Уже известно всем, что недавно в Государственную Думу группой депутатов во главе с председателем думского комитета по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым был внесён законопроект, направленный на реформирование системы саморегулирования в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Законопроект получил регистрационный номер – 779131-8. Именно под ним он будет рассматриваться на всех стадиях в нижней палате парламента, пока не будет принят в виде закона в окончательном третьем чтении.
Целями проекта нового нормативного правого акта, по мнению авторов, является негативная ситуация при строительстве объектов капитального строительства, вызванная тем, что к профессиональной деятельности допущены чуть ли не любые лица, решившие заняться инженерными изысканиями, проектированием или строительством. Отсюда и все возникающие проблемы: некачественное проектирование и строительство, а порой и инженерные изыскания, неисполнение подрядчиками своих обязательств по договорам.
Очевидно, что авторы, посоветовавшись с экспертами в Национальных объединениях СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ), а также с чиновниками Минстроя России, и разработали сей документ, который должен заставить систему саморегулирования контролировать подрядчиков и тем самым исключить проблемы заказчиков, о которых написано абзацем выше.
Практически в таком виде всё это было преподнесено для опубликования в прессе в целях создания важности и нужности таких законодательных изменений. И в ведущих СМИ сразу стали появляться такие вот заголовки, как, например: «Строительные СРО очистят от самостроя».
Сказать по правде, стало немного обидно за саморегулирование, так как, зная систему изнутри, смею заверить: далеко не все проблемы некачественного проектирования и строительства, а также неисполнения подрядчиками своих обязательств по контрактам являются виной недобросовестной работы СРО или подрядчика. Во многих случаях заказчики создают ситуации и не исполняют возложенные на них обязанности законом и договором, что приводит к последствиям ненадлежащего качества и неисполнения контрактов. Однако в как в самом законопроекте, так и в пояснительной записке это не отражено. С одной стороны, оно и понятно, депутаты должны стоять на страже государственных интересов и, в первую очередь, защищать бюджетные деньги. Но с другой стороны, делая виновной только одну сторону и возлагая только на неё дополнительные требования и ответственность, результат, как минимум, останется тот же самый, либо последствия станут ещё хуже.
Лукавство заключается не только в этом, но и в том, что саморегулируемое сообщество как бы принимало активное участие в разработке законопроекта и его, следовательно, поддерживает. Приведу несколько цитат:
Вот мнение уважаемого президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвара Шамузафарова:
Данная инициатива была выдвинута и сформулирована Минстроем России при активном участии и поддержке Национальных объединений – НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Мы учли экспертное мнение всех участников системы саморегулирования в строительной отрасли и в результате получили ёмкий федеральный закон, предполагающий формирование полноценной системы контроля и ответственности СРО и Национальных объединений.
А вот что сказал не менее уважаемый президент Национального объединения строителей Антон Глушков:
Назрела упрощённая процедура исключения из Госреестра недобросовестных саморегулируемых организаций. СРО не всегда оперативно принимают решения в отношении надзорной деятельности за своими членскими организациями, это приводит к тому, что такие организации начинают недобросовестно исполнять свои обязательства, из-за чего страдают потребители.
Как видим, оба руководителя Национальных объединений не только активно поддерживают законопроект № 779131-8, но и принимали активное участие в его разработке. Но всё же лукавят, говоря о том, что экспертное мнение всех участников системы саморегулирования было учтено, и бездействие СРО в отношении контроля за своими членами приводит к нарушениям прав потребителей (читай заказчиков).
Создаётся впечатление, что, в первую очередь, интересантами именно в таком законопроекте являются как раз Нацобъединения. Это косвенно подтверждается цитатой Сергея Пахомова:
В течение 2024 года мы неоднократно обращали внимание и Минстроя России, и Национальных объединений на необходимость проработки следующего этапа реформирования системы саморегулирования в целях формирования полноценной системы контроля и ответственности. Должен отметить оперативную работу Минстроя России в этой части – в достаточно короткий срок мы совместно проанализировали проблемы и выработали консолидированные решения. НОСТРОЙ и НОПРИЗ не оставались в стороне и принимали участие в этой работе.
А ещё указанное впечатление подтверждается также тем, что законопроект фактически не приходил никакого публичного обсуждения на предмет оценки его регулирующего воздействия и был внесён только группой депутатов Госдумы.
На сайтах Национальных объединений также не удалось найти даже малейшего упоминания об обсуждении хотя бы идей будущего законопроекта, и это при том, что в НОСТРОЙ есть Научно-консультативная комиссия, а в НОПРИЗ – комитет по саморегулированию. Хочется спросить: а кто эти люди, представляющие всех участников саморегулирования и выдающие от их лица экспертные мнения?
Несмотря на то, что подавляющее большинство субъектов саморегулирования откровенно «прокатили» при подготовке законопроекта, шанс выразить мнение всё же есть. И это складывается из процедуры рассмотрения данного законопроекта. Документ на заключение подлежит отправке в Правительство РФ. Откуда он будет разослан в профильные министерства и ведомства. Также данный проект будет направлен в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Учитывая, что законопроект, откровенно говоря, сырой и имеет ряд несостыковок, а порой откровенно выбивается из общей концепции саморегулирования в нашей стране, реакция названных государственных органов может быть явно не такой, на которую рассчитывают авторы законопроекта и Нацобъединения. Но как говорится, поживём – увидим.
В свою очередь, в дальнейшем разборе и повествовании давайте все вместе постараемся разобраться и провести анализ предлагаемых к нововведению норм и последствий их введения в действие применительно для участников всей системы саморегулирования.
(Продолжение следует)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
02.12.24 в 15:08
Ну зато теперь яснопонятно откуда это всё взялось.... Под названием "экспертное мнение"....
А мне не понятно только одно - зачем так было откровенно "лукавить"? Сказали бы прямо - это мы приготовили (разработали), кушать подано....
А я считаю, что никто не говорил, что лучше должно быть СРО :=)
Уважаемые коллеги, на мой взгляд, "всенародно" избранные на свои посты Президенты НОСТРОЙ и НОПРИЗ имеют полное право выступать от имени професионального сообщества. При этом никому не возбраняется доносить до этих уважаемых лиц свои замечания и предложения, которые, они вряд ли оставят без рассмотрения по существу.
Во всем этом я не понимаю только одного. А именно, в чем авторы законопроекта усмотрели "негативную ситуацию при строительстве объектов капитального строительства"? Лично я никакого негатива не вижу, из-за наличия которого следовало бы модернизировать сложившуюся систему.
Давайте вспомним, что писалось о лицензировании и СРО в 2008 году: "В переходе от лицензирования к саморегулированию в строительной деятельности есть как плюсы, так и минусы: так, сторонники нового закона утверждают, что благодаря отмене лицензирования и введению института СРО:
1. Из строительного бизнеса уйдут слабые игроки, в первую очередь фирмы-однодневки;
2. Будет уничтожена коррупция, мешающая развитию строительной отрасли. Лицензирование - это кормушка для алчных чиновников. По неофициальным данным, в год помимо обязательных платежей и пошлин предприниматели платят до нескольких сотен миллионов рублей;
3. За качеством строительных и иных сопряженных со строительством работ будут следить сами застройщики;
4. Компания, допустившая двойные продажи и обман дольщиков, никогда не получит допуск к строительным работам;
5. Застройщик начнет тщательно контролировать каждый свой шаг, ведь в случае чего он будет наказан не только рублем, но и потеряет авторитет в профессиональном сообществе.
Противники СРО приводят те же аргументы, но - со знаком «минус»:
1. Произойдет монополизация отрасли, мелкие компании будут из нее выдавлены и уйдут на черный рынок;
2. Закон не борется с коррупцией, а только усиливает ее;
3. Стандарты качества станут пустым звуком, государство теряет инструменты контроля, а значит, на рынок могут поступить дома, не отвечающие нормам безопасности;
4. Закон представляет угрозу для дольщиков, так как не проработан и имеет много лазеек для мошенников;
5. Закон дает возможность для спекулятивных операций на рынке недвижимости, а, следовательно, жилье по-прежнему будет расти в цене и для большинства россиян станет недоступным. Стране в целом это грозит взрывом социальной напряженности".
А теперь из данной статьи: "Целями проекта нового нормативного правого акта, по мнению авторов, является негативная ситуация при строительстве объектов капитального строительства, вызванная тем, что к профессиональной деятельности допущены чуть ли не любые лица, решившие заняться инженерными изысканиями, проектированием или строительством. Отсюда и все возникающие проблемы: некачественное проектирование и строительство, а порой и инженерные изыскания, неисполнение подрядчиками своих обязательств по договорам".
Смотрим пункт 1 сторонников СРО: "1. Из строительного бизнеса уйдут слабые игроки, в первую очередь фирмы-однодневки;"
Действительно, сразу после отмены лицензий количество зарегистрированных в СРО строительных организаций оказалось примерно на 30% меньше того количества, которые имели лицензии. То есть 30% лицензий было просто куплено. Но, уже через год-полтора количество строительных организаций вернулось к прежнему (до отмены лицензий) уровню.
ВЫВОД: коррумпированный строительный рынок очень быстро восстанавливается. Нужно начинать с борьбы с коррупцией, а не с борьбы с системой лицензирования или СРО. Такие вот дела ...