Новость об утечке данных с сервиса «ПИК-Аренда» прокатилась в минувшую пятницу по ряду Телеграм-каналов и стала поводом для реагирования надзорных служб. IT-компанией, которая занималась размещением объявлений о сдаче в аренду недвижимости, заинтересовался Роскомнадзор, запросив информацию о возможной проблеме. Как заявило ведомство:
Роскомнадзор направил запрос в компанию с требованием предоставить детальную информацию о возможной утечке персональных данных клиентов сервиса.
Новость тем более актуальна, что с 1 сентября этого года вступили в силу изменения в закон «О персональных данных», согласно которым оператор, допустивший утечку данных, будет обязан в течение 24-х часов самостоятельно сообщить об инциденте в Роскомнадзор, а в течение 72-х часов предоставить в ведомство результаты внутреннего расследования с указанием причины и виновных лиц.
Очень интересная норма, авторы которой, похоже, искренне полагают, что накосячившие айтишники будут добровольно и с песней признаваться в потере персональных данных, сами искать виновников, да ещё и в течение суток рапортовать об успехах. Пока непонятно, какой же именно правовой механизм, кроме, конечно, обычных страшилок и угроз пальчиком, позволит такой «надёжной» схеме успешно функционировать.
Не застрахованы от таких происшествий и госкомпании, со своими могучими IT-отделами и практически безграничными ресурсами. Например, в апреле прошлого года банк «Дом.РФ» признался в утечке данных из дистанционных заявок физических лиц на получение кредита наличными. Как заверила кредитная организация, уязвимость была быстро устранена, в других системах банка нарушений выявлено не было, и безопасности счетов её клиентов ничего не угрожает. А уж клиенты Сбера и ВТБ могут подтвердить, что начинают получать звонки злоумышленников чуть ли не в первый день после того, как откроют счета в этих солидных компаниях. Каким образом эта информация оказывается в распоряжении мошенников – остаётся только гадать.
Это лишь отдельные эпизод из множества схожих случаев в сфере нашей цифровой безопасности. Чем больше бизнес и каждодневная жизнь перемещается в онлайн-режим, тем опаснее становится киберпреступность. Хищение базы из 152-х тысяч телефонных номеров, в худшем случае, может привести к дополнительному потоку спама абонентам. А вот пропажа персональных данных, включая паспортные данные и ксерокопии документов (кстати, та информация, которой оперируют российские СРО и НОСТРОЙ), может быть уже куда более критична.
Общественные организации и граждане давно бьют тревогу – властям пора бы не только вплотную заняться защитой данных, но и ограничить безудержное стремление перевода в цифровой режим всё и вся. Например, прекратить выдачу кредитов в удалённом режиме, во всяком случае, предоставить человеку возможность официально сделать заявку о том, что он запрещает получение займов без своего личного участия. Такие инициативы появляются с завидной регулярностью, но постоянно блокируются банковским сообществом. Что и понятно, банкирам и МФОшникам всё равно, кто возьмёт долг – сам человек или мошенники от его имени. Правовых механизмов защиты нет, и доказать свою правоту очень и очень сложно. А значит, кредитные учреждения и микрофинансовые организации всё равно получат свой гешефт. Но государство-то такая ситуация должна настораживать?!
Тем более, что данных в строительной отрасли и всех сферах, которые с ней связаны, становится всё больше. Всех участников рынка буквально силой запихивают в прекрасное цифровое далёко, принуждая переходить на электронный документооборот, а его переносить в облака. Которые и становятся критически опасной частью цифровой инфраструктуры. Происки конкурентов, хакерские атаки спецслужб из «непартнёрских» государств, депрессия сисадмина, которого бросила девушка, – всё это становится новыми факторами риска, которые могут поставить под угрозу благополучие компаний и их клиентов. Как философски заметил эксперт инжинирингового центра SafeNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Игорь Бедеров:
По-нашему мнению, число утечек будет продолжать расти по мере увеличения объёма собираемых данных о пользователях и клиентах. Чем больше мы входим в информационное общество, его решения и продукты, тем больше будет происходить утечек.
Эксперты в основном предлагают решения в части техрегулирования, развития собственного ПО и инвестиций в отечественные компании в области инфобезопасности.
Хотя есть и более радикальные мнения. Так, заместитель председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов выступал с предложением о создании единой в масштабах страны цифровой инфраструктуры. То есть, единые дата-центры, линии связи, протоколы, софт, которые координировались бы единым госвладельцем. При таком подходе именно государство будет нести ответственность за её развитие в целом и за выработку архитектуры. И будет равноудалённым от всех нынешних и будущих потребителей сервисов. Но пока Правительство России к такому шагу не готово…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Интересно какое количество засекреченных случаев утечки персональных данных нам неизвестно? И второй вопрос: что делают с сотрудниками банка, которую такие данные сливают регулярно?
Да ничего не делают.... Если бы делали, то этот тотальный слив бы прекратился....
Получают деньги за слив данных, что же еще они могут делать
Роскомнадзор наставил задачи, а главную проблему не решил. Вот это моё мнение. Все добропорядочные сидят уже который год я бы даже сказала и чешут репу как сделать всё по закону, а данные сливаются в сеть регулярно... Вот так и живём...
Плохо! Но очередной спам звонок и спам письмо не сделает нашу жизнь другой!
Никогда такого не было и вот опять!