Ответ на многочисленные злоупотребления при строительстве космодрома «Восточный» оказался радикальным. Всё военное строительство в стране было решено изъять из ведения окончательно скомпрометировавшего себя Федерального агентства по специальному строительству («Спецстрой России») и передать в руки некоммерческой публично-правовой компании. Иными словами, сделать так, чтобы выделяемые на оборону деньги, наконец-то, перестали таять, расходясь по бесконечным цепочкам подрядчиков и сомнительных коммерсантов. И напрямую шли на необходимые для задач оборонного комплекса стройки. Представляем на суд наших читателей две точки зрения экспертов о намерении властей победить коррупцию по-военному.
1) Оптимистическая
Как заявлял ещё в марте 2019 года министр обороны РФ, генерал армии Сергей Шойгу, форма публично-правовой компании была выбрана для того, чтобы вывести строительство военных объектов из коммерческого сектора экономики. А также с целью обеспечить максимальный статус имущественной безопасности комплекса и гарантировать соблюдение государственных интересов за счёт особого режима внутреннего и внешнего аудита.
Однако формирование новой компании оказалось задачей непростой. Нужно было не допустить создания «Спецстроя-2» и появления новых «королей госзаказа» в военной сфере. Насколько это удалось?
Тяжёлое наследство
Вопрос номер один, которым задаются эксперты – почему принято решение формировать новое ведомство с нуля вместо того, чтобы реформировать прежнюю контору, очистив «зёрна от плевел»? Реформировать «Спецстрой» пытались с 2010 года, в рамках общей стратегии по модернизации вооружённых сил. Однако эти меры не привели к желаемым результатам, и военное строительство сталкивалось с различными затруднениями и проблемами. А информационное пространство сотрясали всё новые коррупционные скандалы.
В итоге в конце 2016 года был подписан президентский указ о расформировании «Спецстроя». Структуры из его состава передавались в Минобороны России, сохраняя все свои функции. На базе этих организаций был сформирован нынешний Военно-строительный комплекс Минобороны России. В конце сентября 2017 года «Спецстрой» окончательно прекратил свое существование как юридическое лицо.
К сожалению, проблем накопилось столько, что начинать с чистого листа действительно проще, чем чистить авгиевы конюшни. После ликвидации в 2017 году «Спецстрой» оставил «наследство» в виде длинного шлейфа скандалов, обвинений в хищениях и срыва контрактов на 150 миллиардов рублей, а также множество разрозненных ФГУПов и АО.
При этом «раздробленность» не позволяет решать финансовые вопросы, эффективно взыскивать дебиторскую задолженность, продолжать строительство. К тому же, сами механизмы, заложенные в работу «Спецстроя» предполагали именно коммерциализацию, то есть извлечение прибыли, а не выполнение государственных задач.
Третьим будешь?
За счёт чего же новая структура сможет преодолеть недостатки «Спецстроя».
Во-первых, не случайно была выбрана довольно экзотическая форма ППК – публично-правовая компания. Это довольно редкая организационная форма, сейчас в России лишь две таких структуры, ВСК станет третьей. Она будет заниматься не коммерческим строительством, а исключительно возведением объектов Минобороны, некоммерческой деятельностью. На ППК нельзя наложить взыскание на имущество, признать банкротом, существует и ряд других ограничений, затрудняющих «коммерциализацию» организации.
Во-вторых, для ВСК будет открыта система спецсчетов в «Промсвязьбанке», который, как известно, после очистки от команды прежних владельцев и перехода под контроль государства, стал опорным банком гособоронзаказа.
В-третьих, в структуре предусмотрен превентивный контроль (наблюдательный совет, постоянный аудит, последующий контроль Счётной палаты, Федерального казначейства). ВСК станет единственным полномочным исполнителем с исключительной компетенцией в строительстве оборонных объектов. Всё это должно усилить контроль и рациональность использования средств, более прозрачное и прямое управление процессами.
Вопрос на триллион
Почти два месяца назад, 18 октября Президент России Владимир Путин подписал указ о формировании ППК «Военно-строительная компания». В соответствии с этим документом, в течение следующих трёх месяцев Минобороны должно зарегистрировать новое юридическое лицо, передать ему необходимую инфраструктуру и выполнить ряд других задач. По результатам этой работы при Минобороны появится новая организация, способная взять на себя обязанности ранее существовавших.
Работы перед новой компанией будет непочатый край. В Госпрограмме вооружений на 2018-2027 годы на проекты строительства заложены траты в размере 1-го триллиона рублей. Результатом использования этих денег и выполнения утверждённых планов станет появление новых военных объектов и модернизация старых – по всей стране и в интересах всех видов вооружённых сил.
В частности, речь идёт о модернизации аэродромов и военно-морских баз, а также обновление инфраструктуры РВСН и создание новых объектов в Арктике. Ведутся работы на 5.000 зданий и сооружений. Только в интересах ядерных сил с начала года построили 501-но здание. На следующий год запланировано завершение строительства арсеналов для хранения боеприпасов и оружия. Также в нескольких районах запланировано развертывание новых частей и вооружений. К примеру, в 2020 году на Курильских островах начнут службу береговые комплексы «Бал». В 2021-м следует закончить обновление и перестройку инфраструктуры для РВСН. Разумеется, продолжатся работы на второй очереди космодрома «Восточный».
В итоге можно только приветствовать появление в этом важнейшем секторе новой госкорпорации, без многочисленных посредников и коммерсантов. На смену «эффективным менеджерам», привыкшие воспринимать бюджет исключительно как дойную корову и мыслить в категории распилов и откатов приходят «государевы люди». И те, кто за ними в свою очередь, будет присматривать.
2) Пессимистическая
И с чего это у наших властей, в том числе министра обороны РФ Сергея Шойгу и его заместителя Тимура Иванова такая железобетонная уверенность, что вновь созданная ВСК не погрязнет в коррупционных скандалах, как Спецстрой?!
Почему надо было обязательно ликвидировать Спецстрой, разгонять кадры, развести бардак на стройках Минобороны и Роскосмоса? Лучшего способа навредить обороне страны на радость НАТО не нашли?
Почему ни у кого не хватило мозгов сесть и подумать, посоветоваться и реорганизовать Спецстрой наилучшим образом хоть бы и в ВСК, но не такой дорогой триллионной ценой?
Почему нельзя было, сохранив:
- лучший костяк специалистов;
- необходимую инфраструктуру (избавившись от избыточной);
- лучшие производственные мощности (на создание которых теперь потратят миллиарды);
- машины, механизмы и спецтехнику;
- архивы и документацию;
- лучшую преемственность взаимодействия с Министерством обороны, с округами и военными частями, а также с гражданскими поставщиками и партнёрами;
создать более эффективную, мобильную организацию?
Нет, прошлись по Спецстрою, как Мамай, огнём и мечом по виноватым и невиновным, уничтожив все без разбора.
А ответ напрашивается один. Сначала поживились на растаскивании Спецстроя, одновременно покрыв все недостачи и прежнее воровство. Теперь наворуют при создании ВСК из благословенного триллиона (при неочевидном положительном результате создания новой госкорпорации), да и времени упустят годы.
Эффективные менеджеры, бл… – других слов просто нет! При их «способностях» как бы не получился квартет по дедушке Крылову: «А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь»!
ОТ РЕДАКЦИИ. В нашей редакции тоже мнения разделились. Поэтому мы с особым нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших оценок и комментариев, дорогие читатели!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Среди читателей и комментариев мнения тоже разделяться)) Я вот например придерживаюсь полуписсимистичной, или полуоптимистичной)) По началу существования вновь созданной организации аппетиты будут не такие большие, но потом всё конечно вернётся на круги своя. А учитывая сколько было потрачено на эту рокировку, разница скорее всего будет всё равно в минус. Мда.... всё же пессимистичной...
На вывеску триллион потратить - ню-ню... все же богатая у нас страна...!)))
Бриллиантами по золотой плитке думаете дешевле можно выложить?))) А вообще там же ещё документы надо переписывать. Одно название вычеркни, другое впиши. Это же какая работа долгая и кропотливая! А регистрация? Лучшего юриста найми, заплати. Глубже надо смотреть)))
Застрой, устройте опрос: кто больше мыслит в направлении "распилов" и "заработка" - эффективные менеджеры или государевы люди? Что-то мне подсказывает результаты будут не совсем такие как ожидают те сами государевы люди.
Мыслят в этом направлении все и менеджеры и государевы люди, но только творческий симбиоз и тех и других даёт синергический эффект и плодит воистину гениальные схемы...)))) тут как говорится сложно вычленить где начинается Беня и заканчивается полиция..
В общем и целом согласен, однако при споре кто сначала появился "курица или яйцо" я выберу государева человека. Основной денежный поток стекается именно им в руки.
Создается великолепная кормушка с астрономическим бюджетом.