Современную систему конкурсов и госзакупок в строительстве не ругал только ленивый. И есть за что. Информационное пространство с завидной регулярностью сотрясают коррупционные скандалы, в которых оказываются замешаны высокопоставленные чиновники, рангом вплоть до глав регионов. Срываются или недопустимо затягиваются сроки строительства важнейших стратегических объектов. Антимонопольное ведомство не успевает отвечать на бесконечные жалобы, отменять конкурсы и проводить свои расследования. Рать государственных экспертов в области торгового права занята изобретением всё новых и новых правил для ужесточения конкурсных процедур, а им противостоит ещё большая рать юристов, изобретающих пути обхода этих ужесточений.
Ругать любую из участвующих сторон можно долго, но занятие это бессмысленное – очевидно, что принципиальная позиция покупателя и продавца будет разной, и задача выстроенной системы госзакупок как раз и заключается в том, чтобы найти оптимальное решение. И вот с этим беда. Более того, попытки придумать более комфортную для добросовестных участников рынка схему взаимодействия наталкивается на головоломные трудности.
Если рынок не контролировать, муниципальные и региональные бюджеты (о высоком умолчим) быстро обрастают пулом дружественных фирм-прилипал, в которых трудятся братья, сватья и близкие родственники местных чиновников. И которые успешно перепродают выигранные конкурсы через цепочку субподрядов, не забывая распиливать остаток. Стоит рынок зарегулировать – возникает обратная проблема. Подрядчиков становится не найти.
Например, уже два года подряд в субъектах звучат жалобы – строительные фирмы массово отказываются от госзаказа, не желая работать себе в убыток. Из последних новостей. Министр жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса Олег Ивлев прокомментировал в СМИ ситуацию с региональной программа капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) в Кузбассе. Программа второй год подряд исполняется с нарушением графиков, работы не выполнены на 89-ти домах. Подрядчики массово отказываются от выполнения работ из-за повышения стоимости на стройматериалы или выполняют ремонты с нарушением сроков. Похожие вести приходят из Кировской, Калининградской, Самарской губерний, Краснодарского края, Югры… Полной статистики и анализа проблемы на федеральном уровне пока нет, но едва ли она выглядит утешительно.
Ещё одна типичная для конкурсов проблема – опасные игры со стороны опытных манипуляторов рынка, демпингующих фирм, которые выигрывают конкурсы, давая минимальную цену и потом начинают диктовать свои условия. Организаторы разводят руками – формальные требования к подрядчику соблюдены, аукцион выигран. Не знаем, кто это такие и как будут работать, но контракт обязаны заключить с ними.
Разумеется, наряду с критикой, сообщество не устаёт и генерировать идеи того, как можно исправить ситуацию. В тренде призывы навести, наконец-таки, порядок со сметными расчётами и перейти на ресурсно-индексный метод, чтобы привести расчётные ценники к реальным рыночным. Не меньше говорят и про цифровизацию, которая должна помочь проследить путь каждой копейки, выделенной заказчиком – идёт ли она на оплату труда исполнителю или «исчезает» по пути в карманах многочисленных посредников. И хотя задачи эти важные и полезные, однако, основную проблему они не снимают. А именно, не помогают отсеивать подрядчиков добросовестных от тех, кто таковыми не является.
Между тем уже сегодня существует богатый опыт работы в этом направлении, правда, накопленный несколько неожиданными структурами. Речь идёт о банковском сообществе. Действительно, банкиры уже десятки лет занимаются активной работой по кредитованию реального сектора, включая и строительный комплекс. С отменой долевого строительства и перехода на счета эскроу, задача качественного мониторинга деятельности девелоперских компаний и строительных проектов встала перед финансистами особенно остро. Был накоплен солидный объём информации и предложены свои решения.
Владельцы банка, в отличие от госслужащих, рискуют собственными деньгами, а потому кровно заинтересованы в объективности своих оценок и минимизации рисков. Например, в работе «Внутреннее рейтингование заёмщиков банка: методология и практическое применение» (М.: Регламент-Медиа, 2011) авторы Александр Шаталов и Елена Шаталова приводится такие показатели оценки бизнес-рисков заёмщика:
1. Качество управления:
2. Положение на рынке:
3. Деловая репутация:
Стоит обратить внимание, что целый раздел посвящён такому фактору, как «деловая репутация». О ней же идёт речь и в первом пункте, в отношении к собственникам предприятия. Причём, приведены даже критерии, которые могут быть приняты во внимание при её оценке.
Эта схема была уточнена с учётом строительной специфики в статье ведущего специалиста кредитного департамента отдела кредитования строительства и девелопмента ОАО «Банк Москвы» Юлии Егорычевой (журнал «Банковское кредитование», № 6 за 2012 год).
А именно, отмечалось, что одной из важнейших отличительных черт отрасли которой является длительность строительного цикла, а также трудности взаимодействия с госорганами, длительные процедуры различных согласований, повсеместная задержка приёмки выполненных работ в рамках строительства объектов госзаказа.
При выставлении рейтинга строительным компаниям автор предлагала принимать в учёт следующие финансовые показатели:
Для целей качественного анализа и учёта факторов бизнес-риска оцениваются:
Как видим, одни признаки носят вполне однозначный, математически оцениваемый характер (фонды, задолженность, выручка, динамика объёмов), а другие могут быть крайне субъективны (прозрачность бизнес, качество управления). Кроме того, понятно, что полностью переносить внутрибанковские рейтинговые системы для собственных нужд строительного сообщества вряд ли получится. Во-первых, задачи у государственных и муниципальных заказчиков всё-таки несколько иные, и зачастую речь идёт не о получении прибыли, а о выполнении социального заказа. А во-вторых, финансовая братия едва ли согласится поделиться своими рабочими моделями, со всеми коэффициентами и формулами.
При этом уже с 1 января 2022 года в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будет вносится ряд существенных изменений.
Одним из принципиальных нововведений становится универсальная предквалификация на договоры, заключаемые в порядке № 44-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А именно, на закупки свыше 20-ти миллионов рублей заявки смогут подать только участники с опытом исполнения договоров в размере не менее 20%.
Кроме того, 31 декабря 2021 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившее в силу 1 января 2022 года.
Существенной новеллой данного постановления стало введение императивной нормы – применение национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при определении показателя «наличие у участников закупки деловой репутации» в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом федеральная власть продолжает реформировать систему госзакупок, вводя в неё принципы предквалификации. С тем, чтобы в конкурсных процедурах могли принять участие лишь добросовестные, ранее хорошо себя зарекомендовавшие фирмы. Новичкам же предстоит пробивать себе дорогу, работая на субподрядах и постепенно наращивая предельные суммы контрактов.
При этом, как мы видим, одним из важнейших показателей вновь становится деловая репутация. Разумеется, сразу возникает вопрос – каким образом можно измерить и оценить такую эфемерную и, на первый взгляд, субъективную величину?
Известно, что, начиная с 2013 года, Технический комитет 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» (ТК 066) начал разработку линейки национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
На сегодня существует уже восемь ГОСТов, которые предлагают механизмы оценки деловой репутации в различных отраслях экономики, включая строительство.
Основополагающим является ГОСТ Р 66.0.01-2017, который устанавливает общую факторную модель, включая субфакторы, присутствующие во всех стандартах по оценке опыта и деловой репутации. Для каждого вида экономической деятельности дополнительно разработаны особые числовые обозначения, коррелирующиеся с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), согласно которым разрабатываемые ГОСТы содержат конкретные факторы для каждого вида деятельности.
Для оценки деловой репутации и составления индекса используется факторная модель, где каждый фактор рассчитывается по формуле, в основе которой лежат показатели (результаты деятельности исследуемых субъектов):
Как видим, разительное сходство с теми параметрами, которые применяют для своих внутренних нужд банковские эксперты. Насколько эти стандарты работают в реальной практике? Их применение началось с 2015 года. Их довольно активно применяют контрактные службы государственных и частных заказчиков в конкурсной документации стандарта оценки опыта и деловой репутации, особенно в строительной сфере в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По оценке экспертов ТК 066, налицо позитивная динамика. Если в 2015 году количество закупок с применением национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации насчитывалось порядка ста, то к 2021 году исчисление идёт уже в сотнях тысяч. Несомненно, что внесение норм предквалификации и оценки деловой репутации в 44-ФЗ будет способствовать ещё более активному внедрению данных механизмов в общую практику при работе с госзаказом.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.02.22 в 13:17
Уважаемый Аркадий! Вы когда-нибудь видели в интернете объявления о дарении сертификатов ИСО или о предоставлении в аренду водителей контейнеровозов? Лично я не видел. А вот в родной строительной отрасли предоставление в аренду специалистов по организации строительства - это, как бы в порядке вещей. Уверяю Вас, что все то же самое будет с индексом деловой репутации в том случае, если ее оценкой будут заниматься структуры, аффилированные с СРО. Даже детям должно быть понятно, что уровень деловой репутации будет выступать в качестве одного из важнейших конкурентных преимуществ СРО. Типа вступайте в нашу СРО и мы не только предоставим вам в аренду персональные данные специалистов НРС, но и сделаем так, что уровень вашей деловой репутации будет заведомо выше, чем у членов других СРО.
Кто-нибудь когда-нибудь задумывался о принципиальном (системном) отличии лицензирования от саморегулирования? Как-нибудь постараюсь дать свое видение ответа на этот вопрос
Контейнеровоз с водителем в аренду взять можно. В остальном полностью поддерживаю!
Всё можно купить, и это тоже....