Рассерженный Строитель
Комментарии - 0
Публикации - 31
Рассерженный Строитель

Нечего тут контролировать?!

Минстрой предлагает полностью отказаться от стройконтроля, чтобы «не создавать админбарьеров» при освоении триллионов, выделяемых на дорожное строительство

5111
12
Время чтения 3 минуты
28.06.2022

На прошлой неделе Правительство РФ порадовало нас новым пятилетним планом дорожно-строительных работ. Суммы, которые планируется выделить на дорожную пятилетку, действительно впечатляют – речь идёт о расходах порядка 13,2 триллиона рублей, которые будут вложены в строительство, реконструкцию и ремонт путей сообщения в 2023-2027 годах.

Речь идёт не просто о плановом латании дыр и улучшении существующей сети, а о формировании новых транспортных коридоров. Деньги пойдут на крупные проекты на опорной сети автомобильных дорог России – главных федеральных и региональных, на которые приходится львиная доля трафика и транспортной нагрузки. Будут не просто реконструированы существующие маршруты, а сформированы новые транспортные коридоры.

Возникает важный вопрос – а каким образом планируется проконтролировать эффективность использования этих колоссальных бюджетных средств? Как-никак, а будут потрачены денежки из федерального бюджета, и регионов, а заодно вскроют и кубышку ФНБ. И вот здесь из главного строительного ведомства страны доносятся предложения, которые, мягко говоря, звучат весьма неожиданно.

А именно – Минстрой России предложил... взять и отменить строительный контроль при дорожном строительстве! Инициативу уже оформили отдельным законопроектом, который внесён в Государственную Думу на рассмотрение под номером 02/04/06-22/00128789. Проект Федерального закона предполагает внесение поправок в статью 54 Градостроительного кодекса РФ. Текст документа предельно краток, занимает всего половину странички машинописного текста и сводится к фразе:

Государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве или реконструкции автомобильных дорог, за исключением являющихся технологической частью автомобильных дорог искусственных дорожных сооружений.

Пояснительной записки к законопроекту нет (действительно, чего тут пояснять-то?). Однако в сводном отчёте можно прочесть аргументы минстроевских экспертов. Они пишут, что наращивание объёмов строительных работ невозможно без сокращения избыточных требований, процедур и административных барьеров, внедрения инновационных технологий и цифровизации процессов. Сокращение сроков и снижение издержек инвестиционного-строительного цикла объектов капитального строительства позволят обеспечить переход на более качественный уровень, снизить технологическое отставание и повысить эффективность и производительность труда.

Далее чиновники министерства пишут:

…Около 50% времени инвестиционно-строительного цикла занимает прохождение «бюрократических» процедур, в том числе связанных с проведением различных контрольно-надзорных мероприятий. Необходимо снижение административной нагрузки на застройщиков при сохранении уровня безопасности строительства.

И приводят статистику. По данным Минтранса России, в период с 2015-го по 2020-й заказчиками работ (подведомственные учреждения Федерального дорожного агентства и Государственная компания «Автодор») введён в эксплуатацию 301 объект строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения общей протяжённостью 2,9 тысячи километров. В период производства работ зафиксировано две аварии, причиной одной из них стало нарушение технологии разборки железобетонных плит проезжей части при демонтаже пролётного строения моста, вторая авария произошла вследствие повреждения грузовым автомобилем с поднятым кузовом балки пролётного строения строящегося путепровода. Аварии после ввода объектов в эксплуатацию, вызванные нарушением технологии производства работ, не зафиксированы.

Затем следует чудесный аргумент, что государственный строительный надзор и так не применяется при капитальном ремонте объектов капитального строительства. И ничего, ездят. Таким образом, делает вывод Минстрой, учитывая, что объёмы работ по капитальному ремонту значительно превышают объёмы строительства и реконструкции, а виды выполняемых работ сопоставимы, отсутствие государственного строительного надзора при капитальном ремонте не приводит к снижению уровня безопасности.

Короче говоря, и так нормально строят, чего у людей над душой стоять. Дайте 13 триллионов и не мешайте работать! В документе гениально всё. И то, что строительный контроль вдруг попал у Минстроя в число «административных барьеров» и «бюрократических процедур», и что отказ от него позволит повысить эффективность и качество. И то, что на одну доску оказался поставлен ремонт существующих объектов и новое строительство. И то, что раз аварии возникают редко, значит и контроль стройки не нужен.

Блестящая логика, демонстрирующая прямо-таки государственный уровень мышления. Может, сказавши «А», не тянуть, а вообще упразднить Ростехнадзор, Госстройнадзор и Главгос, чтобы не создавали админбарьеры и не мешали «эффективному переходу на более качественный уровень»?

В каком-то весьма нетривиальном направлении развивается наша строительная отрасль в последние дни. Для начала «гильотинировали» строительные нормативы, оставив всего пять обязательных, потом ввели закупки без конкурса у единственного поставщика, теперь вот дошли и до отмены строительного контроля. И всё это прекрасно совмещается с разговорами про цифровизацию и проектное управление, рисованием красивых презентаций и круглые столы с обсуждением передового опыта.

Профильные ведомства объясняют принимаемые меры необходимостью «ускорять темпы работ». Но неужели у нас, действительно, весь жилой фонд и транспортная инфраструктура в таком ужасном состоянии, что нужно ускорять темпы подобными методами? Что думаете на этот счёт Вы, коллеги и уважаемые читатели?

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Сроница
    Сроница

    Если честно, то сегодня создается парадоксальная ситуация. Строительный контроль является обязанностью, но те кто его осуществляют ни за что и ничем не отвечают. Если авторы законопроекта исходят из этих соображений, то мне их логика понятна с одной стороны. С другой стороны, получается убрав полностью строительный контроль ответственность за некачественное строительство всегда будут нести СРО, страховые организации (если конечно они будут вообще страховать) и банки, выдавшие банковские гарантии (если конечно будут их выдавать). Все скатится к тому, что СРО будет отвечать за все.

    Но для того, чтобы СРО могло полноценно отвечать. пусть и средствами КФ-ов, то им надо дать достаточно механизмов. чтобы пресекать некачественное строительство, проектирование и инженерные изыскания. Одним из таких механизмов как раз и является строительный контроль. А почему бы не передать строительный контроль в СРО тогда?

    Не отвечайте сразу нет, мотивируя это дополнительным штатом и отсутствием финансирования. Посмотрите на приложение в Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", в котором закрепляется норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля в процентах от стоимости контрактов (договоров). Эти бы деньги, как мне кажется позволили бы СРО сформировать профессиональные штаты из специалистов, что в свою очередь позволило бы, как минимум, существенно сократить долю некачественного строительства.

    28.06.2022, 09:44
    • Илья
      Илья отвечает пользователю

      Спустя столько лет пора уже и отвечать? Создали структуру, которая только выкачивает деньги из строителей и не за что не отвечает. Пора наделить её функциями.

      28.06.2022, 10:49
      Полианна
      Полианна отвечает пользователю

      Чет не очень поняла как эти деньги СРО забрать? Или не знаю как правильно.... Увеличить взносы? Ну так это такую волну негатива вызовет, что я даже не знаю...

      28.06.2022, 13:26
      Сроница
      Сроница отвечает пользователю

      Полианна, механизм мне видится такой.

      1. Заключается договор (контракт) на изыскания, проектирование или строительство между застройщиком заказчиком) и подрядчиком. Но заключен он может быть только в том случае если подрядчик в СРО состоит. Заключенный договор застройщиком (заказчиком) вносится в базу и направляется в СРО.

      2. Учитывая, что строительный контроль полностью нормативно передан в СРО, СРО получив договор от застройщика (заказчика) рассчитывает согласно ПП № 468 размер вноса члена СРО, порядок его оплаты и определяет порядок и периодичность строительного контроля. Все это высылается члену.

      3. Член СРО получив от СРО, указанное в пункте 3 производит оплату взноса (части взноса) в 3-х дневный срок. В случае, если член СРО не оплатит - СРО применяет санкции вплоть до приостановления права выполнять договор (контракт) с обязательным оповещением застройщика (заказчика) и установкой кратчайшего срока на исправление. В случае если не исправлено - СРО направляет заказчику информацию о том что членом СРО не внесен взнос на строительный контроль и тогда заказчик расторгает договор (контракт) и заключает с другим подрядчиком. 2-3 случая и нерадивый подрядчик исключается из СРО с запретом вступить снова в любое СРО на 3 года.

      4. Что касается застройщика (заказчика), если он не направил в СРО договор (контракт) то все риски и ответственность по неисполнению или некачественному исполнению контракта лежат на застройщике (заказчике). Т.е он не может обратится к взысканию из КФ СРО.

      28.06.2022, 13:49
      Полианна
      28.06.2022, 15:59
      Сроница
      Сроница отвечает пользователю

      вот даже не знаю, что вам и ответить. Наверно Вы правильно подметили, коррупция сократится в разы. А если и дальше развивать идеи как должно быть саморегулирование, то и зарабатывать некоторым товарищам не останется, но зато система будет устойчивой и полезной.

      P/S: Мечтать не вредно! Вредно не мечтать!

      28.06.2022, 16:29
    Влад Надеждин
    Влад Надеждин

    без контроля ни как: В одной губернии сынок Губера командовал фирмой по строительству дорог и когда Губера решили взять за мягкое место, то поехали мерить дороги что построил и отремонтировал сынок. И оказалось что все они на 10 см уже. Сынку дали ( ирония судьбы) 10 лет. Папу уже со всех сторон щемили! Нет, без контроля у нас ни как...

    28.06.2022, 09:59
    Полианна
    Полианна

    Что-то у нас так рьяно стали бороться с админ барьерами, что скоро уже явно перестараются... Давайте всем дадим полную свободу. Будем строить без слушаний, без контроля, и всё у нас будет даже хуже, чем через букву Ж.... Ну а почему нет, когда да...

    28.06.2022, 13:24
    • Сроница
      Сроница отвечает пользователю

      Я вам больше скажу. Уже сейчас есть самострой, который не сносится даже по решению суда. Система не работает. А если как вы говорите, так будут строить не только как и что хотят, но и где хотят. На сколько у кого наглости хватит ....

      28.06.2022, 13:51
      Полианна
      28.06.2022, 16:02
    Musyako
    28.06.2022, 22:01