Нет сомнений, что все представители профессионального сообщества уже хорошо ознакомились с постановлением Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945, регулирующее порядок ведения Единого реестра о членах СРО и их обязательствах. И тем не менее на один важный момент стоит обратить всем внимание.
Подпунктом «г» пункта 9 Правил формирования такого реестра Национальным объединениям предписывается обеспечить регламентацию взаимодействия с соответствующими саморегулируемыми организациями по вопросам размещения ими сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра. Таким образом, Нацобъединения должны будут до 1 сентября утвердить регламенты взаимодействия по внесению саморегулируемыми организациями сведений в Единые реестры членов СРО и их обязательствах.
И тут встал вопрос, а собственно каким органом Национального объединения такой регламент должен быть утверждён? Съездом или Советом?
С одной стороны, утверждение указанного регламента Советом имеет свои преимущества, так как понятно, что новое регулирование не позволит при написании регламента учесть все возможные нюансы и вопросы внесения сведений СРО в Единый реестр, а, следовательно, оперативно можно будет вносить в регламент изменения.
С другой стороны, такой регламент абсолютно касается деятельности всех СРО и, следовательно, будет затрагивать их права и интересы. Поэтому утверждение регламента Съездом, позволит снять напряжённость и недовольство при его написании и последующем после утверждения применении. Но в таком случае Национальным объединениям придётся применить всё своё профессиональное мастерство при написании проекта регламента, а также обсудить, получив замечания и предложения от всех СРО. Но в таком случае представляется, что на это может уйти большое количество времени, и Нацобъединения могут не успеть к 1 сентября 2022 года его выпустить.
Для того, чтобы понять, каким органом НОСТРОЙ и НОПРИЗ всё же будет утверждаться регламент по взаимодействию при внесении сведений в Единые реестры, – надо обратиться к Уставам Национальных объединений.
НОСТРОЙ
На XXI Всероссийском съезде СРО в сфере строительства 12 апреля 2022 года вопросом № 6 повестки заседания утвердили внесение изменений в Устав Национального объединения строителей. Возобновить в памяти, какие именно изменения в Устав НОСТРОЙ были приняты – можно в приложении № 8 к протоколу Съезда от 12 апреля. Коротко: изменения касались вступления новых редакций с 1 сентября 2022 года пунктов 2.2.19, 5.1, 5.2 и 12.5 Устава в новой редакции. Все эти пункты связаны с новым Единым реестром членов СРО.
Однако к компетенции Съезда или Совета не отнесено принятие или утверждение регламента взаимодействия Национальных объединений с соответствующими саморегулируемыми организациями по вопросам размещения ими сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра. Это объяснимо, никто и не мог предположить, что часть вопросов будет отдана на нормирование самим Нацобъединениям.
Вместе с тем в Уставе НОСТРОЙ есть пункт 10.11.11, определяющий компетенцию Совета по утверждению документов:
10.11.11. утверждение Регламента Совета Ассоциации, Регламента окружных конференций членов Ассоциации, Положения о координаторе Ассоциации по федеральному округу и городу федерального значения, а также иных регламентов и положений Ассоциации, определяющих правовое положение органов Ассоциации, создаваемых Советом Ассоциации на основании пункта 10.18 настоящего Устава, или устанавливающих порядок осуществления деятельности Ассоциации при реализации приоритетных направлений деятельности Ассоциации, утверждённых Съездом.
В связи с отсутствием в Уставе НОСТРОЙ иных пунктов по отнесению компетенции по принятию документов, распространяющих действие на все СРО, можно предположить, что Совет Национального объединения может утвердить регламент по взаимодействию при внесении сведений в Единый реестр членов СРО и их обязательствах, но только, если этот регламент будет направлен на реализацию приоритетных направления деятельности НОСТРОЙ.
Приоритетные направления его деятельности в этом году утверждены XX Съездом от 14 сентября 2021-го. Они представлены в приложении № 9 к протоколу Съезда. К сожалению, нам не удалось там найти хоть что-то близкое, касающееся Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах (может, конечно, плохо искали). Не нашли этого также и в приоритетных направлениях на 2023 год (также приложение № 9).
Таким образом, получается, что Национальному объединению строителей необходимо сначала определить компетенцию органа, который должен утвердить Регламент по взаимодействию при внесении сведений в Единый реестр членов СРО и их обязательствах. А значит, это обязательное проведение Съезда и чем быстрее, тем лучше!
НОПРИЗ
На Съезде членов Национального объединения изыскателей и проектировщиков 22 апреля 2022 года также внесли изменения в Устав в части ведения Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и их обязательствах и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра.
Однако редакции Устава НОПРИЗ от 22 апреля 2022-го не размещено на сайте Национального объединения, в связи с чем не в полном объёме понятна компетенция органов НОПРИЗ по утверждению регламента по взаимодействию при внесении сведений в Единый реестр членов СРО и их обязательствах.
Зато в Уставе НОПРИЗ есть такой пункт:
7.11.17. осуществление иных, предусмотренных настоящим Уставом функций, а также принятие решений от имени Объединения по любым вопросам, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции Съезда и Президента Объединения.
Представляется, что Нацобъединению не придётся проводить дополнительного летнего Съезда СРО для определения компетенции по принятию регламента во исполнение требований постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
НОСТРОЙ тоже не будет проводить Съезд, вот 100%!!! И не потому что предложенный вариант не примут, а так....заморачиваться не захотят....
Скорее всего вы правы. Однако тогда НОСТРОЙ себя загонит в ситуацию, когда в один момент по решению суда весь Единый реестр может стать нелегитимным, и тем самым могут быть причинены убытки, так как все члены СРО не смогут заключать договоры (контракты). ДУмаю тут не должно быть сомнений что Регламент Единого реестра в полной мере касается прав и обязанностей членов СРО. Поэтому подавать то в суды будут не СРО, а члены СРО, которые не боятся НОСТРОЙ.
Боюсь может быть создан очень опасный прецедент....
Ну будут....и что? Чем это РЕАЛЬНО грозит НОСТРОЙ?
"...предписывается обеспечить регламентацию взаимодействия с соответствующими саморегулируемыми организациями по вопросам размещения ими сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра." Незачем спорить и париться по этому поводу - нет ничего проще Минстрою попросить законодателей принять соответствующую поправку к Градкодексу при рассмотрении ближайшего законопроекта хотя бы косвенно связанного с темой строительства. И вот оно счастье!
Никто не будет совершать лишних движений. Это никому не надо.
Национальные объединения сделают как захотят и не будут заморачиваться на соответствие своих действуй закону, так как уже имеется огромный опыт в этом беззаконии.
СРО промолчат (не впервой).
Минстрой не заметит (для этого есть Бармина и ещё ряд господ, которых все знают).
Так что летом съездов не будет.
Отдыхайте!
Совершенно согласен. Шайка-лейка отыграет свою партию.
Вот еще возможный вариант развития в НОСТРОЙ:
Приняли Советом Регламент. Включили туда форму выписки. Выдают например автоматически с сайта НОСТРОЙ. И вот член СРО получив такую выписку представляет ее на конкурс или аукцион для заключения госконтракта.
Все мы знаем, что специалисты в комиссиях как правило дотошные до требований законодательства. Следовательно придется НОСТРОЙ либо разъяснять по отдельным запросам, что такая выписка должна быть принята Советом, который обладает полномочиями, либо через Минстрой России разослать разъяснение по субъектам РФ и госорганам. В этом разъяснении придется также разъяснить почему именно Советом НОСТРОЙ принят этот Регламент, естественно сославшись на Устав. И вот какой-то "умный" откажет на основании такой выписки по новому Регламенту. И все понеслась - суды, обязательное привлечение НОСТРОЙ в эти суды. А это расходы за счет взносов СРО, отвлечение юристов НОСТРОЙ от других судебных дел, а еще привлечение сторонних адвокатов. И не дай бог если практика пойдет ровно противоположная, так уйдем в годы судов. А оно кому -нибудь нужно? Конечно же нет. Но если так получилось, и не учли, то не лучше ли провести Съезд и сразу принять соответствующую норму и начинать готовить разъяснения.
Мне кажется. что лучше предупредить возможные последствия, чем потом их аголтело пытаться исправлять.
Не с сайта. Телеграмм Бот.
кто так хочет съезда летом надеется на его проведение в курортных городах? ;)