозначены основные виды обязательных работ на лифтах в процессе их эксплуатации.
До внедрения регламента в действие по всей стране было решено опробовать его в пилотном режиме на территории семи подмосковных городов. Тестирование регламента продлится до конца 2023 года. И если оно окажется успешным, то, по словам министра ЖКХ Московской области Антона Велиховского, действие документа будет распространено на всю территорию области, а затем и по всей стране.
Отметив достигнутые успехи, съезд констатировал, что перед отраслью стоит ряд и серьёзных проблем. И одна из самых тяжёлых – это невозможность выдержать сроки приведения лифтов к требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», который требует замены всех лифтов, отработавших 25-летний срок, до 2025 года.
В 2021-ом у профессионального сообщества ещё оставалась слабая надежда на то, что к 2025 году можно будет успеть с заменой отработавших четверть века лифтов. Однако сейчас вполне очевидно, что старые лифты полностью заменить Россия уже не успеет. Поэтому Евразийскую экономическую комиссию придётся просить об отсрочке с заменой лифтов до 2027-го (а может быть, и до 2030-го) года.
Важнейшая причина опоздания в том, что для производства лифтов в стране не выделяется должного финансирования. Фактически, имеющиеся в стране мощности для выпуска лифтов сейчас работают вполсилы.
Десяток основных лифтостроительных заводов, производящих 95% подъёмников, сейчас выпускают от силы 40 тысяч лифтов в год, при этом их суммарной мощности достаточно для выпуска 70-ти тысяч устройство ежегодно. Однако лифты в таком количестве не производятся: заказов нет, потому что у заказчиков отсутствуют необходимые средства.
Депутат Государственной Думы, член комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева сообщила делегатам съезда:
Ни одного заседания комитета, ни одной встречи с министром, вице-премьером не проходят, на которых бы не поднимались финансовые вопросы по лифтам. Несмотря на наши просьбы, предложения Минпромторга, Минстроя о выделении средств, ничего позитивного не произошло. На этот год Минфин денег не дал.
Проблемой для застройщиков является дефицит на рынке скоростных лифтов. Сейчас до 4 м/с может разогнать свои лифты лишь завод «Витчел» из Челябинска, также работу в этом направлении ведет белорусский «Могилевлифтмаш». Но эти два завода не в состоянии покрыть потребности строителей, которые из-за ограничений ввоза и поставки скоростных подъёмников вынуждены замораживать, а то и вовсе отказываться от строительства объектов бизнес и премиум-класса.
А объекты бизнес и премиум-класса сейчас очень нужны. Очередь олигархов выстроилась, продать нечего.