Одним из ярких трендов 2021 года стала эпическая битва между девелоперскими гигантами и металлургическими комбинатами, в ходе которых строительные олигархи вначале нашли могущественного защитника в лице заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова, а затем успешно разгромили противника. Победа, правда, получилась немного странная. Металлургам ввели дополнительные экспортные пошлины, заставили сделать скидку на поставки для госзаказов, а строителям разрешили пересмотреть заключённые по фиксированным ценам контракты. По большому счёту стоимость жилых квадратов на первичном рынке от этого меньше не стала.
Но, помимо стального проката, в строительстве применяются и другие материалы – дерево, кирпич, полимеры, технологические узлы, а особенно – цемент. Статистика говорит о том, что последнее направление не слишком пострадало даже в пик пандемии. Так, в 2020 году было выпущено 2,9 % меньше цемента, чем годом ранее (56 миллионов тонн), а к концу года объёмы производства и вовсе стали расти. Например, в декабре 2020-го объём производства цемента вырос на 2,4% (по сравнению с декабрём 2019-го) и составил 3,3 миллиона тонн.
Наши коллеги из журнала «Эксперт» приводят такие цифры, со ссылками на аналитику цементных компаний – текущий уровень потребления цемента соответствует 57% имеющихся в стране мощностей. Отрасль спокойно может обеспечить сырьём почти в два раза более крупный строительный комплекс. В том числе и по этой причине говорить о какой-то сверхвысокой рентабельности в данном сегменте не приходится. Цементных заводов элементарно много, налицо профицит предложения, так что выкручивать руки покупателям не получается.
Доцент кафедры национальной экономики Российского университета дружбы народов Сергей Зайнуллин привёл такие данные:
По итогам первого полугодия 2021 года продажа цемента уже превысила на 4 процента показатели аналогичного периода 2020 года. Рост цен составил порядка 10-ти процентов, что выглядит довольно скромно по сравнению с ростом цен на стоимость других строительных материалов – стекла, древесины, стали, которые выросли на величины 50-100 процентов.
Драйвером роста для цементных корпораций мог бы стать экспорт. На мировом рынке строительный бум, цемент дорожает. Но и здесь не так всё просто. По данным Федеральной таможенной службы, объём импортируемого цемента 1,7 миллиона тонн сопоставим с объёмом экспортируемого цемента. И основными потребителями российского цемента выступают также страны ЕАЭС. Основной объём экспорта отправляется в Казахстан – 65,2%. В Белоруссию идёт 23,9%. И скромные 3,4% – в Финляндию.
Это российский металл экспортировать выгодно, поскольку у предприятий есть собственные месторождения угля и руды, а энергоносители для производства они покупают по внутренним, дешёвым ценам. Для производства цемента сырьё есть везде, так что рентабельность поставок очень сильно зависит от логистики. Средний цементный заводик может эффективно работать на расстоянии около сотни километров, какой уж тут экспорт.
Так что для российского цемента и дальше основным источником прибыли останутся щедрые вливания государства в собственные циклопические стройки с одной стороны, и жилищные программы – с другой.
При этом остаётся открытым вопрос, а кто, строго говоря, будет главным выгодополучателем на рынке стройиндустрии? В нашу цементную отрасль вкладываются иностранные игроки – LafargeHolcim, Dyckerhoff, HeidelbergCemen. Им принадлежит сейчас около 25% российских цементных заводов. На компании «Новоросцемент» и «Сибирский цемент» приходится по 10% рынка. ПАО «Евроцемент групп» – крупнейший производителей с 30% долей. Весной этого года счастливым обладателем «Евроцемента» стал холдинг «Смиком» (ранее назывался «Базэлцемент» и входил в «Базэл»), который злые языки связывают с Олегом Дерипаской. Известно, что Олег Владимирович относится у нас к системным, правильным олигархам... то есть, простите, представителям крупного бизнеса. Перевёл активы из Кипра в Калининградский офшор, власть хоть и ругает, но делает это изредка и в крайне уважительных выражениях.
Вот и покупка «Евроцемента» со стороны выглядела как операция по государственной консолидации важных активов в руках ответственных собственников, которым можно доверять. Тем более, что предыдущие компанию откровенно выдаивали, доведя до не слишком бодрого состояния. В группе 16 заводов, 3 из них законсервированы. Ещё 9 производят цемент «мокрым» способом и нуждаются в тотальной модернизации, накоплены колоссальные долги.
При этом задолженность предприятия была последовательно выкуплена Сбербанком, а затем активы аккуратно переданы в «заботливые руки». Сумма сделки составила 161 миллиард, из них выложить сразу нужно будет только 41 миллиардик. На остальное ведомство Германа Грефа открывает долгосрочную кредитную линию, которую нужно будет постепенно закрывать. Весьма комфортные условия.
Новые собственники уже заявили о том, что будут не просто гасить долги, но и качественно модернизировать предприятия, не забывая о внедрении в них новомодных «зелёных» трендов и перехода к нулевому выбросу загрязнений. Это само по себе означает очень серьёзный задел на перспективу.
Получается, что цемент в стране, в отличие от той же стали и дерева, постепенно консолидируется под внимательным государственным присмотром. И, наверное, это правильно, поскольку позволит сделать контролируемым как процесс модернизации производства, так и поставок сырья для строительных компаний. Хотя, разумеется, вряд ли можно говорить о бешеной рентабельности производства в условиях фактического госрегулирования цен и ориентации сугубо на внутренний рынок. Скорее цемент останется стабильным, спокойным бизнесом, который станет хорошим защитным активом на случай возможных кризисов.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ну понятно, что если бы было не выгодно Греф фиг бы на это подписался, так шооооо....
Надо сделать так, чтобы нашим цементом заинтересовались в КНР, тогда все будут работать на 100%