Экономист
На днях автор этих строк, будучи индивидуальным предпринимателем, столкнулся с относительно свежей формой мошенничества. О котором имеет смысл знать читателям портала, чтобы не стать жертвой обмана.
Итак, утром рабочего дня я обнаружил в своём электронном почтовом ящике письмо, отправителем которого значилась Федеральная налоговая служба. Тема письма была набрана капслоком: «УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ».
Не то, чтобы «сердце тревожно забилось в груди», но некоторое напряжение появилось. Из содержания письма следовало, что ФНС проанализировала мою финансовую деятельность в качестве ИП и обнаружила некоторые подозрительные действия. Поэтому инспектору надлежит проверить мою бизнес-активность на основании приказа ФHC России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333.
Для этого в письме меня просили подготовить кассовые документы, счета-фактуры, накладные, акты приёма-передачи, авансовые отчёты. Срок их предоставления истекал в тот же день, а направить их было необходимо назначенному инспектору. В письме приводились его ФИО и две ссылки, по которым можно связаться с ним в Телеграм и WhatsApp.
Ну, и в завершение текста – аргумент для ускорения диалога с назначенным инспектором: «отсутствие ответа в установленный срок может повлечь за собой временное ограничение операций по всем счетам до разъяснения ситуации».
В наши дни мошенники весьма креативны и делают немало попыток, чтобы обмануть граждан. Поэтому важно быть начеку и на автопилоте выполнять базовые действия, которые помогут уберечься от обмана.
И первый обязательный шаг в таких ситуациях – это верификация, или же подтверждение данных. Например, если Вам звонит приветливый оператор из сотовой компании с напоминанием о необходимости пролонгировать договор (распространённая форма мошенничества, ставит целью получить от жертвы sms-код для доступа в интернет-банк либо на сайт Госуслуг), то правильным решением будет прервать разговор и самому позвонить по официальному номеру поддержки сотового оператора, чтобы выяснить этот вопрос.
То же самое касается и звонков от близких людей, которые, якобы, попали в беду, взволновано говорят в трубку пару слов, после чего по телефону разговаривает уже незнакомое лицо, требующее срочно перечислить деньги. Помните, что части мошенников удаётся подделывать телефонный номер звонящего, и звонок может поступить от имени близкого человека. А искусственный интеллект способен создавать даже видео-дипфейки, которые неотличимы от живого человека – поэтому и голос Вашего близкого, который, якобы, попал в беду, тоже можно смоделировать.
Поэтому в любой подобной ситуации мы кладём трубку и перезваниваем сами. Это и есть верификация, подтверждение данных.
Именно это я и сделал в первую очередь – для случая с электронным письмом нужно для начала взглянуть на e-mail адрес отправителя. Бинго! Письмо отправлено с домена mail.ru. Стоит ли говорить, что сотрудники ФНС не стали бы мне писать с бесплатного домена?
Поэтому с первой минуты было понятно, что это письмо – попытка мошенничества. Об этом говорили и другие детали – например, письмо было отправлено, якобы, из отдела оперативного контроля Центрального аппарата ФHС. Немного не по Сеньке шапка – им бы транснациональными корпорациями заниматься, а не скромную деятельность ИП расследовать…
Поэтому нужным для мошенников образом отреагировать может либо очень невнимательный, либо сильно спешащий человек. Обратите внимание, что попытка мошенничества делается в отношении ИП. Вероятно, расчёт в том, что «микробизнес» не имеет должной квалификации, либо перегружен своими делами, и поэтому его под предлогом срочности запроса можно тут же вывести на диалог. И здесь возникает вопрос – а как преступники намерены обмануть доверчивого бизнесмена, если он выйдет на связь через Телеграм или WhatsApp?
Видимо, здесь уже подключаются методы социальной инженерии. От банального «Ваши деньги в опасности, нужно перевести на защищённый счёт», или вымогательства некой взятки, до убеждения пользователя включить на своём устройстве функцию показа экрана для, якобы, сверки налоговых документов с отправкой в этот момент того самого вожделенного sms-кода, которые мошенники мгновенно увидят на устройстве пользователя, и получат доступ к его банковским счетам или аккаунту Госуслуг.
Поэтому будьте внимательны. Проверяйте отправителей пришедшей корреспонденции и всегда верифицируйте информацию собственным обратным звонком. Успехов Вам в защите от мошенников!
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
09.02.24 в 08:59
В первую очередь надо помнить о том, что срок в один день для ответа на запрос не закреплен не в одном нормативно-правовом акте, поэтому время всегда есть. Не поленитесь уточнить информацию.
Основной вывод: в наш век электронных тотальных реестров и цифровизации, мошенничество стало не благородным занятием, а тяжелой, системной и зачастую неблагодарной работой... И лохом в глазах просвещенного общества теперь выступает не потенциальный терпила, а скорее сам мошенник...
Если бы было так, то они бы давно прикрыли свою деятельность. Но нет, зарабатывают они неплохо. Некоторых можно вывести на откровенный разговор.
Действие идёт на мелких ИП, и время как раз ограничивают... Нет юриста, нет времени, бизнес только только может быть... Паника и неосторожность...