Перспективы российской, да и всей мировой экономики могут уже в ближайшее время определить не трубопроводы Газпрома и не новый американо-австрало-британский военный союз. В последнюю неделю биржевые аналитики пристально наблюдают за событиями в Поднебесной, где риск банкротства навис над крупнейшей девелоперской компанией China Evergrande Group.
С учётом предельной экономической взаимосвязи современных рынков, серьёзные потрясения в одной стране моментально могут отрекошетить и по всем остальным. Буквально в этом году мы наблюдали, как мировые колебания цен на металл обрушились серьёзным ударом на российскую строительную отрасль. А в 2008 году именно кризис американских ипотечных облигаций стал спусковым механизмом, погрузившим экономику планеты в серьёзный и длительный кризис.
Итак, что же там у китайцев?
China Evergrande Group – это многопрофильный китайский инвестиционный холдинг. Является крупнейшим оператором жилой недвижимости в южной провинции Гуандун и один из крупнейших операторов недвижимости Китая (входит в число двадцати крупнейших компаний страны). Основан в 1996 году, формально зарегистрирован на Каймановых островах, фактическая штаб-квартира расположена в городе Шэньчжэнь. Контрольный пакет акций Evergrande Group принадлежит китайскому миллиардеру Сюй Цзяиню. Evergrande принадлежат свыше 1.300 строительных объектов более, чем в 280-ти китайских городах.
Кроме операций с недвижимостью китайские девелоперы постепенно занялись уже непосредственно строительным бизнесом, туризмом, гостиничным бизнесом, тематическими парками, здравоохранением, производством электромобилей, спортивным и развлекательным бизнесом. По состоянию на «допандемический» 2019 год выручка Evergrande Group составляла 71,7 миллиарда долларов, прибыль – 5,8 миллиарда, активы – 273,8 миллиарда, в компании работало порядка 200 тысяч сотрудников.
Для сравнения масштабов: крупнейший российский девелопер ГК ПИК имел в том же 2019-ом выручку 4 миллиарда долларов, активы 6,1 миллиарда и персонал численностью 25,5 тысячи сотрудников. Китайский строительный гигант «делает» по своим масштабам всю пятёрку основных российских девелоперов, вместе взятых – ПИК, ЛСР, Самолёт, Эталон, Инград. И по своей экономической мощи может быть скорее сравнён с номерами один и два в российском топ-листе крупнейших компаний – Газпромом и Сбером.
Но, как неожиданно выяснилось, колосс оказался не так уж и могуч внутри. Для расчётов по долговым обязательствам и инвестирования в новые проекты, китайские застройщики бойко занимались печатаньем облигаций, которые чем дальше, тем больше падали в рейтингах и приобретали характер «мусорных». Компания с 2016 года имеет мусорный кредитный рейтинг «B+» и ниже, который на четыре ступени ниже самого низкого инвестиционного рейтинга. Тем не менее, проценты по ним платились внушительные и число желающих поучаствовать в веселье, было достаточно велико. В том числе инвесторы успокаивали себя мыслями о том, что китайские власти, в случае серьёзных проблем, не допустят крах компании и будут вытаскивать её из долгового омута.
Сокращение спроса, падение арендных доходов и рост ценников на стройматериалы ударило по этой, и без того с трудом сохраняемой схеме. Компания с большими задержками оплачивает счета поставщиков. Она уже дважды предупреждала инвесторов о возможном дефолте, а 16 сентября прекратила все операции с облигациями. Рейтинговые агентства уже не раз понижали рейтинг Evergrande из-за его крупных проблем с наличностью. За последние 6 месяцев акции компании потеряли почти 80% своей стоимости. Первыми отреагировали на кризис в корпорации банки, начав отказывать в новых кредитах покупателям квартир в двух незавершённых жилищных проектах застройщика.
В итоге сейчас компания является лидером мирового строительного рынка по размеру корпоративного долга, который достиг астрономической величины в 300 миллиардов долларов! Что может означать крах колосса?
Во-первых, речь идёт о крупном, даже по китайским меркам, работодателе. Помимо собственного штата в 200 тысяч сотрудников, Evergrande косвенно обеспечивает занятость порядка 3,8 миллиона человек.
Во-вторых, удар ожидает «обманутых китайских дольщиков» и инвесторов. Акции и облигации Evergrande торгуются по всей Азии и на многих биржах других континентов. Среди основных кредиторов Evergrande – China Minsheng Banking Corp., Agricultural Bank of China Ltd. и Industrial & Commercial Bank of China Ltd. Кроме банков, которые тесно связаны со строительным сектором, от краха Evergrande, который гарантирует строительство всех проданных проектов, естественно, пострадают инвесторы и покупатели, которые уже начали устраивать акции протестов. На прошлой неделе к центральному офису компании в Шэньчжэне пришли около сотни инвесторов с требованием выплаты денег по кредитам.
В-третьих, банкротство затронет сложные цепочки поставщиков. В августе экономисты S&P подсчитали, что в течение следующих 12 месяцев холдингу предстоит оплатить счета поставщиков и подрядчиков более, чем на 240 миллиардов юаней (37 миллиардов долларов). Причём, около 100 миллиардов нужно оплатить в текущем году.
В-четвёртых, недвижимость один из основных двигателей роста Китая, на который, по оценкам отдельных исследований, приходится до 29% производства, так что банкротство такой крупной компании будет иметь огромные последствия. Будет серьёзно подорвано доверие к рынку недвижимости и финансовой системе Поднебесной, что может привести к массовому оттоку инвесторов и новому витку кризиса. При том, что «мировую фабрику» и без того лихорадит – торговые войны с США и падение спроса стран Запада на китайские товары на фоне пандемии не прошли для первой экономики планеты даром. А уж что может последовать за гипотетическим обвалом китайской экономики (основного потребителя российского сырья) как-то даже предполагать не хочется.
Сейчас все заинтересованные стороны выжидают решение китайского Правительства. Ранее власти КНР осторожно давали понять, что спасать гибнущего строительного кита не будут – сами заварили рисовый суп, сами расхлёбывайте. Однако есть и несколько более оптимистичный сценарий, по которому дальнейший коллапс China Evergrande Group всё-таки будет проходить под контролем государства, чтобы не допустить совсем уж негативных эффектов. Тем более, что в следующем году намечен Съезд КПК, накануне которого официальный Пекин вряд ли захочет крупных экономических потрясений.
Например, может быть рассмотрен вариант реструктуризации долгов, при которой другие строительные компании возьмут незаконченные проекты Evergrande в обмен на его долю в земельном банке. Примерно, как российским властям несколько лет назад пришлось вытягивать недостроенные объекты, оставшиеся после Группы компаний СУ-155.
И, раз уж зашла речь о российских реалиях, то параллели можно продолжить. Как и в Китае, в нашей стране строительная отрасль рассматривается как важный драйвер экономики, поскольку имеет мощный мультипликативный эффект и даёт много рабочих мест в смежных отраслях. Как и китайские коллеги, российские девелоперы бойко печатают облигации, чтобы гасить свои долги и финансировать новые проекты – что стало особенно популярным после отмены долевого строительства. Наконец, точно так же отечественные девелоперы чувствуют себя полностью застрахованными от всех неурядиц, рассчитывая, что в самом крайнем случае государство поможет деньжатами и достроит проблемные объекты, чтобы не допустить социального взрыва. А заодно прижмёт обнаглевших поставщиков и клиентов-экстремистов, впрочем, это мы уже про совершенно российские реалии.
В как знать, не окажутся ли флагманы нашего строительного рынка в условиях новой волны кризиса таким же слабым звеном, как их более могущественные и опытные китайские коллеги?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
А нефиг (извините) было распыляться. Мне кажется это самая большая проблема многих. Вместо того, чтобы сосредоточиться на чем то одном, начинается вот это вот всё....
Все там будем, да не в одно время… Бабушка ещё хотела что то сказать, но её душили слёзы (В. Потанин.)