Помогут ли санкции не попасть в РНП?

Обсуждение: 4
4283

Теоретически доказать, что контракт был сорван из-за действий наших «непартнёров», вроде бы, можно, однако каким образом это делать практически – пока никто не знает…

Министерство финансов РФ даёт разъяснения по поводу того, кого и как включать в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи с нынешней непростой экономической ситуацией. Разъяснения, действительно, необходимы. Ведь, с одной стороны, строители, проектировщики и изыскатели (как, впрочем, и представители других профессий) действительно столкнулись с экстремальной ситуацией, которую никто не мог прогнозировать. А с другой стороны, есть вполне оправданные опасения, что ссылки на кризис и санкции могут стать универсальной индульгенцией на все случаи жизни. Дескать, сроки сорвали не потому, что прораб запил и материалы разворовали, а по причине геополитики, коварных «непартнёров» и их «непартнёрских» козней.

Вот и вынужден Минфин рассказывать, с какими нюансами можно столкнуться, карая недобросовестных поставщиков и включая их в упомянутый РНП. Ведомство напоминает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путём принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В указанном случае заказчик, в соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направляет обращение о включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. А именно, в ФАС России.

При этом правилами ведения РНП (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1078, предусмотрено, что при рассмотрении указанного обращения проводится проверка содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановая проверка закупки.

То есть, Минфин в своём письме напоминает, что включение информации в реестр недобросовестных поставщиков не носит автоматического характера, а осуществляется по результатам рассмотрения на коллегиальной основе на заседании комиссии уполномоченного органа обращения заказчика и проверки содержащихся в нём фактов.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил, поставщик вправе участвовать в заседании комиссии уполномоченного органа, представлять информацию, документы, объяснения в письменной и устной форме, подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике не подлежит включению в РНП.

В частности, в соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Правил, к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:

  • политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан нашей страны или российских юридических лиц;
  • иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера).

Однако при этом к вышеуказанным обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

Таким образом, подрядчика обязаны пригласить на заседание комиссии уполномоченного органа. При этом он может попытаться доказать, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций, предоставив подтверждающие документы и соответствующую информацию.

К таковым, по глубокомысленному сообщению Минфина, могут быть отнесены любые информация и документы,

…содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).

Выходит, чисто теоретически доказать, что контракт был сорван из-за санкций, вроде бы, можно, однако каким образом это делать пока никто не знает, и практика по таким решениям отсутствует.

В качестве нормативной базы ведомство приводит постановление Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положение о департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ, утверждённого приказом Минфина России от 29 мая 2017 года № 389.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

14.04.2022 в 15:16
  • Иван Трышкин
    Иван Трышкин 14.04.2022 в 15:51 пишет:

    Практика в этом вопросе обязательно будет!

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 14.04.2022 в 16:41 пишет:

    Наверное потребуют справку от непартнеров, подтверждающую их недружественные действия...

    Ответить
    Doctor-LAW
    Doctor-LAW 14.04.2022 в 19:33 пишет:

    Вопрос: Является ли специальная военная операция на территории Украины форс-мажорным обстоятельством, на которое можно сослаться при продлении сроков исполнения обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации?

    Ответ: Вопрос не простой и не имеет однозначного ответа. Всё будет зависеть от конкретной ситуации.

    В случае спора суд может признать описанную Вами ситуацию в качестве обстоятельства непреодолимой силы, если установит, что исполнение обязательств оказалось невозможным именно по указанной причине. При этом следует исходить из того, что указанные обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
    Злоупотребление правом гражданским законодательством со стороны исполнителей (подрядчиков) не допускается.
    Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
    Следует особо отметить, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов самого должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
    Таким образом для продления сроков исполнения обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации по причине СВО на территории Украины необходимо не просто сослаться на данное обстоятельство, но и обосновать то, как оно прямо повлияло на исполнение обязательств, т.е. доказать причинно-следственную связь. Иначе это просто недобросовестное поведение стороны в договоре.

    Ответить
FAST-ПОСТ
А давайте ПОспорим!
Интересующийся ~
Ваш сын признает отсутствие образования в России?
27.09, 12:47
«Аршин» отмерит воду
Интересующийся ~
А Вы уверены что вопрос мелкий? Вода стоит не мало?
27.09, 10:50
И станет город портовый ещё краше
Интересующийся ~
Я читал о 50 тысячах. Источник не помню.
27.09, 07:58
Едем-едем в соседнее село…
Северный Олень ~
Сельское угодье с домашним хозяйством во все времена хорошо.
26.09, 16:30
И станет город портовый ещё краше
Северный Олень ~
В Казахстане
26.09, 16:25
И станет город портовый ещё краше
Doctor-LAW ~
Строительная компания Президента НОСТРОЙ уже на Донбассе???
26.09, 16:22