С высокой вероятностью приход нового главы Минстроя России станет не просто косметической процедурой, а приведёт к очень серьёзным кадровым переменам в строительном ведомстве. Министр, теперь уже с приставкой «экс», Владимир Якушев в своё время обещал, что никаких существенных перестановок не будет, и обещание своё сдержал, фактически, сделав ставку на команду, собранную ещё его предшественником Михаилом Менем. Результат оказался, мягко говоря, средним.
Циклопические стройки то и дело превращались в не менее циклопические долгострои, на местах вспыхивали коррупционные скандалы с неизбежными репутационными потерями для власти. Не была решена до конца проблема обманутых дольщиков, не смогли провести реформу ценообразования, не запустили глобальные проекты, такие как сахалинский и ленский мосты, наконец, стал уже очевиден срыв сроков реализации нацпроектов в их строительной части. Конечно, никто не отрицает, что министру и его коллегам пришлось нелегко и по объективным причинам – внешнеэкономическое давление и пандемия относятся не к тем факторам, которые запросто можно купировать усилиями отдельного ведомства.
Но факт остаётся фактом – на самом верху было принято решение ротировать прежних, условно говоря, «медведевских» министров на новых управленцев. Примечательно, что в отличие от традиционной ставки на юристов и экономистов, на сей раз выбор пал на технократов, что вполне укладывается в общий тренд Правительства Михаила Мишустина. Во всяком случае, первым лицом Минстроя впервые за много лет стал профессиональный строитель. И выполнять свои должностные обязанности он будет тоже не сам по себе, а в тандеме со «строительным» вице-премьером Маратом Хуснуллиным, ещё одним профессионалом высокого уровня. То, что этот человек пришёл к своей должности после многолетнего руководства строительным комплексом одного из крупнейших мегаполисов мира, уже говорит само за себя.
Итак, отраслью займутся прагматики и практики. Вряд ли в ближайшее время стоит ожидать со стороны нового руководства громких заявлений и деклараций, скорее уж будет актуален древний принцип «по делам узнаете их». Но кое-что прорывается в информационное пространство уже сегодня. Представляя коллективу Минстроя нового руководителя Ирека Файзуллина, господин Хуснуллин сказал примечательную фразу:
Сейчас мы в реализации по утверждению национальных планов и целей. Нужно будет ещё раз пересмотреть стратегию министерства. Я попрошу каждого курирующего заместителя подготовиться, и Вас, Ирек Энварович, определить, кто за что отвечает с обязанностями и задачами. И составить план действий, который будем выполнять.
И это уже не про то, чтобы попросить передвинуть те или другие цифры со ссылкой на «объективные трудности», а про перемены, которые грядут в работе всего ведомства. При слове «стратегия» на ум невольно приходит одноимённый документ, в подготовке которого такое активное участие принимало Национальное объединение строителей, и который был позднее жёстко раскритикован практически всеми смежными ведомствами. «Стратегия-2030», на минутку, не просто формальный отчёт, а программа, по которой предстоит выстраивать работу колоссального строительного комплекса всей страны на десятилетие вперёд! Программа, которую тоже не смогли разработать.
Владимир Якушев, хороший чиновник и грамотный управленец, но человек, далёкий от строительной специфики, был поневоле вынужден опираться на экспертное сообщество и, как показали результаты работы, далеко не всегда эта опора была надёжной. Например, его заместитель Дмитрий Волков, психолог по образованию, попал на свою должность с помощью социальных лифтов «для молодых и перспективных». Он тоже не имел компетенций в строительстве, так что в итоге успешно провалил реформу техрегулирования, которую пришлось отложить на неопределённый срок. А заодно умудрился напрочь испортить отношение с научным сообществом, с уважаемыми руководителями общественных организаций.
Занимающиеся вопросами саморегулирования статс-секретарь – замглавы Минстроя Татьяна Костарева (кстати, из Тюмени, как и экс-министр) и руководитель правового департамента ведомства Олег Сперанский в ходе проведения крайне неаккуратной реформы испортили отношения с саморегулируемым сообществом, окончательно подменив интересы строителей интересами ностроевской бюрократии. И оставили по себе не слишком добрую память благодаря министерским письмам, в которых юристы СРО то и дело находили серьёзные правовые ошибки.
Наконец, «Стратегия-2030» уже прямо писалась не министерскими экспертами, а специалистами Национального объединения строителей – с закономерным результатом. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков и его зам Антон Мороз, ловко втеревшись в доверие к главе строительного ведомства, смогли убедить того, что без особых трудов разработают своими силами концептуальный документ. Однако вместо этого на выходе получился винегрет из статистики, надёрганных там и сям общих цитат и откровенных попыток лоббизма со стороны крупных застройщиков. В Минстрое не захотели или не смогли вовремя дать профессиональную оценку этому творению, бездумно дав ему ход и ещё больше ухудшив свои позиции. Оказалось, что обычная ностроевская практика разработки бойких отчётов, стандартов и мониторингов, которые пишутся и утверждаются на одной и той же внутренней кухне, не годится для разработки федеральных программ.
Между тем, дружба ностроевских функционеров с министерскими чинами всё крепла. На Съезды НОСТРОЙ глава ведомства приходил сам, да ещё и вместе с замами. Главу Нацобъединения Антона Глушкова начали допускать в коридоры власти, даже дали озвучить на видеоконференции свои предложения перед Президентом России. Заговорили уже и о министерской карьере для обоих Антонов.
Наконец, под сурдинку был полностью переписан проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ID № 004/04/12-19/00097687) в рамках регуляторной гильотины. Минстрой отказался от первой версии документа, внесённой в декабре прошлого года и полностью переписал его под диктовку НОСТРОЙ, удовлетворив все самые давние и заветные фантазии своих новых товарищей – про обязательную оценку квалификации, техрегулирование, стандарты, ценообразование. Кстати, как тут не припомнить, что генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский в своё время писал Марату Хуснуллину о таком вот совместном законотворчестве Минстроя и НОСТРОЙ, указывая на кучу противоречий в новом документе и предлагая свою программу? И как знать, может быть и эти экспертные предложения были учтены при решении судьбы нынешней минстроевский команды.
Ностроевцы вложили в выстраивание отношений с министерством огромные ресурсы, и эти вложения уже начали приносить свои плоды. К сожалению, не отрасли, а вполне определённым лицам и структурам. Очевидно, что обаять новое руководство отрасли так просто не получится. Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин знают про строительство, по крайней мере, не меньше, чем два Антона. А то и на порядок побольше. И наверняка имеют своё видение и того, как дальше развивать строительный комплекс, и что делать со строительным саморегулированием.
Несомненно, что будут перемены и на кадровой скамейке. Уход главы ФАУ ФЦС Андрея Басова (кстати, тоже из тюменцев) – первый звоночек. И как знать, не ждёт ли Минстрой в ближайшей перспективе полное кадровое обновление. А вслед за ним может прийти черёд и структур, которые, с одной стороны, вроде как независимы, а с другой – вроде как подконтрольны министерству. Быть может, уже сейчас в той же Казани есть подходящая кандидатура среди местных строителей и саморегуляторов, способных навести порядок в ностроевских рядах?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Вот помяните моё слово. Минстрой и НОСТРОЙ будут дружить ещё крепче!!! А через полгода все обрушатся с критикой уже на нового Министра...
Доктор, как будут развиваться события, зависит от того, насколько эффективными окажутся действия антиностроевского и антинопризовского лобби. Своим неумением слушать и слышать оппонентов руководители Нострой взрастили целую армию активных недоброжелателей.
Активисты не достучались до Якушева, и не достучатся до Файзуллина. У него кроме саморегулирования проблем много :(
Анфиса, приоткрою тайну. Отношения НОСТРОЙ с Минстроем России с недавних пор уже вышли за пределы этих двух организаций. Правовая оценка институту Операторов НРС, вожделенной ностроевско-нопризовскими чиновниками НОК, вхождению Сперанского в состав Совета подконтрольных Минстрою НОСТРОЙ и НОПРИЗ, попустительству этого со стороны Костаревой будет дана на уровне Генеральной прокуратуры. А если НОСТРОЙ и там сумеет "договориться" (что не исключено), то следующей инстанцией будет уже Управление по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации. В конце концов, объявления о включении специалистов в НРС и их предоставлению за час никуда не делись, и реакция на этот позор рано или поздно последует обязательно.
Я только хотела сказать, что указы Президента и вице-премьера, сейчас стоят на первом месте.
Надежды юношей питают, отраду старцам подают...
Полностью поддерживаю Евгения Каранта. Диванными критиками быть легко, противостоять коррупционной системе НОСТРОЙ готовы немногие. Куда легче поднимать карточки и стадно соглашаться на все нововведения.
А чегой-то Вы так думаете, Док? Вы знаете что-то чего не знает никто?...))
Как писал, Александр Сергеевич, "и опыт, сын ошибок трудных"...
Полли, правовое положение НОСТРОЙ в системе строительного комплекса РФ и системе СРО, а также уровень его финансирования неизменно ведет к "дружбе" с Минстроем России и его руководителями, какие бы они ни были.
Можно долго, системно и обоснованно критиковать деятельность НОСТРОЙ и НОПРИЗ, но покуда есть ст.ст.55.20-55.23 Градостроительного кодекса РФ и обязательное членство СРО в составе НО, их положение во взаимоотношениях с Минстроем России и прочими органами (Ростехнадзором, Правительством) очень устойчивое, так как основывается на нормах закона.
Упаси Боже, я не призываю сидеть сложа руки. Я и мои коллеги (друзья) сами ведем непримиримую борьбу с этими злокачественными опухолями на теле саморегулирования. Вместе с тем наивные заявления о том, что скоро всё изменится в лучшую сторону меня не то, чтобы забавляют, или не то, чтобы раздражают, но хочется всё-таки, чтобы люди объективно оценивали ситуацию и свои возможности влиять на нее на таком уровне, как министерство и национальные объединения.
Уверен, что НОСТРОЙ найдет общий язык и с новым Министром.
Проблема у НОСТРОЙ лишь в том, что сильно деньги они любят!
Доктор, я тоже уверен, что НОСТРОЙ найдет общий язык с новым Министром. Однако, надеюсь на то, что на сей раз не Министр будет "щенком" Глушкова, Мороза, Федорченко и Прядеина, а, все-таки, названные персоны будут "щенятами" Министра.
А вот здесь я согласен: всё будет зависеть от Министра. Если только он опять (как Якушев) не скинет вопрос взаимодействия и общения с НОСТРОем и НОПРИЗом на своих замов и ниже...
Чем ниже спускается вопрос, тем дешевле становится "покупка дружбы" с чиновниками.
Вы понимаете, о чём я?
Вопрос в том, насколько серьёзно Министр относится к саморегулированию, мне кажется...
Про бывших министров либо хорошо, либо никак. Вот и получился Якушев - очередным обманутымчиновником!
Ушёл, и слава богу....))
За-Строй, намекаете, что Ирек Энварович своих в НОСТРОЙ посадит? А как же выбор руководителей СРО?.....
Нас оч убедительно и вежливо попросят. Помните как молчанова продвигали: Если проголосуете против ВВП сказал прикрыть эту лавочку...
Честно говоря не помню.... Прям так и говорили: "если нет, то ВВП прикроет"???
Мозолевский виновен в уходе Якушева? Круто!
Антон Глушков сделает всё, чтобы не сдать свои позиции. И для этого ресурс у него есть.
Национальные объединения, собирая большие деньги со строителей будут интересны Минстрой только в случае, если будут делиться, то есть раздавать взятки и оплачивать его мероприятия.
Конечно, будут. Традиция будет соблюдена.
Строитель оплачивает мероприятия СРО, СРО оплачивает мероприятия НО, НО оплачивает мероприятия Минстрой. Круговорот деньжат в природе.