Опасная цифра

Обсуждение: 6
5148

Более 115.000 адресов электронной почты и 152.000 телефонных номеров стали достоянием злоумышленников в результате утечки данных сервиса «ПИК-Аренда». На очереди СРО и НОСТРОЙ?

Новость об утечке данных с сервиса «ПИК-Аренда» прокатилась в минувшую пятницу по ряду Телеграм-каналов и стала поводом для реагирования надзорных служб. IT-компанией, которая занималась размещением объявлений о сдаче в аренду недвижимости, заинтересовался Роскомнадзор, запросив информацию о возможной проблеме. Как заявило ведомство:

Роскомнадзор направил запрос в компанию с требованием предоставить детальную информацию о возможной утечке персональных данных клиентов сервиса.

Новость тем более актуальна, что с 1 сентября этого года вступили в силу изменения в закон «О персональных данных», согласно которым оператор, допустивший утечку данных, будет обязан в течение 24-х часов самостоятельно сообщить об инциденте в Роскомнадзор, а в течение 72-х часов предоставить в ведомство результаты внутреннего расследования с указанием причины и виновных лиц.

Очень интересная норма, авторы которой, похоже, искренне полагают, что накосячившие айтишники будут добровольно и с песней признаваться в потере персональных данных, сами искать виновников, да ещё и в течение суток рапортовать об успехах. Пока непонятно, какой же именно правовой механизм, кроме, конечно, обычных страшилок и угроз пальчиком, позволит такой «надёжной» схеме успешно функционировать.

Не застрахованы от таких происшествий и госкомпании, со своими могучими IT-отделами и практически безграничными ресурсами. Например, в апреле прошлого года банк «Дом.РФ» признался в утечке данных из дистанционных заявок физических лиц на получение кредита наличными. Как заверила кредитная организация, уязвимость была быстро устранена, в других системах банка нарушений выявлено не было, и безопасности счетов её клиентов ничего не угрожает. А уж клиенты Сбера и ВТБ могут подтвердить, что начинают получать звонки злоумышленников чуть ли не в первый день после того, как откроют счета в этих солидных компаниях. Каким образом эта информация оказывается в распоряжении мошенников – остаётся только гадать.

Это лишь отдельные эпизод из множества схожих случаев в сфере нашей цифровой безопасности. Чем больше бизнес и каждодневная жизнь перемещается в онлайн-режим, тем опаснее становится киберпреступность. Хищение базы из 152-х тысяч телефонных номеров, в худшем случае, может привести к дополнительному потоку спама абонентам. А вот пропажа персональных данных, включая паспортные данные и ксерокопии документов (кстати, та информация, которой оперируют российские СРО и НОСТРОЙ), может быть уже куда более критична.

Общественные организации и граждане давно бьют тревогу – властям пора бы не только вплотную заняться защитой данных, но и ограничить безудержное стремление перевода в цифровой режим всё и вся. Например, прекратить выдачу кредитов в удалённом режиме, во всяком случае, предоставить человеку возможность официально сделать заявку о том, что он запрещает получение займов без своего личного участия. Такие инициативы появляются с завидной регулярностью, но постоянно блокируются банковским сообществом. Что и понятно, банкирам и МФОшникам всё равно, кто возьмёт долг – сам человек или мошенники от его имени. Правовых механизмов защиты нет, и доказать свою правоту очень и очень сложно. А значит, кредитные учреждения и микрофинансовые организации всё равно получат свой гешефт. Но государство-то такая ситуация должна настораживать?!

Тем более, что данных в строительной отрасли и всех сферах, которые с ней связаны, становится всё больше. Всех участников рынка буквально силой запихивают в прекрасное цифровое далёко, принуждая переходить на электронный документооборот, а его переносить в облака. Которые и становятся критически опасной частью цифровой инфраструктуры. Происки конкурентов, хакерские атаки спецслужб из «непартнёрских» государств, депрессия сисадмина, которого бросила девушка, – всё это становится новыми факторами риска, которые могут поставить под угрозу благополучие компаний и их клиентов. Как философски заметил эксперт инжинирингового центра SafeNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Игорь Бедеров:

По-нашему мнению, число утечек будет продолжать расти по мере увеличения объёма собираемых данных о пользователях и клиентах. Чем больше мы входим в информационное общество, его решения и продукты, тем больше будет происходить утечек.

Эксперты в основном предлагают решения в части техрегулирования, развития собственного ПО и инвестиций в отечественные компании в области инфобезопасности.

Хотя есть и более радикальные мнения. Так, заместитель председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов выступал с предложением о создании единой в масштабах страны цифровой инфраструктуры. То есть, единые дата-центры, линии связи, протоколы, софт, которые координировались бы единым госвладельцем. При таком подходе именно государство будет нести ответственность за её развитие в целом и за выработку архитектуры. И будет равноудалённым от всех нынешних и будущих потребителей сервисов. Но пока Правительство России к такому шагу не готово…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

27.09.2022 в 12:21
  • Интересующийся
    Интересующийся 27.09.2022 в 12:52 пишет:

    Интересно какое количество засекреченных случаев утечки персональных данных нам неизвестно? И второй вопрос: что делают с сотрудниками банка, которую такие данные сливают регулярно?

    Ответить
    Полианна
    Полианна 27.09.2022 в 15:31 пишет:

    Роскомнадзор наставил задачи, а главную проблему не решил. Вот это моё мнение. Все добропорядочные сидят уже который год я бы даже сказала и чешут репу как сделать всё по закону, а данные сливаются в сеть регулярно... Вот так и живём...

    Ответить
    Миледи
    Миледи 27.09.2022 в 18:24 пишет:

    Плохо! Но очередной спам звонок и спам письмо не сделает нашу жизнь другой!

    Ответить
    Сергей Котенко
    Сергей Котенко 28.09.2022 в 07:29 пишет:

    Никогда такого не было и вот опять!

    Ответить
FAST-ПОСТ
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Полианна ~
Для меня более приемлемы таки честное упорство… Свой труд… Ну Вы поняли…
21.12, 09:06
Новогодний подарок от ЦБ
Марк Андреевич ~
Теперь есть надежда, что пойдем на снижение.
21.12, 00:12
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Марк Андреевич ~
А есть ли статистика? Сколько займов выдалось за 2024 год?
20.12, 23:58
Ситуация под контролем
Марк Андреевич ~
Конечно будет, нет сомнений.Богатые будут богатеть, бедные беднеть.
20.12, 23:52
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Марк Андреевич ~
Деньги зарабатываются упорством.
20.12, 22:31
Пользы нет – платить не будем
Полианна ~
Я думаю стоит не плакать, а искать более оплачиваемую работу)))
20.12, 18:58
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Полианна ~
Наверное, все кто хотел уже профукал, но может и нет…
20.12, 18:48
Денежки из КФ ОДО снова пойдут в дело
Полианна ~
Объясните мне, бестолковой, зачем они это делают??? Зачем???
20.12, 18:47
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Полианна ~
Дворник освоил систему ПО для BIM-ТИМ….?))) Правда что ли?))))
20.12, 18:38
Пользы нет – платить не будем
Сроница ~
В том сколько это все стоит)))) КОгда узнаешь - начинаешь плакать...
20.12, 15:41