Вся надежда на возврат госконтроля!
Использование цементной продукции неустановленного качества может повлечь угрозу для жизни и здоровья россиян
Некоммерческая организация «СОЮЗЦЕМЕНТ» ежегодно с момента введения обязательной сертификации цемента (с 1 марта 2016 года) проводит исследования для определения её эффективности. В соответствии с ранее полученными аналитическими отчётами, объём незаконного оборота фальсифицированного цемента снизился с 11,7 миллиона тонн в 2016 году до 3,16 миллиона – в 2020 году. Эти данные подтверждают эффективность обязательной сертификации, действующей одновременно с госконтролем за оборотом цемента. Также важную роль в снижении объёма фальсификата на рынке играет инспекционный контроль каждой партии цемента, ввозимого в Российскую Федерацию не из стран ЕАЭС
Исследование показало, что в 2021 году по отношению к 2020-му объём небезопасного (не соответствующего установленным требованиям) цемента вырос с 3,16 миллиона тонн в 2020 году до 12,9 миллиона – в 2021-ом, в 2022 году объём незаконного оборота цемента составил 13,14 миллиона тонн. Доля незаконного оборота цемента увеличилась более, чем в 3 раза и ставила 21,3% от общего объёма его потребления в Российской Федерации. Основная причина – отсутствие в течение последних двух с половиной лет государственного контроля (надзора) за оборотом цемента! Речь идёт о продукции неустановленного качества, её использование может повлечь угрозу для жизни и здоровья граждан в результате растрескивания и последующего обрушения конструкций, их химической и радиационной опасности.
Вместе с тем незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету (за счёт неуплаченных налогов) и добросовестным производителям (ущерб отрасли в 2022 году оценивается в 83,8 миллиарда рублей).
Председатель комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ Константин Леонидов констатировал, что полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе, цемента) прекращены в связи с вступлением в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств – членов Государственный контроль за исполнением требований технического регламента ЕАЭС «О безопасности автомобильных дорог» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и её территориальными органами.
Однако с введением в 2020 году моратория плановые и внеплановые проверки не проводятся. На национальном уровне орган государственного контроля (надзора) за цементом и товарным бетоном не закреплён. Кроме того, КоАП РФ определено наказание за нарушение технических регламентов и обязательных требований к продукции. При этом отсутствует госорган, уполномоченный привлекать к ответственности за нарушения обязательных требований. Как справедливо подчёркивает Константин Владимирович:
Возвращение контроля и надзора за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе, цемента) – необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность.
Президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь обратила внимание на то, что реестр аккредитованных лиц Росаккредитации содержит информацию о 187-ми действующих органах по оценке соответствия, в область аккредитации которых включён цемент: 156 испытательных лабораторий (центров) и 31 орган по сертификации продукции. Любовь Александровна уточнила:
При этом работы по сертификации цемента в 2021-2022 годах проводились одиннадцатью органами по сертификации, из которых только четыре органа проводят работы по сертификации цемента в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», двадцать органов «спящие», то есть фактически не ведут работу по сертификации цемента.
Также Любовь Бондарь проинформировала о результатах исследования в части оценки соответствия бетонных смесей. В реестре ФГИС Росаккредитации содержатся сведения о 3.485-ти декларациях о соответствии на смеси бетонные, зарегистрированных в 2021-2022 годах. Проведённый анализ реестра зарегистрированных деклараций о соответствии только за декабрь 2022 года показал, что из 202-х деклараций 75 (что составляет 37%) приняты с нарушением правил обязательного подтверждения соответствия продукции, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1265: испытания продукции проводились не в собственных испытательных лабораториях изготовителей смесей бетонных или аккредитованных испытательных лабораториях, а в неких «иных лабораториях». Как подчеркнула Любовь Александровна:
Данные факты могут свидетельствовать как о некомпетентности изготовителей бетонных смесей, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасной или не соответствующей установленным требованиям продукции, и служить основанием для признания таких деклараций о соответствии недействительными. Декларирование смесей бетонных (товарного бетона) является неэффективной формой подтверждения соответствия. Для контроля качества смесей бетонных необходима более жёсткая форма государственного регулирования с оценкой независимой третьей стороной – обязательная сертификация.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Хорошо бы было, но не просто так же его отменяли, так что надежд нет, мне кажется...
Предлагаете СРО в области производства цемента?
За производителями бетона нужен глаз да глаз. Привозят вместо В30 смесь В25, и это никак не проконтролировать, кроме как заливкой кубов. А потом завод от себя отгребает, мол у вас ухода не было, опалубка не та и не смазана обильно, кубики вы неправильно изготовили, погода не та, папа римский новый выбран, и вообще сами виноваты. А то, что нет журналирования замесов, которые бы нужно было как бухгалтерские базы хранить лет по 5-7, вместо 42,5Б тебе могут в бетон положить 32,5М, вместо П3 приезжает П5, потому что пластификаторов накидали лишку - это никого не волнует. Потом еще водитель, которому неохота потом бочку отмывать туда еще воды ливанёт - водоцементное окончательно нарушено. Нужно прямо каждый месяц заводы инспектировать по идее, и со всех подборов и декларирований составов инспекционно пробы отбирать, а не контрольные образцы от них с пробных хороших замесов принимать в лабах.
Вода - любимое дело.
4 года уменьшался оборот фальсификата, а за год подскочил, что стало больше чем было. Не хило